Дорогостоящие друзья, сегодня у нас в гостях редкая птица — изометрическая тактика в реальном поре. Ваш покорный успел забыть, что такие развлечения вообще случаются на свете. А тут, понимаешь, и тебе сразу редкая игровая формула, и самурайская Япония на дворе, и вообще. Миновать мимо решительно невозможно.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun выделила нам пять штук героев, каких судьба в разных комбинациях кидает из переделки в переделку. С тремя из них — наемным убивцем Хаято, самураем-роялистом Мугеном и снайпером Такумой, мы знакомимся разом в обучающем задании, две же барышни, воровка Юко и, ээ, шпионка (совсем шпионка-шпионка, с переодеваниями и забалтыванием стражи) Аяко подтягиваются чуть запоздалее.

Как следует из названия игры, стратегия у отряда всю игру будет гладко одна — по одному выцеплять слабые звенья из обороны противника, причем мощно желательно без шуму и пыли. Тактика же нашему квинтету доступна самая многообразная, от бросков сюрикена (да, ровно одного сюрикена, вам еще потом бегать-подбирать его придется) из-за угла до цирка с тануки. Суть одна — пока самураи Вася и Петя по различным причинам ничего не видят, самураи Юра и Коля получают по удару в горбу и отъезжают в ближайшие кусты.

Само собой, временами вышеописанные игровые законы совсем не дружат со здравым смыслом. Особенно весело смотреть, как самураи при облике трупа с перерезанным горлом начинают носиться по карте как угорелые, а затем по большенному счету игнорируют инциденты типа падения на братьев по оружию кубометра древесины. Любой первый шиноби подтвердит — провал реального задания гарантирован в обоих случаях. Атмосфера суровых восточных феодальных разборок в такие моменты несколько рассеивается, но куда подеваться — правдоподобие было принесено в жертву увлекательному геймплею.

Может быть, это мне попросту стоит выкрутить вверх уровень сложности.

Конечно, супостаты тоже кое-что умеют. В основном, истина, дело ограничивается неустанным дозором, и пока наши диверсанты проявляют осмотрительность и расчетливость, им ничего не грозит. Некоторые чужие пешки расставлены на доске с одной один-единственной целью — пасть бесславной жертвой коммандос. Кто-то стоит ровно под трамплином для прыжка с шашкой наголо, кто-то в одиночку странствует между зловещими кустами, кто-то просто занят ремонтом деревянного ящика и не смотрит по сторонам… Перед тем, как стребовать с игрока какой-либо нетривиальный тактический этюд, Blades of the Shogun дает почувствовать мочь. Но уж когда настает момент истины, тогда будь добросердечен — и навыки всех подопечных задействуй, и время выгадай, и поступки синхронизируй.

Кстати, да, синхронизация. Для этого дела дизайнеры вделали игру целую отдельную механику. Паузу в BotS поставить невозможно, зато можно через Shift раздать приказы для единовременного исполнения. Причем, получив директивы, наши подопечные ожидают отдельной отмашки, чтобы начать работу. Подбор успешной комбинации маневров есть главное счастье в игре. Глядишь, как срабатывает твой гениальный план по превращению целого патруля в органическое удобрение, и давя радуется.

Другое дело, что до дебютного исполнения шедевров группового ниндзюцу как правило случается штук десять напрочь запоротых дублей плюс пять генеральных прогонов, где всю дискотеку запорет одно фальшивое движение. Не оборваться на самый очевидный (и оттого одновременно рискованный и глупый) вариант случается о-о-очень тяжело. К счастью, разработчики не только предугадали мое дуболомство, но и как могли помогли мне его купировать.

Прежде итого, они повесили по центру экрана таймер автосейвов. Первые десять минут ты ненавидишь эту нервирующую ненужную лажу. Затем ты десять минут обдумываешь собственный следующий ход, безбожно проваливаешь эпизод посередине карты, и вдруг выясняется, что заключительный раз ты сохранялся чуть ли не на старте миссии. Скрипя зубами, загружаешься и уже одним глазом поглядываешь на часики. За два часа игры таймер становится твоим основным другом, товарищем и братом.

Вторым твоим любимым союзником становятся собственно сейвы. То есть, они по умолчанию здоровы в любой игре, но здесь разработчики сделали нам еще один дар. Если в первый раз карта грузится странно долго, то скорые сохранения загружаются почти в момент. Вишенка на торте — во пора миссий в меню Esc помимо стандартного списка опций вечно будут висеть три здоровые иконки с последними сохранениями. Все весьма просто и очень удобно.

Эти две вроде бы мелочи буквально преображают игру. Не геймплей как таковой, но то, что за неимением достойного перевода именуется «экспириенсом». Вместо того, чтобы вечно тыкать в отдельное меню с сохранениями и пятнадцать секунд цокать стилем в черный экран, ты просто жмешь Esc, наотмашь тычешь в скриншот заключительного автосейва и уже через три секунды продолжаешь увлекательный мозговой штурм.

Как немного, оказывается, нужно для счастья.

Чем дальше в японскую лесную горную степь, тем масштабнее становятся локации и тем вяще у ваших подопечных вариантов выполнить задание. К вящему счастью двупалых ленивцев образа меня, игра никогда не ставит миссии на таймер, потому решительно каждый первый боевой эпизод можно обдумывать сколько угодно. Сидишь и разгадываешь головоломки в свое наслаждение.

Маньяки, конечно, свободны взяться за факультативные испытания. Миновать карту за 15 минут. Не убить никого, кроме мишеней задания. Убить всех. Погасить все факелы на локации. Уложить пять стражников, сбросив булыжник с обрыва. Завести десять неприятелей в капканы. Не применять капканы. И так далее, и тому подобное.

**

Shadow Tactics: Blades of the Shogun можно пожурить за не самые очевидные горячие клавиши и за не самую детализированную на свете графику, но все это — ерунда. Ерунда, потому что в Blades of the Shogun так интересно играть, что ты не обращаешь внимание ни на что и ни на кого, кроме упрашивающих заточки дворцовых патрулей и путешествующего по окрестностям вместе со служанкой чайника, в какой нужно подсыпать яд.

Если честно, ваш покорный сам не ждал, что стратегия с по сути небольшим комплектом механик и лаконичным техническим исполнением так здорово его затянет.

Словом, если вы обожаете тактические головоломки, ни в коем случае не проходите мимо.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Дата выхода:
6 декабря 2016
Издатель:
Daedalic Entertainment
Разработчик:
Mimimi Productions
Жанры:
Стратегия
Перроны:
PC
В рейтинге игр:
354 место
Оценка редакции:

86 %
Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Да

Оценка читателей:
+1
+