Живо для платформы: PC

В 2015 году французская студия с совсем не французским, но милым нашему вести названием СССР показала пример действительно глубокого и ювелирного симулятора выживания Dead In Bermuda, где на первом месте менеджмент не ресурсов, а людей, их нравов, привычек, слабостей и взаимосвязей. Мы управляли восемью туристами, какие, как в сериале «Остаться в живых», после авиакатастрофы оказались на затерянном острове. Там они немало общаются, ссорятся, мирятся, грустят, радуются, образуя сложную цепочку взаимоотношений, — всё это воздействует на их характеристики, эффективность работы в лагере и на наши шансы выжить.

Три года спустя наконец-то вышло идейное продолжение той игры. Лишь в Dead In Vinland всё стало ещё больше, краше, глубже, лучше — с новоиспеченными возможностями, древними викингами и голой Фрейей, знаменитой богиней влюбленности и предводительницей валькирий.

[embedded content]

Мир дикого викинга

На самом деле, в Dead In Bermuda тоже было немало неодетых мифологических женщин и богов (точнее, пародий на них), но в игре про викингов Фрейе, удобопонятно, уделено повышенное внимание. Главные герои находят её на необитаемом, как они находили, острове. Только попали сюда древние викинги, удобопонятно, не после падения самолёта, который увозил их с курорта, а после того, как шторм обратил в щепки их драккар — на нём небольшая семья во главе с бородатым Эйриком спасалась бегством после лукавого нападения.

Осознание, что остров на самом деле обитаем, пришагало достаточно быстро. Помимо матушки-природы, голода, болезней и угрозы обезвоживания основными врагами героев становится местная банда во главе с кровожадным викингом Бьёрном, обладателем огромной секиры и четы черепов в руке. Он заявляет, что на острове всё принадлежит ему, и обкладывает героев данью, заставляя раз в несколько дней делиться различными ресурсами — дровами, водой и так далее.

Эйрику с семьёй не остаётся ничего другого, кроме как подчиниться. При этом они вынашивают планы мести, разыскивают союзников и базу Бьёрна, а когда встречают Фрейю и прослушивают её — понимают, что на самом деле местный тиран может быть не самым ужасным злом. Вот вокруг этого и строится сюжет, в рамках какого героям, как и в Dead In Bermuda, придётся исследовать остров, встречать различных колоритных персонажей, выполнять текстовые квесты и много знаться в лагере после тяжёлого трудового дня.

Только если в предыдущей труду французов в истории было много комедии и откровенных фриков, то в Dead In Vinland всё сделалось серьёзнее. Да ещё и с разными концовками, на которые мы влияем своим выбором. Это отпечатлелось и на картинке (стиль рисования тут уже ближе не к комиксу, а к The Banner Saga), и на персонажах, и на беседах, которых, к слову, здесь больше — 150 000 слов в диалогах и текстовых квестах на 14 играбельных персонажей (вместо восьми). Жалко только, что ни одно из этих слов — во всяком случае, пока — не перемещено на великий и могучий.

Разные люди

Это особенно обидно (ну, для тех, кто не ведает английский) потому, что Dead In Vinland — очень подробный, въедливый и глубокий симулятор выживания с тонким менеджментом как людских, так и физических ресурсов. И порой приходится чуть ли не в блокнот выписывать все особенности, мощные и слабые стороны каждого, их взаимоотношения друг с другом и так дальше.

Dead In Vinland обзор игры

Проверки навыков идут постоянно, а неудача усиливает депрессию.

А особенностей этих туча и ещё два облака. Некто сильнее, кто-то мудрее, кто-то изначально лучше проявляет себя в охоте и рыбалке, некто мастер «крафта» и так далее. Этих умений множество, они расшиблены на четыре группы и прокачиваются по мере использования — при желании и из ремесленника можно принудительно сделать неплохого повара, вот только в процессе он будет впадать в депрессию и уставать. Тем немало если у него изначально есть склонность к депреснякам по любому предлогу.

Этих вот положительных и отрицательных склонностей не было в Dead In Bermuda, а тут они глядятся отлично и делают игру ещё глубже. Черты не прокачиваются, а выступают на старте. По мере получения уровня мы и сами можем выбирать новоиспеченные склонности, список которых — огромен.

И навыки, и черты необходимо учитывать при распределении наших подопечных, когда мы каждый день ставим их трудиться в лагере. И если, например, жена Эйрика обожает сидеть дома, а её дочурка Кири — гулять, то первую логично покинуть в лагере, чтобы собирать воду или варить пиво, а дочку необходимо отправлять на исследование острова.

Неслучайные случайности

Также характеристики персонажей значительны при решении текстовых квестов, которые попадаются нам при исследовании острова и открытии новоиспеченных локаций. Там можно встретить какого-нибудь нового персонажа, наткнуться на пещеру, огромное дерево с черепами на ветках, на ящик, плавающий в море, и так дальше. Вы должны аккуратно выбирать, какое действие и кто именно свершит, — так, мать Кири благодаря продвинутой харизме лучше знается с незнакомцами. Хотя вот Бьёрн-тиран при первой встрече ещё больше разозлится на Эйрика, если мы в качестве переговорщика вышлем его супруга, — дескать, спрятался за юбкой бабы.

Dead In Vinland обзор игры

Главного неприятеля на первых порах не победить!

То есть диалоги и текстовые события сделались более нелинейными. В одной и той же ситуации можно поступить по-разному — оттащить подозрительный ящик в стан или попробовать взорвать на месте, изловчиться и быстро поймать чету птиц или притаиться и подождать в надежде на более крупную добычу.

Обожает не любит

Перед сном и раздачей пайков (мы решаем, кому сколько воды и еды выделить) все наши подопечные деятельно общаются возле костра в лагере. Эти разговоры очень значительны — не только потому, что периодически двигают сюжет, но и потому, что воздействуют на отношения между людьми, а также на их показатели депрессии.

Как я уже произнёс, персонажей под вашим мудрым или не очень управлением, помимо членов семейства Эйрика, в итоге будет много. Постепенного расширения группы за счёт появления новоиспеченных выживших в Dead In Bermuda не было, а тут отряд может разрастись аж до 14 человек! Или не может?

Все встреченные нами люд колоритные, но не все изначально вызывают доверие. И если строгую девицу с катаной и в кимоно (храбра, ест немного, но уязвима к болячкам) разом хочется взять к себе, то плутоватого вида французский монах (проблема, как они оказались на этом острове, оставим на совести сценаристов) выглядит подозрительно. Желая, может, это просто лицо у него такое, французское? А с его продвинутыми навыками приключенца он бы весьма пригодился в лагере, где половину ломает депресняк, а вторая мучается от обезвоживания или падает с ног от усталости.

Dead In Vinland обзор игры

Воду надо набирать и кипятить, но на это уходят дрова и пламя, а без них загнётся всё.

Решившись взять-таки монаха в лагерь, у костра с ним вы вольны поговорить по-разному — благожелательно или с некоторой настороженностью. И остальные по-разному к этому отнесутся. В итоге может вспыхнуть семейная распря, в которой вспомнятся старые обиды, кто-то кого-то поддержит, некто нет, полетят вниз или вверх уровни отношений друг к товарищу, поднимется или снизится градус депрессии и так далее.

Такой бардак творится почти в любой ситуации. Но прописаны характеры отлично, поэтому следить за ним увлекательно. А ещё интереснее самому влиять на взаимосвязи героев, которые в итоге могут повергнуть к самым разным последствиям, в том числе к интригам, скандалам, изгнанию из станы или, наоборот, к романам и укреплению ячейки общества.

Когда не помогает мочь слова…

Персонажи, которые ладят друг с другом, эффективнее трудятся вместе (например, в кузнице или в саду), и наоборот — это нужно учитывать, даже когда вы выбираете, кто будет воевать. Да-да, в Dead In Vinland появились управляемые сражения — вполне логично, ведь тут у нас не пугливые туристы, а натуральные викинги!

Dead In Vinland обзор игры

Депресняк, что логично, снимается алкоголем, но пить лучше в компании.

Проходят битвы в пошаговом порядке и чем-то напоминают то, что мы видели в серии Disciples. Бойцы стоят товарищ напротив друга — «милишники», как правило, в первом линии, стрелки во втором — и в свою очередь (зависит от инициативы) атакуют, используя умения, или накладывают различные улучшения на себя или союзников. Только тут разрешено перемещать подопечных между линиями и отталкивать врагов, а роль «баффов» и «дебаффов» очень значительна. Сами атаки обставлены очень эффектно — отдельной писанной картинкой.

Полно в Dead In Vinland и других улучшений и нововведений — например, возможность выбора в диалогах (именно в них, а не в текстовых квестах), управление водой, воздействие погоды (дождя, шторма или засухи). Глубже стала и система «крафта» и стройки в лагере — зданий и полезных станций тут больше, к тому же их можно неоднократно улучшать.

Минусов у игры почти нет. Понятно, что тут чувствуется кой-какая репетативность, когда вы каждый день совершаете примерно равные действия. Но «рандомность» событий на карте, а также динамичная смена состояния и расположений персонажей нивелирует это. Огорчает, конечно, отсутствие русского стиля, но я надеюсь, что это явление временное.

Диалоги не озвучены, но вспомните про 150 тысяч слов и про то, что СССР в этом случае — это не огромная держава, а маленькая независимая студия. История порой движется медленно или выкидывает странные кренделя, но в принципе такие проекты вообще не про сюжет — неплохо, что он тут есть, да ещё и с разными концовками, уймой колоритных персонажей и отличными богинями любви и войны.

Dead In Vinland обзор игры

Лёгкими сражения кажутся лишь поначалу.

***

Dead In Vinland не на шутку затягивает — из-за неё я даже на пора забыл про Yakuza 6: The Song of Life, которая сейчас меня представляет с дивным новым миром PlayStation 4. Разработчики, сохранив базовую механику своей прошедшей игры, так прокачали и дополнили её, что фактически сделали лучший и самый бездонный на сегодня симулятор выживания в своём поджанре (я про инди, где нет облика из глаз и движка Unreal Engine 4).

Плюсы: интересный сюжет; колоритные персонажи со своими чертами нрава и сильными и слабыми сторонами; сложная и подробная, богатая на варианты механика выживания; появление пошаговых сражений; отличная графика; атмосферная музыка.

Минусы: кое-какая повторяемость геймплея; отсутствие русского языка.