Живо для платформы: , что-то вроде арбитров, шерифов и инквизиторов в одном лице.

Но даже Бессмертные иногда уходят на покой. А перед этим выбирают преемника, устанавливают на нём метку и отправляют в паломничество по храмам, чтобы тот провёл особый обряд и стал новым членом Совета. Так вот, мы играем за одну из Вершительниц, какую неожиданно для неё самой сделали одной из таких паломниц на пути к Бессмертию.

История в тактических RPG, как правило, не играет первую роль, и в Fell Seal она ничего выступающего не предлагает. Нелинейность и муки морального выбора — это не про неё. Наша героиня, наоборот, показательно справедлива и принципиальна — немного даже до дурноты.

Просто, но интересно

Но и совсем уж проходным сюжет не назовёшь — наша Вершительница с командой верных компаньонов и наёмников, как обитает, встречается с разными препятствиями на пути. Ей пытаются помешать коррумпированные дворяне и некоторые другие Вершители, спевшиеся с бандитами. В Рекомендации обнаруживаются предатели.

Fell Seal: Arbiter's Mark обзор игры

Сейчас будет очередная атака по площади.

По большому счёту мы движемся от храма к храму по сюжетным рельсам, проложенным на глобальной карте. Но порой встречаются и развилки, где можно, например, разбить логово разбойников и заполучить в команду сильного союзника (хотя вы можете этого и не мастерить) или зайти на арену и поучаствовать в турнире ради денег и опыта.

Кроме того, периодически случаются особые события — как правило, это беседы по душам с ключевыми напарниками, у каждого из которых за спиной своя история. Впрочем, никаких персональных квестов и систем морального воздействия на компаньонов, как в партийных RPG от BioWare и Obsidian, тут нет.

Классовое расслоение

Главное блюдо Fell Seal — это, естественно, тактические сражения. А они в основе своей выстраиваются на детальной и разветвлённой системе классов. Специализаций тут много — рыцари, плуты, наёмники, маги, врачеватели, чумные доктора, следопыты, механики, торговцы и иные. Плюс уникальные наборы для главных действующих лиц — вроде рыцаря-демона. Всё это разрешают комбинировать — у одного персонажа может быть две специализации одновременно. И никаких ограничений: желаете плута-мага или следопыта — чумного доктора? Пожалуйста. Таким образом набирается два-три десятка уникальных комбинаций.

Любая специализация даёт свои активные и пассивные умения, которые мы изучаем по мере того, как зарабатываем опыт в копилку собственно этого класса. Соответственно, в боях персонажу доступно сразу два набора навыков — порой достаточно неожиданно соседствующих товарищ с другом. Но вы в любой момент можете решить: мол, вот этот плут/наёмник лучше бы занялся прикладной или лечебной магией, а не обстреливал неприятелей из арбалета. И тут же на глобальной карте, в точке, где есть гильдии наёмников (а их немало), сами выбираете новый класс.

Fell Seal: Arbiter's Mark обзор игры

В игре цело самых разных «боссов».

Творческая мастерская

Это особенно удобно потому, что все присоединившиеся или нанятые в тех же гильдиях члены отряда получают эксперимент и развиваются во всех классах, даже если не попадают в состав 4—7 бойцов, которые участвовали непосредственно в свалке. Да, опыта получают меньше и не так быстро прокачиваются в непрофильных специализациях, но тем не менее.

К тому же практически все хотя бы раз-два участвуют в сражениях, подменяя товарищей. Дело в том, что павшие на ратном поле получают травмы и штрафы к характеристикам. А встают на ноги лишь после того, как пропустят следующий бой. То есть у вас всегда на подхвате должно быть несколько вооружённых и опасных персонажей.

Получается так, что в течение всей игры у нас есть комплект неплохо прокачанных и готовых к смене класса героев. Как вы понимаете, всё это открывает просто прорву возможностей по конструированию уникальных партийных билдов — никто не помешивает постоянно экспериментировать, создавая подходящие комбинации классов и способностей. Понятно, что главная героиня и её ближайшие соратники вечно будут сильнее остальных, но вот кто ещё составит им компанию, насколько основная партия сильнее и на чём она специализируется, — это уже зависит от вас. А выбор состоятельный — тут есть даже жуки-воины со своими классами.

Где-то теряем…

На пересечённой местности мы, как водится, по очереди двигаем своих героев по клеточкам, атакуем ими, используем заклинания, умения или зелья. При этом кое-каких возможностей явно не хватает.

Fell Seal: Arbiter's Mark обзор игры

Тут всегда можно сменить костюм и даже цвет глаз любого воина.

Удары в горбу или с фланга наносят больше урона, но, если ваш или вражеский боец проходит в тыл по соседней клетке, он не получает штрафов и никто тут же не атакует его. Да и отстаивать друг друга, если вы поставите персонажей рядом, как это было, например, в The Banner Saga, никто не будет. К тому же в игре немало умений и заклинаний, бьющих по линии и по площади, — кучковаться как раз нежелательно. В итоге зачастую всё сводится к тому, чтобы вовремя забежать друг дружке в зад и жёстко наказать врага за такую невнимательность.

Авторы утверждают, что в боях нужно использовать рельеф, но на самом деле он пригождается в весьма ограниченных случаях, когда мы можем скинуть врага в воду или зажать на каких-то участках. Но вот скинуть в пропасть за пределы карты отчего-то нельзя. Также нельзя использовать высоты лучниками — никаких усилений или штрафов за то, что вы стреляете снизу вверх (как, произнесём, в Divinity: Original Sin II), тут не предусмотрено.

…Где-то находим

И всё же в местных сражениях есть своя тактическая прелесть и сложность. Связано это прежде итого с классовым разнообразием. Врагов всегда много, они сильны и используют разные тактики — тут и маги, и стрелки, и воины, и дьявол знает кто ещё. Плюс бывает, что прибегают, прилетают, прискакивают или приплывают какие-то животные и монстры, устойчивые к разным стихиям или умеющие подлечивать себя, нанося урон иным. К тому же и вы, и враги можете использовать особые состояния и атаки, которые накладывают дополнительные эффекты — яд, кровотечение, ярость, снижение защиты или урона и так дальше.

И на всё это нужно адекватно реагировать тщательно подобранными и скомбинированными силами. При этом вас могут ещё попросить убить конкретного персонажа или, навыворот, защищать его, продержаться столько-то ходов. В такой ситуации наличие у вас и у врагов огромного количества атак, бьющих по черты или по площади, вносит дополнительную сложность и изюминку — всегда приходится думать, как расположить бойцов так, чтобы ваши двое-трое-четверо разом не попали под раздачу, а вражеские — попали.

Fell Seal: Arbiter's Mark обзор игры

Диалоги переведены на русский, а вот озвучивания здесь нет вовсе.

А уж какие тут бывают свалки с «боссами»! Например, ваших шестерых перепуганных бойцов с 200—300 очками здоровья атакуют сразу три огромных речных чудища, у каких в совокупности под 3 000 хитпоинтов, а они ещё и всякую гадость призывают. Я на этот бой потратил чуть ли не час. Это, кстати, не комплимент — хотелось бы вяще динамики в драках.

Когда гринд не помеха

В любом случае даже на нормальном уровне сложности выживать в Fell Seal ох как непросто. Отдельный, не разобравшись толком и получив по шапке уже в начале, начинают обвинять игру в том, что она несбалансированная и вообще какая-то не такая. Желая на самом деле это не так: в ней надо разбираться, пробовать, комбинировать и экспериментировать с составом партии.

И, конечно, периодически возвращаться в пройденные локации, чтобы заработать эксперимента и денег на покупку в магазинах самой крутой экипировки для каждого подопечного. Но запредельного гринда нет — в одной ситуации мне достало 3-4 лишних боёв, чтобы разобраться с теми, кто мешал пройти дальше по сюжету. Благо деньги и опыт за свалки выдают в целом охотно.

«Боссы» порой появляются очень неожиданно.

***

Fell Seal: Arbiter’s Mark — это вполне достойная наследница Final Fantasy Tactics и подобных игр, какая постоянно бросает вызов даже прожжённым ветеранам жанра. Пропускать её строго не рекомендуется — отличный тренинг и предлог вспомнить или обновить свои тактические навыки, знания и привычки.

Плюсы: сложные тактические сражения; продвинутая система классов; весьма приятная картинка с акварельными нотками.

Минусы: сюжет мог бы быть и посложнее; в тактических сражениях не хватает некоторых возможностей; музыка различная, но слишком стандартная для таких игр.