Намедни на сайте Polygon.com показалось занимательное интервью с основателями Riot Games, Марком Мериллом и Брендоном Бэком. Сообразно тексту, вышеупомянутый дуэт «до сих пор инвестирует в киберспорт миллионы, без барыши». Да, крупнейшая, популярнейшая международная лига по League of Legends продолжает приносить уроны.

Как отметили Мерилл и Бэк, в будущем положение вещей вряд ли изменится. Вот такие во главе Riot стоят тороватые киберспортивные меценаты; можно сказать, Riot занимается благотворительностью и сливает денежки в никуда, лишь бы любители LoL смогли получить лучшую прогеймерскую лигу на свете.

Как нетрудно догадаться, на деле все не так попросту, и рисуемый Polygon’ом (и основатели Riot здесь, конечно, подыгрывают журналистам) несколько искажает реальность. Правда же в том, что LCS убыточна просто потому, что она и задумывалась убыточной. Немало того, если бы LCS была прибыльной, у Riot Games завязались бы серьезные проблемы.

Конфликты интересов

Главная проблема — это бизнес-модель Riot. Компания, на всякий пожарный, занимается прежде итого разработкой видеоигр(ы League of Legends), а не проведением спортивных лиг. Подавайте посмотрим, как это все можно скомбинировать лучшим образом.

Если бы основным приоритетом Riot Games была таки лига, то игра бы была подстроена необыкновенно под лучших прогеймеров мира. Из LoL получилась бы фантастическая киберспортивная дисциплина с клиентом, вводящим в себя множество функций, которые так сильно просят профессиональные игроки. Так, была бы в конце концов сделана тренировочная «песочница». Лишь вот до своей текущей аудитории в 103 миллиона игроков League бы не вблизи не доросла.

Riot меж двух огней (в смысле, бизнес-моделей)

С иной стороны, Riot могла бы функционировать только как девелоперская контора. Компания могла бы игнорировать заявки прогеймеров — например, полностью пропустить мимо ушей недавний диспут с киберспортивными проектами по предлогу расписания выхода патчей для игры — и, соответственно, сфокусироваться на привлечении как можно вящего числа геймеров.

Сейчас разработчики не ударяются ни в одну из крайностей, пытаясь усидеть на двух стульях. И чем дальней, тем эта задача становится труднее, что начинает бить по обеим «экосистемам». Политика Riot с выходом патчей фактически толкнула команды на создание профсоюза, какой мог бы продавить глухую оборону компании и заставить ее таки обратить внимание на масса проблем, от которых Riot до последнего момента спокойно отмахивалась. А всякие компенсации игрокам и прогеймерский брендинг, вообще-то, классических разработчиков игр занимать не должны от слова «совершенно».
Бизнес Riot сейчас пытается и собрать вокруг своей игры вящую зрительскую аудиторию, и выжать максимум из микротранзакций. Конечно, одно будет помогать иному, но только до определенного момента. Этот самый лимит и бьет по Riot — проекты, сфокусированные лишь на одной из мишеней, уже успели обогнать компанию в своих областях.

Не паримся

Есть в головоломке имени Riot еще одинешенек элемент, без которого практически невозможно понять, в каком разрезе компания глядит на киберспорт. LCS для Riot – это loss leader, товар, продаваемый с уроном с целью привлечь покупателей. Польза от него должна пришагать позже. Ну а так как Riot не видит LCS источник дохода, то подходит она к нему не так, как стоит подходит к натуральному бизнесу.

В каком-то смысле, LCS освобождена от необходимости быть доходной. Помнится, на Первое апреля LCS выкатили масштабный шоу-матч с комментаторами лиги, игравшими в модификацию «League of Draven». Такую потеху ни одна из профессиональных спортивных лиг устраивать не сделается. Но вот у Riot есть пространство для маневра, и LCS тратит кучу ресурсов на нечто, не имеющее к киберспорту утилитарны никакого отношения.

Мне довелось прочувствовать этот подход собственно, во время фрилансинга для сайта Riot Games Lolesports. Собственно прогейминг освещался на ресурсе неглубоко, а вот всякие продукты от Riot проталкивались там основательно. Само собой, это отражалось на контенте, особенно если глядеть на посты сотрудников Riot.

Огромный потенциал

Узел имени Riot Games, какой надо и игру разрабатывать, и киберспортивную лигу проводить, распутывается легковесно — нужно просто развести девелоперов и прогеймерский отдел по различным углам. Плюс, сами Riot-то принадлежат компании Tencent, и та запросто может отпочковать от разработчиков какую-либо «LCS Company» и моментально как следует перезавязать партнерские проекты по лиге.

Основная барыш никуда не денется, но вот LCS теперь надо будет шевелиться и получать собственный хлеб. Ее же выдернули из-под теплого родительского покрывала Riot.

К тому же, такой ход откроет потенциальную возможность обессилить удавку на шее прогеймеров. Например, наконец у привязанных контрактами к ноге Riot игроков покажется возможность устраивать трансляции по другим играм. А то, понимаешь, даже в Mario на Twitch сейчас профессионалам LoL резаться нельзя.

Главное же, отделение LCS от Riot даст толчок к развитию сопутствующих бизнесов. Компании надо будет заняться мерчандайзингом, разобраться с правами на передачи и прямой рекламой. Сейчас перед Riot таких проблем просто не стоит, но для независимой лиги это критически важные сферы деятельности.

Есть суждение, в текущем своем виде LCS падет под натиском конкурентов. Тот же Counter-Strike: Global Offensive в прошедшем резко прибавил в аудитории, а недавнее образование ассоциации PEA и старт здешней лиги — деньги киберспортивных проектов смотрят в сторону CS:GO. И может быть, льющееся лидерство LCS продержится не так долго, как многие сейчас думают.