Наименование: Mafia II
Разработчик: 2K Czech

Зарубежный издатель:
2K Games

Издатель в России:

Системные заявки:
P4-3.0, 1.5 GB RAM, 128 MB 3D Card

Рекомендовано: Quad Core 2.4, 2 GB RAM, 256 MB 3D Card

MultiPlayer: Нет
Жанр: Action
Игра вышла: 24.08.2010
Рейтинг: 7.7

“Мы бандито, знаменито, мы стрелято пистолето…”
Mafia: The City of Lost Heaven (2002) для немало навсегда останется одной из самых запоминающихся экшн-игр, к какой не стыдно возвращаться и 8 лет спустя просто потому, что ничего вылитого с тех пор не выходило. Между тем, заполнить пустующее пространство в играх на гангстерскую тематику пытались различные разработчики, так, в дилогии The Godfather (2006-2009) или в проекте Scarface: The World is Yours (2006-2007). Однако ни одинешенек настоящий поклонник не терял надежды на то, что даже после присоединения чешской команды Illusion Softworks к 2K Games всемирно популярный игровой бренд Mafia рано или поздно снова заявит о себе. Разумеется же, было бы наивно полагать, что на концепции сиквела не отразится не так давным-давно прошедший в мире финансовый кризис, а также новые продюсеры, каким, по понятным причинам, была важна коммерческая сторона проблемы.

Mafia II разрабатывалась почти что в условиях информационного вакуума. Небольшие порции очередных секретов об игре методично распространялись по вселенной только тогда, когда продюсеры считали это возможным. Еще в прошедшем году мало кто представлял себе, какой окажется Mafia II в плане геймплея, сумеют ли разработчики сделать достойный сиквел, и предпочтут ли инновации престарелой и проверенной временем классике. Авторам даже пришлось столкнуться с непримиримой позицией со сторонки объединения итальянцев, переселившихся в Америку и утверждающих, что Mafia II порочит их беспорочный образ законопослушных граждан.

Не успел состояться релиз, как проект очутился под шквальным огнем критики раздосадованных рецензентов, искушенных отворёнными игровыми мирами, являющимися визитной карточкой совсем иной студии – Rockstar. После прочтения некоторых англоязычных отзывов создается впечатление, будто их авторы вместо Mafia II ожидали увидать кальку с Red Dead Redemption (2010), но только в декорациях криминальной Америки 1950-х гг. Немного кто и вовсе вспоминал о первой части, ее уникальных особенностях и тем, чем она так полюбилась пользователям. Желая 2K Czech, напротив, на всем пути творческого процесса разрешила оставаться верной прежним традициям. Остается лишь разобраться, где собственно этого оказалось недостаточно для успеха.

Итак, главный герой, Вито Скалетта, растет в небогатом квартале семейства итальянских иммигрантов в Америке. Его отец день и ночь трудится в местном порту, но на жизнь этого не очень хватает. Чтобы гарантировать ребенку хорошее будущее, родители отправляют его в школу для изучения английского стиля, где Вито и знакомится с добродушным Джо, который со временем проявит себя как весьма предприимчивый молодой человек, готовый на многое в попытках заработать. Первое же ограбление приятелей оборачивается несчастливо.

Желая избежать тюрьмы, Вито отправляется на фронт Другой мировой войны. В ходе сицилийской операции “Хаски” (1943) и несчастливого десантирования Скалетте удается подружиться с местными партизанами и повоевать с фашистами, освобождая бойцов Сопротивления. Динамичная первая миссия заодно является и обучающей, где можно освоить управление и даже пострелять из пулемета.

Вернувшись в Штаты, Вито опять встречается с Джо, который вовлекает друга в преступный оборот, а заодно помогает “откосить” от нужды возвращаться в армию. Долговые обязательства умершего отца заставляют Вито скоро признать, что деньги помогут решить любые проблемы, потому он и начинает интересоваться возможностями быстрого заработка. Джо отвозит приятеля к механику Майку, что на автосвалке готов принимать украденные машины на запчасти. С этого и стартует преступная карьера Вито и Джо, какие позднее подружатся с киллером из семьи Клементе – Генри Томасино. Еще какое-то пора герой колеблется, вспоминая слова матери о необходимости заниматься беспорочным трудом, но первый визит в местный порт и работа грузчиком за гроши колыхают последние сомнения. Ограбления магазинов и угон машин приносят вяще.

История одного гангстера
Mafia II – игра, целиком выстроенная на сюжете. Здесь нет мультиплеера, да и свободный режим FreeRide с комплектом занятных опциональных заданий, присутствовавший в первой части, до другой не добрался. Заняться между миссиями основной истории особо нечем, но в городе Empire Bay, сочетающем черты реальных Нью-Йорка и Сан-Франциско того поре, жизнь бьет ключом. Горожане спешат по своим делам, а тут и там разыгрываются самые различные сценки из жития обитателей города.

Среди доступных для посещения построек выделим гараж, где за денежки проводится тюнинг автомобиля, а также меняются колесные диски на немало стильные и дорогие. В этом же месте машину дозволено перекрасить или взять новоиспеченные номерные знаки (с побуквенной настройкой символов). Если транспортное оружие числится в розыске, то изменение облика и номеров поможет освободиться от излишнего внимания стражей порядка на улицах.

Когда городская полиция начнет охоту на самого героя, то кататься по городу можно без проблем, а вот на очи полисменам лучше не попадаться, по крайней мере, пока не удастся переменить костюм на другой, выбирая из самых различных вариантов: рубах и брюк, курток, костюмов и шляп всевозможных расцветок. Обладатели загружаемых дополнений Greaser Pack, Made Man Pack, Renegade Pack, The Vegas Pack и War Hero Pack получили свои оригинальные одеяния вроде убранства байкера или модного “прикида” завсегдатая казино.

В закусочных, барах, ресторанах или домашнем холодильнике можно разжиться едой и напитками, чтобы целиком поправить здоровье и быстро залечить любые раны. Это означает, что аптечки вяще не потребуются, а энергия понемногу восстанавливается, пока в героя не попадают новоиспеченные пули. К слову, три уровня сложности как раз и влияют на живучесть Вито и способность к частичной регенерации его сил в бою.

В Эмпайр-Бэй всем заправляют три семейства: Клементе, Фальконе и Винчи. Последний – самый опытный и многоуважаемый дон, чтящий традиции, а также глава местной гангстерской Комиссии, разбирающей прения между кланами. Карло Фальконе – визави, весьма скользкий тип, не брезгующий промышлять торговлей наркотиками, но почитающий своих людей, тогда как для Клементе главное – лишь собственное благосостояние. В отличие от оригинальной игры Вито во взаимоотношениях с ненавидящими товарищ друга работодателями действует довольно прагматично: он уже убивал, и ему необходимы деньги, поэтому его волнуют только родная семья, наилучший друг Джо и задания, не исключающие возможности выжить. В общем, с приездом Вито число преступников и криминальных авторитетов в городе начинает неумолимо снижаться.

Требуется рассыльный на личном автомобиле
История Mafia II насчитывает 15 глав, на прохождение любой из которых понадобится 25-50 минут в зависимости от того, чем вы будете заниматься между миссиями, какую сложность изберёте, и сколько дополнительных попыток от предыдущих точек сохранения вам потребуется. В заданиях Mafia II сделалось меньше динамичности, но больше драматичности, да и сюжет прибавил мрачных красок. В крышке концов, 1945-1955 гг. прошлого века уже сложно находить временем расцвета для старомодных гангстеров, чтящих “Омерту”. Геймплей изобилует заданиями по доставке грузов и пассажиров, исследованию окрестностей, путешествиями из дома в бар, заездами на пора, возвращением в любимую кровать после каждой миссии и даже удивительными заданиями по уборке помещений неоднократным нажатием одной кнопки. Есть и примечательные изюминки, когда необходимо ночью прокрасться к сейфу, разобравшись с тремя охранниками и придумав, как отключить сигнализацию.

В процессе прохождения Вито успевает переменить аж 4 места жительства, неоднократно лишиться всех кровно заработанных оружий, что делает функцию наличия денег спорной. С одной сторонки, можно купить оружие перед заданием, а, с другой, любой убитый оставляет после себя какую-то пушку или патроны. Подлинно, излишек денег, по сути, потратить не на что. Любую машину можно угнать и поставить в родимый гараж с учетом его вместимости, да и заранее не узнать, когда сценаристы опять решат опустошить карманы героя. Если необходимо скоро украсть автомобиль, то можно и стекло разбить, но возникает риск неприятностей с полицией. Бесшумный угон предполагает труд с замком и проверку пальцев на ловкость.

Повествование не торопится к своей кульминации, какая после наступления проносится мимо быстрее поезда-экспресса, да и немало чем открытая концовка вызывает немало вопросов. Зато неприметные отсылки к первой части неожиданно приводят к шокирующему заданию, проясняющему кончину самого Томми Анджело. Популярно, что авторы отказались от альтернативных финалов в Mafia II в угоду линейному геймплею, но отдельный фанаты, изучившие внутреннее содержимое игры на уровне файлов, ратифицируют, что смогли обнаружить массу интересного контента, который был из нее исключен. Выговор идет не только о десятках заданий, но и о различных опциях, способных поддержать превратить виртуальный мегаполис в открытую “песочницу”.

Динамичных эпизодов в Mafia II меньше, чем хотелось бы, потому перестрелки оказываются глотком свежего воздуха после длительного пребывания за рулем. Бессмертные союзники отлично выполняют отвлекающие маневры и прикрывают, а вражеский AI пытается оценивать обстановку и находить укрытия. Однако когда противник остается в меньшинстве, то меняет тактику и порами подолгу отсиживается там, где предпочел спрятаться. В своих вместительных карманах герой способен ходить целый арсенал, что весьма удобно, но не слишком реалистично. В списке доступного оружия очутились гранаты, пистолеты, автоматы, ружья, несколько американских, немецких и даже итальянских образчиков с полей Второй мировой. Пару раз позволят пострелять из знаменитого пулемета немцев – MG-42, а порой придется устранять врагов бесшумно – удавкой со спины.

Когда выговор заходит о ближнем бое, то Вито пускает в ход кулаки. Несколько несложных ударов и блок помогут быстро одолеть недруга, если лишь вовремя воспользоваться добивающей комбинацией и не подпускать к себе соперника, поскольку в свалках герой не спешит регенерировать свои силы, иначе схватка бы продолжалась чересчур долго.

Лимузины в дорожных пробках
В плане вождения придется смириться с интенсивным городским трафиком, узкими улочками, где доводится ожидать включения зеленого сигнала светофора, и повсюду снующей полицией, какая не брезгует преследованием нарушителей скоростного режима. Если вас нагнали, то, помимо сопротивления аресту, можно честно выплатить штраф или даже дать взятку, чтобы избежать задержания. К вашим услугам предстанет возле 40 автомобилей, включая самые различные модели той эпохи, как легковые, так и грузовые с различными характеристиками. Жалко, что Вито всегда достается роль водителя, а пострелять на ходу могут лишь компьютерные напарники, причем, даже им такая возможность в рамках геймплея выпадает весьма негусто.

Хотя город получился не таким и большим, как Lost Heaven, да и трамваев или метрополитен в нем нет, зато дизайн транспортных маршрутов претерпел существенные изменения с добавлением полноценного кольцевого шоссе с развязками, обилия размашистых однопутных магистралей, вместительных туннелей и по-королевски величественных каменных мостов.

Управление у игры довольно удобное, а клавиши можно как угодно изменять, однако в процессе перемещения героя нередко возникают определенные трудности, например, когда требуется подняться лицом к двери, а чаще получается боком. Приставочные контроллеры в PC-версии поддерживаются, но клавиатурой и мышкой бить и целиться намного удобнее. Мини-карта грешит тем, что не разделяет противников по этажам, а демонстрирует их в целом по зданию. Отдельно отметим хороший набор игровой статистики, учитывающий все достижения и неуспехи. Коллекционеры получат шанс в труднодоступных или неприметных местах отыскать снимки девиц из “Плейбоя” того времени или открыть графические бонусы в галерках.

Разнообразных звуковых эффектов в игре предостаточно, а саундтрек вводит десятки популярных шлягеров того времени, в т.ч. музыкальный хит 1945-го – Let It Snow!. Помимо этого, в записи музыки для игры зачислил участие пражский оркестр FILMharmonic и два опытных композитора: Матус Сироки и Адам Курук. В итоге, возникли еще 47 отдельных мелодических фрагментов и прекрасных композиций для самых различных моментов повествования.

Российская локализация игры затронула не лишь все игровые тексты, но и озвучивание, включая реплики всех персонажей. Для записи диалогов на русском стиле был приглашен поистине “звездный” состав из отечественных дублеров, доля из которых регулярно дарит свой голос голливудским героям в российском прокате или игровым персонажам в локализациях. Среди закадровых героев очутились Алексей Михайлов, Петр Иващенко, Борис Репетур и многие иные. Так, у последнего блестяще получилось передать характер еврейского ростовщика Бруно Левина, тогда как Алексей Михайлов пять вжился в образ Леона Галанте – консильери Фрэнка Винчи. Помимо обыкновенного издания игры, геймеры в России смогли приобрести коллекционный комплект с купоном для дополнения, прекрасным альбомом с иллюстрациями от художников Mafia II и аудиодиском с полным оркестровым саундтреком.

Графическая доля в Mafia II открывает взору красивый мегаполис середины прошедшего века, наполненный мельчайшими деталями, включая смену погодных условий от миссии к миссии: со снега с корками льда на путях до мелкого дождика или большого ливня. Одежда развевается на вихрю, пачкается в грязи, мнется или рвется в ходе драк. Зрелищные перестрелки и качественные спецэффекты дополняются возможностью взаимодействовать с окружением: использовать выключатели света, краны с водой и прочее. Жалко, что в геймплей эти опции не вписались так, как могли бы. Нельзя не упомянуть и высококачественные продолжительные видеовставки, какие редко встретишь в современных видеоиграх. В каком бы костюме ни был ваш персонаж, ролик на движке непременно это отобразит. Разумеется, лучше бы использовать для запуска современный компьютер, но и на более немощной системе проект с натяжкой сохраняет играбельность, если понизить настройки качества изображения, желая частота смены кадров будет все же немного не дотягивать до приемлемой, в основном, из-за обилия обитателей и машин на городских улицах, которые постоянно находятся в движении.

Симпатичная физика движения автомобилей (есть аркадный и реалистичный порядки) дополняется великолепной детализацией модели повреждений. Транспортные оружия могут терять фары, двери, стекла, воздух в шинах, а водитель рискует быть застреленным преследователями. На кузове являются царапины, а при сильных повреждениях капот начинает биться о ветровое стекло, вынуждая героя кинуть транспортное средство или выйти, чтобы закрепить капот на пункт. Для эстетического удовольствия можно даже багажник открыть.

Вердикт
Mafia II весьма мощна в плане графики и аутентичной физики, а ее история непременно тронет тех, кому приглянулась оригинальная игра. Однако в процессе прохождения невозможно не заметить того, что вряд ли чехи изначально планировали уместить свою масштабную драматичную сагу в 15-20 часах геймплея, где существенная часть выделена вполне мирным или спокойным заданиям, а не ожесточенным единоборствам с использованием огнестрельного оружия. Впрочем, и здесь очевидно, что многое из того, что не угодило в сиквел, рано или поздно появится в различных DLC. Первое из них, Jimmy’s Vendetta, с комплектом аж из 30 миссий о авантюрах лысого чистильщика поступит в продажу 7-го сентября, т.е. неожиданно скоро после даты основного релиза. Возможно, что точка в истории Вито Скалетты будет поставлена несколько запоздалее.