Живо для платформы:
За малым исключением общение с жителями дома выходит через запертые двери.
Живо для платформы:
За малым исключением общение с жителями дома выходит через запертые двери.
2084-й год. Будущее настало, но оно оказалось вовсе не таким радужным, каким его рисовали фантасты. Неимущие стали ещё беднее, богатые — ещё богаче. Появилось официальное разделение граждан на классы — высшие и низшие. Обладатели виды класса C вынуждены ютиться в трущобах и перебиваться скудными заработками на тяжкой работе, находя утешение разве что в наркотиках и развлечениях в виртуальной реальности. А вот перед гражданами A-класса отворены все двери. Роль государства уже не столь важна — как и полагается в жанре киберпанка, всем рулят мегакорпорации. Всё вяще людей используют различные аугментации: кто-то ради улучшения несовершенного человечьего тела, а кто-то из-за нужды, как, например, ветераны брани, идущей где-то на востоке. Но ни тех, ни других не щадит нанофаг — эпидемия, поражающая тех, кто пользуется имплантами.
Основной герой, Дэниел Лазарски, — частный детектив, трудящийся на Chiron Corporation, которая, по сути, владеет всем и вся в Польше 2084-го года. Он не несложный сыщик — с помощью специального устройства Дэниел имеет возможность подключаться к разуму любого человека, что существенно облегчает расследование того или другого дела. Впрочем, подобное занятие не каждому под силу: таких путешественников по ширям иного разума называют наблюдателями и предъявляют к ним весьма положительные требования — мало кто может не только выдержать подобное испытание, сохранив рассудок, но и получить необходимую для расследования информацию.
На этот раз у Лазарски возникли сугубо семейные проблемы — его сын, Адам, упрашивает о помощи. Конкретные детали неясны, телефонный звонок прерывается, едва-едва начавшись, и Дэниел отправляется в беднейший район Кракова, откуда устроился сигнал о помощи. События, происходящие в одном из домов трущоб класса C, навеки изменят его жизнь.
Нет-нет, это не моя видеокарта доживает последние минуты — перед нами итого лишь очередное путешествие в чьё-то сознание.
Фильм «Несущийся по лезвию» явно оказал большое влияние на разработку Observer. Игра порой умело цитирует кинокартину, при этом не опускаясь до банального копирования. Особенно неплохо удалось передать атмосферу неонуара, которым был буквально пропитан кинофильм. Ночной город, дождь, светящиеся неоном вывески, близость роскоши и скудости, высокотехнологичное оборудование среди мусорных развалин… Если взять антураж Blade Runner за эталон киберпанка, то польские разработчики мастерски ему вытекают. Детали, вроде шикарной мебели в квартирах с обшарпанными стенами или огромных неработающих дисплеев повсюду, даже в загаженных туалетах, нагоняют нешуточную уныние — уютным это будущее точно не назовёшь.
Не обошлось без ретрофутуризма и открытых анахронизмов — жидкокристаллические мониторы соседствуют с кассетными магнитофонами и радиоприёмниками, а нейроинтерфейсы используются не меньше классических клавиатур с огромными клавишами.
Художники и дизайнеры заслуживают самых лестных слов — внимание к мелочам, умение вынести единый стиль и аккуратные отсылки к классике жанра позволили им создать такую атмосферу, что погружение в игру выходит буквально с первых минут. Придраться практически не к чему — всё на своих пунктах. Звуковое сопровождение только усиливает эффект: музыка, шум окружения, диалоги… Шикарный голос основного героя, которого озвучивал Рутгер Хауэр (Rutger Hauer), в крышке концов.
Дэниел, как и полагается натуральному сыщику 2084-го года, напичкан специальными устройствами по самое не желаю. У него есть встроенный прибор ночного видения, анализатор органики и сканер оборудования. Заключительный позволяет обнаружить различные микросхемы и платы, да и вообще любое трудящееся «железо», в том числе и механические аугментации. Достаточно нажать на кнопку, и подключается один из трёх режимов зрения, соответствующих каждому из конструкций. Исследовать место преступления с их помощью гораздо легче, чем безоружным взглядом, к тому же можно сразу определить принадлежность органического материала тому или другому лицу или получить нужные данные о каком-нибудь импланте.
Роскошная люстра в убогом соединённом санузле — далеко не самая странная прихоть здешних обитателей.
Но основное оружие нашего детектива — это, конечно, возможность взламывать разум подозреваемых и изучать мысли и воспоминания человека «изнутри». Первоначальный же подобный взлом дарит незабываемые ощущения — и если труд художников и дизайнеров я уже успел отметить, то каждая сцена из глубин постороннего разума заставляет придумывать новые похвалы.
В фантазии ответственным за эту доля геймплея не откажешь — а ведь все эти задумки ещё надо было адекватно воплотить в самой игре! И у разработчиков это вышло: изучение сплетений чьих-то страхов, надежд и мечтаний захватывает не на шутку в первую очередность благодаря дизайну уровней. Рассказывать об этом бесполезно: тут, как говорится, демонстрировать надо, к тому же в динамике — статичные скриншоты не передадут всех красивостей и ужасов чужого подсознания.
Перед нами не просто комплект пугающих сцен, сваленных в кучу, как кажется на первый взор. Чтобы разобраться во всех хитросплетениях сюжета, приходится внимательно наблюдать за тем, что происходит, отмечать незначительные вроде бы мелочи и стараться запомнить всё, что имеет касательство к расследованию. Учитывая порой совсем уж безумное оформление локаций, задача не из несложных. Нет, конечно, никто не будет после выхода в обычный мир терзать главного героя загадками, ответы на которые надо было запомнить заблаговременно. Игроку всегда помогут подсказками и указаниями, чем именно заняться дальней, — для этого существует журнал расследований. Но здесь как раз тот случай, когда охота узнать всё до мелочей, и не только потому, что дальше без этого не минуешь.
Несмотря на линейное прохождение, Дэниел может вольно путешествовать по дому. Квартир много, и порой можно поболтать с постояльцами, истина только через домофон, который висит на каждой входной двери, — корпоративной полиции отчего-то не очень доверяют. Кроме подобных бесед, используемых для создания необходимого антуража (с чем они отлично справляются), присутствуют и второстепенные задания, выполнять какие можно параллельно с основным ходом расследования. Если вы не из слабонервных, разумеется, — к примеру, взлом одной из квартир и её изучение могут подарить немало нервозных минут. А эти странные звуки в одной из комнат подвала… Вы достоверно хотите знать, что скрывается за дверью?
Вообще, Observer умеет запугивать. Авторы игры редко используют банальные приёмы вроде какой-либо внезапно появляющейся из-за угла страшной твари (но всё же используют). Ужас нагоняет именно нелогичность и запутанность происходящего во время взлома посторонних мыслей — никогда не знаешь, что произойдёт в следующую секунду.
Основному герою не позавидуешь — с постоянными погружениями в чужие мысли легковесно забыть, где реальность, а где выдумка.
К сожалению, именно в «пугательной» составляющей игра чету раз немного проседает. Это касается тех моментов, когда главному герою необходимо бежать от монстра, встреча с которым приводит к смерти и отправляет нас на заключительную точку сохранения. Вроде бы ничего такого, но, когда по десятому разу пытаешься спрятаться от уже совсем не страшной твари, ни о какой атмосферности уже не идёт и речи. К счастью, подобные эпизоды повстречаются всего пару раз, да и отмечаешь их лишь на фоне высокого степени исполнения всего остального.
***
Bloober Team SA сумела вычесть планку качества, которую она задала в прошлом году выпуском Layers of Fear, и, пожалуй, возвысила её заметно выше. Можно ещё долго и красочно описывать все совершенства игры, но здесь как раз тот случай, когда лучше самому ознакомиться с Observer, даже если вы не являетесь обожателем хорроров или киберпанка.
Плюсы: великолепный дизайн; атмосфера киберпанка и неонуара; выразительное звуковое сопровождение; содержащий в напряжении сюжет.
Минусы: пара уровней, где надо запрятываться и убегать от монстра.