Мы скоро полюбили новые механики шестой серии Sid Meier’s Civilization, новоиспеченную графику и новые фигурки лидеров цивилизаций. Так же быстро сознались самим себе, что старая картинка нам нравилась таки побольше и что к дизайну в цельном у нас есть претензии. Пережив и стартовый прилив энтузиазма, и кой-какое разочарование, заключили, что новинка хороша, но с порога просится на большенное (по меркам серии) дополнение и калибровку.

И вот час настал. Ура, товарищи стратеги, долгожданный аддон Rise and Fall наконец-то пришел!

Но перед тем, как описывать нововведения RnF, все равно надо на секунду оглянуться, что же с тех пор случилось с оригинальной игрой. Как-никак, за год с излишним разработчики успели выпустить несколько серьезных патчей и даже подлинно кое-что исправить. Исправления касались много чего – подкручивались циферки, привинчивались иконки, отпочковывались товарищ от друга элементы интерфейса. Реально же игра поменялась два с половиной раза.

Бонусная половинка медали за дизайнерскую отвагу уходит в копилку разработчиков, ответственных за циферки баланса. В одинешенек прекрасный момент эти люди решили, что портовые районы должны подавать городам больше денег, и были правы. Целые же отдельные награды ожидают неизвестных мне героев, убедивших засунуть-таки в клиент Civilization 6 кнопку «Приступить партию сначала с последними заданными условиями игры» и опцию «Не размышлять, что игра умнее игрока, и не подсовывать ему под руку юниты, чтобы он намазывал ими по карте и отправлял рабочих осаждать города». В клиенте обе спасительные опции, разумеется, выписаны лаконичнее и не дают контекста, как сильно бесило их отсутствие и как мощно хуже без них было жить.

Когда фанаты серии отрекаются переезжать в новый клиент и строчат разочарованные комментарии на тему «Я не ведаю, что именно случилось, но Цива стала хуже», они на самом деле строчат не про районы, не про перекрашенную под мультфильм карту, они, сами того не ведая, в основном пишут как раз про очевидные опции, которых нет. Моя личная карточка исправительного спортлото к выходу Rise and Fall очутилась почти-почти закрыта. Разработчикам осталось только подключить мне опцию «Разом показывать очки ресурсов на клетках».

Заканчивая разговор про переходный этап между ванильной игрой и дополнением, отмечу, что все выпущенные добавочные цивилизации и сценарии – такое же отвратительное стяжательство, что и раньше. Дорогостоящие товарищи обожатели Civilization, качайте любительские модификации и покупайте ничтожные официальные DLC лишь на распродажах, по три копейки за полный комплект. Не кормите жадных маркетологов.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Все. Сейчас мы точно дорвались до основного блюда. Rise, значит, and Fall, золотые столетия и века темные. Истории становления, упадка и возрождения цивилизаций.

Ветеран стратегической серии разом вспомнит, что вообще-то золотые века в игре уже были, и будет прав лишь отчасти. Я бы сказал, только на треть. Да, за примерами далеко ходить не надо, ведь в той же пятой доли к верхней плашке с ресурсами была прицеплена копилка очков золотого столетия, переполнив которую, цивилизация получала 10-15 ходов усиленного итого на свете, от экономики до боевой мощи юнитов. Но то, повторюсь, была попросту копилка, куда пересыпалось избыточное счастье населения, и дальней дело не шло.

RnF ставит вопрос острее. Чем вообще отличается вящая цивилизация от статистов-полисов? Она вершит историю – зачищает поляну от варваров, ранее других учится работать с металлами, основывает религии, колонизирует порожние острова. Здоровые народ – не пассажир парохода истории, но его капитан.

Разовьем плоскую аналогию и начнем раздавать нашему капитану медальки за успешные маневры типа захвата вражеской столицы или постройки зоны с бонусом +4 к науке. Или дебютной закупки уникального военного юнита цивилизации. Словом, чем меньше вы просиживаете штаны на гладком месте, чем лучше. Через n десятков ходов партии Rise and Fall пожелает посчитать, молодцы мы или нет. Зачет индивидуальный, мериться достижениями с соседями не надо. Удовлетворительный итог никак не поменяет ход игры, кроме как даст лишний верный способ добывать медальки. Настоящие молодцы перейдут в золотой век с одним положительным приятным бонусом на выбор, ну а промежуточным неудачникам придется пережить век беспросветный.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Главный – и по большому счету единственный — штраф темных столетий заключается в пониженной лояльности населения. Лояльность — это такой престарелый новый счетчик бунта на корабле. Когда на дворе непреходящая ночь, жители «вырабатывают» меньше лояльности, чем обычно, край ведет войну или просто не может дотянуться до очередной клетки с уникальным негустым ресурсом, города начинают попросту отваливаться от цивилизации. Не генерировать подозрительно вылитых на варваров повстанцев, не стопорить любое строительство, отваливаться, превращаясь в вольные города.

Вольные города, в свою очередность, воюют сразу против всех, но при этом морально готовы перебежать на чью угодно сторону. Плюс, захват вольного города не провоцирует брани с его бывшим владельцем, так что да, города лучше в смуте не терять.

Еще одинешенек интересный момент, связанный с лояльностью городов, связан с основанием новоиспеченных поселений. Точнее, с тем фактом, что больше нельзя взять и попросту засунуть аванпост под чужую столицу, отжимая ценные клетки. Потому что соседние города излучают ту же саую лояльность, как веру, и построенный за полконтинента от ваших настоящих границ, зато ровно под боком у чужой цивилизации город сам собой через десяток-другой ходов перейдет под новоиспеченную крышу.

Что, согласитесь, логично.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Тем не менее, наглые аванпосты строить таки все равновелико позволяется, только дело это стало хлопотным. Например, в дискусионные земли обязательно придется отправить губернатора.

Еще одна новинка RnF – великолепная шестерка губернаторов, сидящих в городах и помогающих развивать их в необходимом направлении. Скажем, в северный город, заложенный с целью разрабатывать две клетки железа и не получающий довольно пищи для роста, появился вариант назначить ловкого завхоза с бонусом как раз по производству еды.

Список доступных градоначальников и комплекты их способностей всегда одинаковы; дорелизные рекламные видео создали у меня впечатление, что различных губернаторов будет штук двадцать, что все они будут уникальные, и на одной карте будет невозможно нанять разом всех. На деле, нанять всех шестерых – проблема невеликая, но вот целиком прокачать каждого начальника скорее всего и правда не выйдет.

Тем не немного, новички «Цивилизации» выигрывают геймерам лишний простор для маневра, что вечно приятно.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

В первые недели после релиза оригинальной Civilization 6 одинешенек знакомый рассказывал анекдот про многопользовательскую партию. На первом же ходу из свалки, пожаловавшись на респаун в тундре, выбыл один из игроков. Великую Исландию и в одиночных-то кампаниях строить случается не очень весело, а тут еще и мультиплеер, можно понять человека. Но малодушие малодушием, а прочие играют дальше, с подключившимся к освоению тундры ботом. И что бы вы поразмыслили? Внезапно для всех, компьютер начал давить на религию, и, пока людишки бывальщины заняты войной, взял и получил свою христианскую победу.

После этого случая изумительные истории про силу веры как-то иссякли. Отчасти оттого, что публика оперативно разобралась, что в здешних верованиях к чему. Отчасти оттого, у сетевого кода шестой «Цивилизации» решительно сорвало крышу, и сначала все новые шутки были про вылеты из игры, а затем отчего-то мои знакомые в новинку по сети играть перестали вообще.

Вяще ничего интересного про религию в оригинальной Civilization 6 я рассказать не могу. Выигрывать сквозь бесконечное паломничество клириков до чужих храмов было невесело, проигрывать… чему бы то ни было не весело в принципе, но лицезреть трех неожиданных миссионеров, явившихся из тумана античной войны и в полтора хода превращающих столицу новоиспеченной веры в религиозного вассала, бесило особенным образом. К счастью, подобное нахальство компьютерных болванчиков проходит образцово раз в 50 партий, а после стартовой гонки до великих пророков про храм можно вообще забыть.

Потому что она ни за чем, по большому счету, не необходима. Была. Еще где-то на полпути к релизу Rise and Fall разработчики добавили в игру юнитов «Гуру». Новоиспеченной погоды в свой патч гуру не сделали, зато смогли пополнить собой список товаров, покупаемых на очки веры. Для того, чтобы вера стала не просто особенно извращенным способом победы, но натуральным ресурсом, на который есть резон опираться просто как на денежки, оставалось всего-ничего.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Достаточно подкованный в Civ6 игрок мог выстроить стратегию, при какой очки веры сначала сливались на продвинутые храмы, а затем длинно копились и наконец тратились на какой-нибудь крестовый поход пикинеров. В этап между первым и вторым маневрами следовало сосать лапу и проталкивать вперед цивилизацию. Так себе связующее звено.

RnF решила проблему мертвого средневекового сезона с гениальным изяществом. Помните про эти разрекламированные золотые и беспросветные века? Так вот, один из вариантов бонусов золотого века – это покупка штатских юнитов (то есть, поселенцев, торговых караваны и рабочих) за веру. Трудится счастье, начиная с нашей эры и где-то, не засекал, до тысячного с копейками года.

Дорогостоящая религиозная цивилизация, ты дорвалась до золотой кнопки окончания хода в свое средневековье? Поздравляем, сейчас тебе есть чем маневрировать до открытия института реформации. Невеселая оборона старых границ отменяется.

Вообще, скупка пролетариев и поселенцев за бесполезные еще на прошлой неделе фантики – штука так полезная, что я беру ее решительно всегда. Хотелось дописать «за негустыми исключениями», случаи эти – не столько настоящие исключения, сколько неожиданные античные пролеты моих подопечных мимо золотого столетия.

А если вам довелось еще и появиться на карте рядом с залежами камня…

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Смею заявить, со всеми вышеописанными новоиспеченными механиками дополнению удалось уловить концепт, который дизайнеры желали воплотить еще в пятой части серии. А именно – превратить твердо каждую первую партию в уникальную историю.

С введением очков золотого столетия многие привычные занятия типа зачистки границ цивилизации от станов варваров приобрели новый смысл. К той же разведке вернулся азарт. К тому же, игра сама сделалась подталкивать геймера к активным действиям.

Ты можешь быть каким угодно пацифистом, но от новоиспеченных кризисных союзов, когда одновременно открывается вариант и завладеть какой-нибудь пограничный город без ударов в спину, и заработать за инициативу весьма много денег, бывает, решительно невозможно отказаться. А так, без невидимой отеческой длани Rise and Fall стояли бы твои полтора лучника непреходяще на одних и тех же позициях до самой скучной культурной победы в истории невеселых культурных побед.

И колонизировать далекие девственные земли ближней к концу партии теперь не так лень.

И союзы с болванчиками сейчас могут случиться чисто научные или чисто торговые. А значит, дипломатические опции сейчас есть смысл даже читать вместо того, чтобы самодействующи спамить кнопку «Отказать»! Это ли не титаническое достижение.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

Моя первая победная карта RnF преподнесла мне два вящих сюрприза.

Первый случился, когда четверо компьютерных лидеров соединились в кризисный союз, а затем двести лет подряд волнами штурмовали одинешенек и тот же город. Получилась странная штука a la прокси-война. Игра обещала болванчикам бонус не за столицу, но за отдаленное нордовое поселение, отчего стандартная линия фронта уехала от моих ровных границ с главными агрессорами куда-то вдаль и от них, и по большому счету от меня. Таких необычных свалок в Civilization у меня раньше не было.

Вторым сюпризом сделался эндшпиль, в котором моя отъевшая себе две трети глобуса Голландия вдруг рухнула в темный век. Империя начала трещать по швам, захваченные дальние земли начали требовать обязательного присутствия военных корпусов, ровная война превратилась в слишком хлопотное дело, дальние и ближние соседи начали чистосердечно бесить, но мировое культурное доминирование дало доковылять по победного исхода. Вот это вышел реализм.

Обзор Civilization VI: Rise and Fall

В общем, дорогие обладатели ключей к Civilization 6, Rise and Fall надо непременно брать. Каждая первая механика работает на общую прок, каждый первый спорный момент оригинала если и не был целиком исправлен, то стал лучше вписываться в партии.

Как дополнение, RnF – это твердые десять баллов из десяти.

Sid Meier's Civilization VI: Rise and Fall

Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall

Дата выхода:
8 февраля 2018
Издатель:
Firaxis
Разработчик:
2K
Перроны:
PC
Оценка редакции:
100 %
Sid Meier's Civilization VI

Sid Meier’s Civilization VI

Дата выхода:
21 октября 2016
Издатель:
2K
Разработчик:
Firaxis Games
Жанры:
Стратегия / Глобальная стратегия / Мультиплеер
Перроны:
PC
В рейтинге игр:
9 место
Оценка редакции:
90 %
Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+4 +