Civilization VI продолжает вырастать вширь и вглубь. В прошлом году мы получили крупное обновление Rise and Fall, добавившее губернаторов и систему Беспросветной и Золотой эпох. А ванильная версия добралась до Nintendo Switch, став настоящими спасением во время длительных перелетов и поездок в социальном транспорте. В 2019 году Firaxis предлагают испытать дополнение Gathering Storm, центральной темой которого является экология.

Базовый геймплей не претерпел изменений. Как и ранее, необходимо выбрать мирового лидера, которому предстоит привести свою нацию к процветанию и благополучию. С учетом вышедших ранее DLC, всеобщей количество вождей перевалило за 30 штук. Каждый из новых товарищей обладает своими уникальными умениями. Произнесём, маори под командованием мореплавателя Купе начинают игру в открытом море и должны сначала добраться до суши. Канадцы под руководством премьер-министра Уилфрида Лорье ощущают себя более уютно в тундре.

Разработчики решили удивить, добавив двух очень странных юнитов: королеву Франции Алиенору Аквитанскую и… королеву Англии Алиенору Аквитанскую. Это одна и та же дама, которой довелось выйти замуж за двух королей. Firaxis преподносят Алиенору в качестве одной из главных фишек дополнения, желая Англия и Франция и так уже имеются в ростере шестой части – королева Виктория и Екатерина Медичи соответственно.

Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm

Впрочем, основной привадой для игроков служат природные катаклизмы: извержения вулканов, торнадо, бури, метели, засуха, паводки и так далее. Подобные события имеют привязку к места и обладают определенными плюсами и минусами. Тот же вулкан представляет опасность для объектов на соседних клетках, однако удобренные пеплом земли подают больший урожай. Новация придает Civilization VI некий привкус Sim City, пусть тут по своему велению и нельзя потребовать Годзиллу.

Климатические явления напрямую увязаны с деятельностью игроков. По мере технологического прогресса и использования вредных производств в атмосферу попадает все вящее количество углекислого газа и повышается температура на планете. От этого тают ледники на полюсах и растет уровень воды, что приводит к затоплению береговых зон. С этим можно бороться, переходя на альтернативные источники энергии и строя защитные сооружения. К сожалению, устроить полноценный природный апокалипсис разработчики не подают, и в какой-то момент вода перестанет прибывать.

Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm

Другой важный аспект – стратегические ресурсы, которые приобрели повышенную ценность. Уран, алюминий, коню, селитра, уголь теперь заканчиваются и тратятся на обучение и функционирование юнитов, выработку энергии для современных зданий, изготовление оружия и так дальше. Ресурсами можно и нужно торговать, однако их постоянное производство загрязняет атмосферу. Но здесь еще одна проблема – ИИ не умеет торговаться. Если вы играли в ванильную версию Civilization VI, то должны помнить, что компьютерные оппоненты бывальщины натуральными скупердяями, жаждущими за гроши получить максимум товаров. В Gathering Storm ситуация только усугубилась. Частично с этим можно смириться, самостоятельно предлагая сделки. В этом случае ненастоящий интеллект становится чуточку щедрее.

На жадность ИИ накладывается переработанная система дипломатии. Firaxis ввели два новых образа валюты: влияние и претензии. Влияние копится при заключении союзов, установлении связей с полисами и выполнения взятых на себя обязательств. А чтобы хватать слово с других, его приходится тратить. Например, потребовав отказаться от отправки шпионов.

Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm

Если оппонент нарушает взятые на себя обязательства, то у игрока к нему копятся притязания. В отличие от влияния, претензии реализованы более однобоко. Если вы провинились перед соседом, то ваши отношения портятся, если же наоборот – то улучшаются.

Однако основное применение новой версии дипломатии необходимо для Всемирного конгресса, какой вернулся по многочисленным просьбам игроков. Приблизительно раз в 30 ходов проводятся собрания, на которых страны принимают резолюцию. Комплекты пунктов разные: можно договориться о привилегиях или штрафах для государств, введении ограничений на использование ресурсов, проведении дружественных соревнований и о предоставлении гумпомощи попавшим в бедственное положение народам.

Sid Meier's Civilization VI: Gathering Storm

Используя очки влияния, мы вольны попытаться заблокировать неловкие законопроекты и продвигать свои идеи. Firaxis явно хотели высмеять практику в политике по подкупу голосов, однако ненасытный ИИ убивает задумку напрочь. Возможно, в мультиплеере особенность себя раскроет лучше.

Нельзя пройти мимо тонких раздражающих багов. Периодически игра умудрялась вылетать. Имеются проблемы и с интерфейсом: некоторые панели иногда наезжают товарищ на друга. Ну а тупость ИИ распространяется не только на дипломатию, но и на вражеских юнитов, которые могут замереть на месте и ничего не мастерить на протяжении десятков ходов.

***

С Civilization VI: Gathering Storm разработчики явно хотели угодить своей кор-аудитории, какой не хватало контента на поздних этапах развития. Именно для них и было создано новое дополнение, тогда как на ранних этапах новоиспеченные механики мало на что влияют. Перед нами интересное расширение, которое могло быть намного лучше, если бы Firaxis уделили вяще времени проработке ИИ и не насаждали микроменеджмент.