В этом году индустрия киберспорта удивила всех нас своим бурливым ростом, показав, что развитие игр и не думает замедляться. Другие конфигурации медиаразвлечений, вроде кино и телевидения, рискуют остаться вдали позади. Компьютерные игры подарили нам безграничные возможности состязаться друг с другом. Такие соревнования притягивают толпы зрителей, а те притягивают еще вящую толпу.

Когда в конце 1990-х проводились первые в России турниры по компьютерным играм, то никто даже не думал, что через 15 лет индустрия примет немыслимый ранее размах. Киберспортивные команды выигрывают миллионы долларов призовых, а за их игрой сквозь интернет следят сотни тысяч зрителей одновременно.

Справка:
Миновавший летом 2015 года международный турнир The International 5 по командной игре DotA 2 во пора проведения смотрели одновременно 4.6 миллионов зрителей (суммарная аудитория перевалила за 30 миллионов) и разыграл немало 16 000 000 долларов в качестве призового фонда. Крупнейшие спортивные каналы всерьез задумались о включении киберспортивных передач в свое расписание. The International 6 обещает побить и эти рекорды.

Компьютерный спорт не сделался бы таким популярным без упорства людей, работающих с минимальной отдачей и посвящающих себя проведению локальных турниров.

Рецепт успешного турнира в России основы 2000 был крайне прост: берем самую популярную в компьютерных клубах игру, размещаем анонс на нескольких киберспортивных порталах, в день турнира собираем взносы с игроков, половину каких оставляем на оплату аренды компьютеров и клуба, другую разделяем среди тройки лучших. Такие турниры не спрашивали громадных усилий, а администратор клуба обычно являлся и судьей, и техником, и ведущим.

Подобные мероприятия бывальщины выгодны любому заведению, так как позволяли гарантированно увеличить барыш, повысить лояльность к компьютерному клубу и давали возможность засветиться на всех посвященных киберспорту порталах, коих на тот момент можно было пересчитать по перстам одной руки.

С приходом высокоскоростного интернета ситуация изменилась в корне. Зачем ходить резаться с другими людьми в зачастую прокуренное и душное помещение, если сейчас можно сидеть дома в комфорте и соревноваться с игроками со итого мира? Действительно, незачем.

z_efee8cc6

Киберспорт изменился, еще не совсем повзрослел и поднялся на ноги, но развивается по другим правилам — рядом с палаткой выстроили супермаркет. Ему стали присущи все болезни других “взрослых” состязаний. В игру вступили большие деньги, именитые спонсоры, профессиональные организации и попросту желающие приумножить свой капитал. Игрокам стало неинтересно участвовать в локальных турнирах за призовой фонд, в какой они же сами вложились, а выгода клубов от половины взносов участников сделалась сомнительной. Формат локальных турниров фактически умер в 2013 году. Безотносительное большинство компьютерных клубов закрылось еще раньше.

z_510790ca

Выходит, что турниров сделалось меньше, но киберспорт стал популярнее? Именно так! Теперь балом правят онлайн-отборочные и состоятельно оформленные финалы. Что же делать и с чего начать, если есть жажда провести турнир?

Мнение:
Новичков очень много — любой месяц появляется очередной организатор, считающий, что все только его и ожидают. На самом деле никто не ждет. Игроки не хотят, потому что им хватает онлайн турниров или они попросту не подозревают о них, площадки не сотрудничают, потому что для них это всегда оборачивается утратой денег и головной болью, спонсоры отказывают, потому что они не заинтересованы в непрофессиональной организации мероприятий с привлечением их бренда.

Что мастерить? Идти от малого к большему. Понять потребности игроков, площадок, спонсоров. Установить свои цели. Если заработать, то надо запастись терпением. Год-два развивать собственный бренд, сосредоточиться на репутации.

Максим Гуревич, более 10 лет правящий интернет-кафе “5.3 GHz”

Кому все это нужно

Для начала стоит определиться, для чего вам необходим этот турнир. Если вы вступаете в роль организатора турниров без гроша в кармане, то тут никак не стать без хороших навыков продаж. Как и в любом другом спорте, состязания, как правило, проходят при поддержке компаний, в случаях:

  • имеется игра и нужда ее продвигать, дать дополнительный контент сообществу;
  • продажи профессиональной провинции, аксессуары и другие продукты для геймеров;
  • киберспорт интересен как бизнес, поступления от спонсорских контрактов и торговли билетов.

Первый случай, среди активных в отечественном киберспорте компаний на ум приходят Innova, Wargaming, Riot Games и… всё. Вероятно, еще есть ряд корейских и китайских разработчиков, но выводить их игры на базар с помощью турниров невероятно трудно и малоэффективно по причине отличия культур.

Во втором случае задача легче, ведь утилитарны все производители компьютерной периферии имеют в наличии игровые девайсы. Предложите менеджерам подобный компании все возможные пути для продвижения их продукции на мероприятиях. Но, прежде чем показать все прелести доступа к коммерческим возможностям киберспорта с директивой охвата и активности аудитории, составьте спонсорскую смету.

Игровое сообщество, по крайней мере, в крупных городах, сделалось невероятно избалованным и избирательным, поэтому необходимо сразу обговорить присутствие не только призов в виде продукции спонсора, но и денежного призового фонда. Без него ваш турнир рискует остаться одним из сотен спонсорских мероприятий, проведенных для галочки: устроители заработали, менеджеры компании отчитались начальству, довольны все, кроме игроков.

Затраты и планирование

Необходимо учесть расходы на продвижение турнира в СМИ. Значительно помнить, что никто за бесплатно не напишет о вас, тем более не станет упоминать ваших спонсоров. Посредственный ценник размещения анонса турнира на популярных киберспортивных порталах составляет от десяти тысяч рублей. В таком анонсе вы сможете разместить детальную информацию о мероприятии, логотипы спонсоров и ссылки на них.

Нельзя забывать и о продвижении в социальных сетях. Многие до сих пор скептически относятся к этому виду продвижения, однако опыт проведения нескольких сотен игровых мероприятий сообщает об абсолютном доминировании этого вида рекламы применимому к турнирам. Подводный камень тут кроется в том, что для полноценного пиара вам придется либо тратить все рабочее пора, да еще и развивая сторонний сайт (т.е. социальную сеть), на создание контента для группы и выстраивание связей с пабликами, либо брать отдельного человека. Публиковать картиночки и объяснять пользователям нюансы мероприятий — кропотливый процесс.

Третьей статьей расходов по счету, но не по значимости, является выбор и аренда пункты проведения мероприятия. Если вы хотите сэкономить и организовать турнир на окраине города в захудалом компьютерном клубе, то… лучше мероприятие вовсе не коротать. Сэкономите время себе и менеджеру компании-спонсора.

Если турнир планируется коротать с онлайн-отборочными, то в первую очередь предстоит решить на какой перрону проводить турнир. Если дисциплина популярна, то количество участников в отборочных может запросто превысить несколько тысяч человек.

Сетка турнира должна быть удобопонятной и легко модерироваться организаторами на случай форс-мажорных обстоятельств. Хостинг сайта, на каком ведется турнир, обязан выдерживать одновременное пребывание расчетного числа зрителей.

Чем больше игроков в отборочных — тем больше времени они возьмут. Будьте готовы растянуть процесс на несколько суток. Это будет спокойнее и зрителям, и игрокам.

Что касается требований к участию, то они, в первую очередность, определяются минимальным возрастом игрока. Например, игра в Counter-Strike запрещена для детей меньшей 14 лет.

При регистрации на турнире участнику необходимо будет завести свои ФИО, адрес электронной почты и телефон на случай экстренной связи и оповещений о итогах матчей и расписании.

Обязательно сохраняйте записи всех игр. В случае возникновения дискусионных ситуаций судья всегда сможет посмотреть реплей и выплеснуть вердикт в пользу того или иного игрока.

Повысят заинтересованность к отборочным и турниру собственные трансляции. Организуйте стримы игр на основных киберспортивных порталах.

По завершению отборочных уведомите всех победителей о том, где и когда будут проводиться финалы, скопите все часто задаваемые вопросы и затем ответьте в рассылке всем разом. Так вы сэкономите пора и себе и участникам.

Выбор места проведения офлайн мероприятия — дело непростое. Это может быть что угодно: кино, выставочный павильон, компьютерный клуб.

Если это популярное интернет-кафе с компьютерами — не факт, что оно подойдет, так, для проведения турнира по командным дисциплинам. Для Counter-Strike, Dota 2 — жизненно необходимы желая бы четыре линейки компьютеров по 5 машин в каждой. С индивидуальными дисциплинами все несколько несложнее — один компьютер и отсутствие возможности подглядывать друг за товарищем во время матча.

Параметры места проведения универсальны для всех дисциплин — незапятнанные игровые места, места для зрителей, отзывчивые администраторы, симпатичный глазу интерьер (фотосъемка турнира — неотъемлемая его часть!) и возможность затворить объект от клиентов на время проведения вашего мероприятия.

Если в случае с интернет-кафе все удобопонятно, то проведение турнира на площадке для этого изначально не приспособленной спрашивает решения ряда проблем.

Первая — проведение широкополосного интернета, причем желательно заключать соглашение сразу с двумя разными провайдерами. Например, на тематических выставках в ЛенЭкспо или Манеже другой интернет-кабель часто спасал турнир от задержек, связанных с проблемами одного из провайдеров.

Вторая проблема — оснащение игровых пунктов: стол, стул, компьютер, монитор, звукоизолирующая кабина. Покупать всё это железо безотносительно бессмысленно, поэтому необходимо изучать возможности аренды. Самое несложное, что приходит в голову — обратиться с предложением выездной аренды пролетариев мест в интернет-кафе. В идеале вам должны предоставить компьютеры с предустановленной свежей Windows.

w_1e03c8ce

Еще одинешенек важный пункт — выбор турнирной дисциплины. Если желаете продвигать вашу игру или игру вашего спонсора, то наверняка лучше ведаете все её плюсы, минусы и особенности. В случае с сторонней разработкой, стоит неплохо подумать. Приведем список самых популярных киберспортивных дисциплин заключительных лет:

  • DotA 2. Самая модная командная игра последних лет, в какую играют все от мала до велика. Основной формат — 5 на 5. Игровое сообщество в основном заключается из подростков, которым дай только повод поскандалить и назвать всех «раками». Мероприятия с участием дотеров спрашивают огромной выдержки и терпения.
  • StarCraft II. Стратегия в реальном поре, почти икона настоящего киберспорта, на грани возможностей человека. Основной формат проведения 1 на 1. Игровое сообщество крайне лояльно к большинству турниров, посредственный возраст участников — 20 лет. Одна из самых умных игр заключительных десятилетий, но, к сожалению, не так популярна, как хотелось бы.
  • Counter-Strike. И другие командные шутеры с вылитее механикой. Формат проведения — 5 на 5. Игровое сообщество разномастно, там можно повстречать как 14-летних детей, так и взрослых мужчин. Турниры в этих дисциплинах вечно сопровождаются всплесками эмоций и криками.
  • Overwatch. Шутер с упором на зрелищность. На момент публикации статьи по этой дисциплине не было турниров с огромными призовыми, но она активно перетягивает внимание на себя. Overwatch достоверно обойдет LoL и заберет значительную часть аудитории у DotA 2 и Counter-Strike.

Все прочие дисциплины, которые сейчас можно видеть на киберспортивных порталах либо не набрали достаточную популярность, либо не заслуживают внимания по вину отсутствия сбалансированного многопользовательского режима.

Мнение:
Прежде итого, необходимо понимать, зачем вам это нужно. Если вы приходите к менеджеру интернет-кафе с предложением прочертить у них турнир в надежде заработать денег — лучше всего разом отказаться от этой затеи, дабы не испытывать в последствии бездонного разочарования.

По моему личному опыту, единственная причина, по какой действительно стоит тратить силы, время и, возможно, собственные деньги (да да…), на проведения мероприятий, это когда компьютерный спорт — то, чем вы живете, то чем вы желаете заниматься невзирая ни на какие «но».

И если вы все же решите, что хотите заниматься организацией подобных мероприятий — усердствуйте черпать положительные эмоции и удовлетворение из самого процесса труды. Не стоит строить иллюзий, что в один прекрасный день ваше интерес станет делом вашей жизни, превратившись из хобби в полноценную специальность.

По моим наблюдениям, из 100 человек, которые приходят в компьютерный спорт с чаянием на то, что они смогут закрепиться в этой индустрии и заниматься исключительно излюбленным делом — по меньшей мере 95 уходят ни с чем.

Наслаждайтесь любым проведенным вами турниром, каждым анонсом или фотогалереей опубликованной вами на том или другом ресурсе и ни на что не надейтесь.

Алексей Куншин
ФКС России.

Команда

Итак, призовой фонд, дисциплина, объем рекламы и пункт проведения определены. Далее нужно понять, сколько людей в поддержка вам понадобится.

По опыту проведения нескольких сотен турниров был выявлен вытекающий идеальный набор сотрудников:

Судья турнира — человек, какой имеет судейский опыт в киберспорте и желательно понимает нюансы той игры, по какой проводится мероприятие.

Консультант (чаще, он же и судья турнира) — специалист механик выбранной игры. Он всегда должен суметь подсказать, прав ли тот или другой игрок, использовавший вот то умение против другого.

Технические администраторы — терпеливые и неутомимые ребята, способные не попросту подключить USB-мышь, но и настроить различные параметры монитора, операционной системы, скачать необходимые драйвера и всячески способствующие отсутствию задержек в ходе турнира. Помните, что немало администраторов не бывает.

Фотограф и видеоператор — медиаматериалы с турнира крайне значительны для всех. Качественные фотографии, в которых засветилась продукция компании, растащат на аватарки игроки, а победители чемпионата будут гордиться своими видеоинтервью. Снимки также будут использоваться для отчетов СМИ.

Организатор — человек, принимающий критически значительные решения, ведущий и лицо турнира. Организатор должен разрисовать сценарий мероприятия, выделить все возможные проблемы и озвучить методы их скорого решения, разбираться во всех рабочих задачах своих подчиненных. Помните, что идеальный турнир должен минуть без задержек и с максимальным удобством для игроков и зрителей.

Менеджер по связям, пиарщик — человек, занимающийся рекламой и связью с общественностью. В случае промахов, а они встречаются у всех, проведения мероприятия вовремя опубликованное извещение может свести к минимуму репутационный ущерб.

w_0077007c

Когда роли и число сотрудников определены, наступает самая ответственная часть — подготовка к турниру. От того, как вы подготовите всё к турниру, напрямую зависит его качество.

Проведение

Первое с чего стоит приступить подготовку — это репетиция. Вместе с вашими администраторами запустите игру на всех компьютерах на пункте проведения будущего турнира. Игра должна работать корректно, начиная с основного меню и заканчивая, собственно, матчем и трансляцией в сеть. Если вы не уверены в том, как вытекает проверять корректность игры, спросите своего консультанта.

Наушники, клавиатуры и мыши обязаны быть в хорошем состоянии, а все порты USB должны быть рабочими. Весьма часто игроки приносят с собой свою периферию, потому приветствуется возможность максимально быстрого подключения оной. Уверитесь, что у вас есть по крайней мере несколько запасных комплектов наушников и клавиатур, USB-хабов, дабы избежать конфуза в случае проблем с девайсами.

Не помешает озаботиться также и атмосферой помещения, в каком пройдет турнир. В идеале в нем должен присутствовать кондиционер, а на стенах отведено пункт под размещение баннеров.

3i8WzGnello

Устройте обособленное место с компьютером для судьи, такое, дабы игрокам можно было легковесно к нему подойти.

Заранее предусмотрите место для награждения игроков или команд. Позади него лучше разместить прессвол, а перед ним освободить пункт для фотографа и видеоператора.

Но и после того, как вы выполните все вышеописанные шаги, не торопитесь радоваться.

Практика показывает, что в день начала турнира с большенный вероятностью может всплыть большое количество новых проблем. Условитесь с несколькими участниками о небольшой помощи. Так, за несколько часов до основы мероприятия ваша команда вместе с игроками сможет организовать небольшой стресс-тест. Если он будет пройден успешно, то половина дела будет сделана.

z_e1969551

Во пора проведения турнира проявляется проблема дисциплины игроков. Непременно донесите правила до всех игроков и расскажите об особенностях пункты проведения. Ни в коем случае не давайте им поблажек и отсрочек игр, сурово придерживаясь расписания. В случае невыполнения правил чемпионата игроком, запоздания команды или любых мошеннических действий, судья должен храбро засчитывать техническое поражение. Семеро одного не ждут.

Прямо перед награждением победителей, донесите до них, что они должны будут дать интервью и попозировать фотографу. На практике было несколько случаев, когда победители попросту уходили.

По окончании турнира можно вздохнуть спокойно: самая тяжелая доля миновала. Последней и главной целью останется лишь обработка и размещение контента.

Надеемся, что эта статья поможет вам с организацией идеального киберспортивного мероприятия. Дерзайте!

Алексей DoCeNt Петров
alexeypetrov.com

Эта статья — доля первого номера печатного журнала ProGamer.

Чеклист менеджера турниров

  • Спонсорские денежки – не единственный источник финансирования. Продажа билетов, атрибутика турнира и участвующих организаций, прочая торговая деятельность на мероприятии;
  • Получите необходимые позволения на проведение турнира. В некоторых случаях необходимо лицензировать турнир у издателя игры;
  • В команде должны быть лишь позитивные и смелые люди. Принимать решения придется скоро;
  • Тестируйте оборудование перед мероприятием. Дублируйте любые ресурсы, если это вероятно;
  • Каждое следующее событие всегда должно быть крупнее и лучше предыдущего;
  • Спонсорам необходимо не только количество зрителей, но и качественный контент, который можно будет тиражировать в последующем;
  • Установите потенциальный размер локального сообщества места проведения турнира;
  • Притягивайте онлайн-ведущих. Многие не собираются приезжать на само мероприятие, а аудитория в Сети не может быть излишней;
  • Награда победителям должна проходить по критерию сохранения длительной ценности, в другом случае лучше ограничиться денежным эквивалентом;
  • Пресекайте попытки жульнической игры. Взлом, скрипты, подмена игроков и договорные матчи — лишь верхушка айсберга того, чем могут попытаться воспользоваться;
  • Аккумулируйте аудиторию и содержите её в курсе планируемых мероприятий;
  • На сайте обязательно должна быть статистика турниров и любого конкретного игрока;
  • Используйте оповещения по e-mail и sms игроков о всех значительных изменениях. Например, можно напомнить о следующем матче.