Ужасающие мифы Говарда Филлипса Лавкрафта будоражат воображение наших современников, и порой создаётся впечатление, что популярность беллетриста только растёт. Фильмы, настольные и компьютерные игры, тысячи профессиональных и любительских артов, музыкальные альбомы, архитектурный дизайн, кулинарные блюда… Куда ни шагни, вляпаешься во что-нибудь по мотивам. Избрать из этого многообразия что-то годное сложно, но можно, а нынешняя игра разом даёт понять, что конкурентов у неё нет, так как первым названием проекта было Call of Cthulhu: The Official Videogame. Вот так вот — и никак по-иному! Она будто главная среди всей массы: подлинная, одобренная самим Лавкрафтом, плоть от плоти его…

Вот лишь что-то пошло не так. Студия, начинавшая творить под лейблом Call of Cthulhu, благополучно слиняла с наработками, а право и долг выпустить игру по лицензии спешно передала авторам Of Orcs and Men да дилогии Styx. Cyanide — студия неплохая и талантливая, да только любая её предыдущая большая разработка выглядит куда богатом Call of Cthulhu.

Быть может, занимавшиеся проектом ранее украинцы вместе с собой захватили весь бюджет? Кто сейчас узнает, но почему-то очередной «Зов» выглядит едва ли не хуже, чем Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, а лицевая анимация всех персонажей возбуждает неподдельный ужас. Её будто украли напрямую из первой версии Mass Effect: Andromeda, она словно кошмар, сделанный слепцами, не осознающими степень творимого ими зла. Call of Cthulhu принудит кровь застыть в жилах, ведь сквозь лица героев и второстепенных NPC могут проглядывать зубы и очи, а губы двигаются причудливо и не соответствуют доносящимся изо рта звукам. Лавкрафт не строчил о таких ужасах, но анимации, пусть и не по задумке авторов, очутились крепко пронизаны духом его работ. Художники постарались угнаться за гениями, но их творчество не запугивает, а скорее отталкивает. Текстуры поздней PS2 да 10 моделей NPC на семь часов игры — вот и тяни результат многолетней работы. Если научитесь отличать основного героя от мужа героини, а того от любого бородатого мужика города Даркуотера с первого раза, то находите, что вы никогда не растеряетесь на опознании какого-нибудь преступника.

С музыкой в игре дела обстоят куда лучше, всё же в хоррорах значительна прежде всего атмосфера, а звуки в таком деле — вдали не последняя по важности вещь. И действительно, композитор написал отличную тему для финального степени: дикую, разрывающую душу и превосходно играющую на нервах. Однако перед этим все 14 глав повествования он взял непримечательным эмбиентом, который дополняет прохождение, но никак не углубляет впечатления от него.

Что, звучит не очень радужно? Пока да, но сейчас мы постараемся постичь, почему в конце этой рецензии висит положительная оценка. Да, Call of Cthulhu крайне убогая на вид и на весть. Однако за неимением атмосферы хоррора игра увлекает своей превосходной историей и разнообразностью геймплея. Главный герой прибывает в далёкий рыбацкий городок на норде США и почти сразу оказывается втянут в лавкрафтовщину: драки с бешеными рыболовами и культистами, расследования загадок особняков и подземных пещер, бегство из психушки — и всё это пристойно сдобрено галлюцинациями. История несётся вперёд и от рациональности бежит в сторону фантасмагории повествования и сюрреализма образов. Эпизоды с детективным зрением на розыск предметов сменяются стелсом, тот загадками на логику, потом опять стелсом, но агрессивным, а под конец, видимо, чтобы добавить ещё разнообразности, авторы вставляют секцию со стрельбой. Малая продолжительность игры позволила разработчикам сделать историю не заволочённой и очень быстрой, а сюжетные главы — краткими и насыщенными. Притязание к геймплею лишь одна: в стелс-секциях порой ужасно немного чекпоинтов, а те, что есть, не всегда очевидны, притом других сохранений не предусмотрено. Подвернулся спустя 20 минут блужданий? Дуй в начало, горемыка. Разрешил не брать сюжетный ключ и открыть дверь с помощью прокачанного умения взлома? Зря, ведь если бы взял ключ, то получил бы в нагрузку чекпоинт.

Как и надеется игре по произведениям Лавкрафта, светлого финала в Call of Cthulhu ожидать не стоит — как минимум при первом прохождении. А вот дальше как повезёт — деятельный поиск предметов открывает дополнительные опции в диалогах, способные изменить судьбину героя. Помогает подбить на перепрохождение и любопытная система прокачки, обеспечивающая небольшой процент нелинейности. Однако если основные баллы прокачки герой получает в любом случае, чтобы углублять за их счёт наблюдательность, красноречие, знание психологии и тому подобное, то такие навыки, как «Оккультизм» и «Медицина», можно почерпнуть лишь из спрятанных во всяких секретных местах книг. Обшаривание локаций и чтение приветствуются — а вдруг повезёт и собственно знание оккультизма повернёт важный диалог в нужное ложе?

Тут, конечно, не стоит ждать многого. Call of Cthulhu — это не RPG, а итого лишь линейная адвенчура с хорошим сюжетом, но тот вполне способен компенсировать труд художников и музыкантов. Так что если уж играть, то именно ради истории.