Живо для платформы: NSW

Пора вскрыть карты. Super Smash Bros. — не видеоигра. Это секта. Она превращает нормального геймера в ужасное чудовище, одержимое древними «богами» Nintendo и «жертвоприношениями» персонажей разных франшиз. Иначе никак нельзя разъяснить, почему японцы посвящают почти всё своё выступление на E3 одной-единственной игре, а я нахожусь в шаге от плашки «Наш выбор». Марио фхтагн, сейчас будем понимать в новой части с подзаголовком Ultimate.

[embedded content]

Поговорим о господе нашем Масахиро Сакурае…

Напомню основы основ сериала. Super Smash Bros. в январе 2019-го исполняется 20 лет, это файтинг, где герои самых различных произведений месят друг друга на очень оригинальных аренах. Если раньше бились только представители Nintendo, то в Ultimate из каста в 70 с излишним бойцов больше десятка взяты из чужих (но всегда японских) франшиз — от Metal Gear до Final Fantasy. Все 20 лет игру режиссирует Масахиро Сакурай (Masahiro Sakurai), потому она становится шире и объёмнее, но суть сохраняется.

А суть Super Smash Bros. — весёлая деконструкция привычного жанра файтингов. Тут вместо серьёзных мужчин с бэкграундами о спасении мира — девочка из Animal Crossing, бьющая зонтиком собачку из знаменитой восьмибитной «Утиной охоты». Вместо статичных манежей из прочих драк — сцены, насыщенные событиями, как лента новостей вашего «Телеграма»: что-то постоянно исчезает, является, взрывается, тонет и переворачивается, иногда поле боя движется в сторону, а с неба всегда сыплются предметы, меняющие правила игры. Даже линейка здоровья тут не как у всех — проценты в ней лишь растут, и чем они больше, тем проще выкинуть бойца с арены. А победа достигается только так.

Вместо сложных списков «фаталити» и суперударов надо выучить лишь четыре особые атаки, каждая из которых исполняется одной кнопкой и одним направлением на геймпаде. При этом все приёмы очень различные. Настолько разные, насколько непохожи друг на друга бойцы. Наконец, вместо привычного сражения один на одинешенек SSB предлагает развлекаться большой компанией. На одну схватку можно выпустить сразу восьмерых «живых» соперников, основное — найти нужное количество контроллеров. В Ultimate эти идеи действительно стали ультимативными, дошли до своего предела. Вдобавок тут можно настроить под себя всё — даже дополнительные параметры каждого героя поддаются точечным изменениям.

Super Smash Bros. Ultimate обзор игры

При этом обыкновенный скриншот может выглядеть так. Ну, вы поняли.

Секта призывает духов

Менять героев позволяют духи. Это виртуальные помощники, подающие те или иные способности. Например, дух Фиоры из Xenoblade позволяет бойцу стать на время металлическим, отчего выбить его почти невозможно. А дух Гировинга из Star Fox подаёт ракетный ранец в начале каждого боя. Какие-то духи пассивно усиливают те или иные способности, другие дают невосприимчивость к различным статусам (ведь здесь можно запросто поскользнуться на банановой кожуре), а третьи вручают предметы и оружие. Таких примочек немало сотен, открывать их можно в сражениях или за внутриигровую валюту.

Все духи делятся на три типа — защитный, атакующий и захватный, — и любой из типов сильнее одного и слабее другого. Поэтому экипировать надо с умом и оглядкой на противника. И, конечно, помощников надо прокачивать. Их «скиллы» вырастают после проведённых сражений, даже проигранных, а ускорить рост можно с помощью специальных «леденцов». На максимальном степени некоторые духи должны раскрываться, превращаясь в особые формы. Таких я пока не нашёл, но сама логика прокачки имеет мишень — уже неплохо.

Само собой, вы можете отключить всю эту сложносочинённую псевдоролевую приблуду, более того, по умолчанию она и не работает. Всё потому, что на старте в Ultimate у вас есть буквально одинешенек стикер с духом, а остальные надо получать. Самый логичный способ — отправиться в местный одиночный режим, он же «Странствие». Там надо освобождать пленённых героев, бродя по огромной карте с массой разветвлённых путей. Поначалу доступен лишь Кирби, постепенно набирается вся остальная команда. К сожалению, все этапы этой карты — обычные арены для боя. Подобия реальной кампании, как в Melee с GameCube, не вышло.

Super Smash Bros. Ultimate обзор игры

Иногда, чтобы пройти дальше по сюжету, нужен особый дух — например, умеющий ездить на машине.

Один в поле не боец. Восьмеро тоже

В целом «сюжетка» неплохая, длится часов 15 и позволяет набрать огромную коллекцию духов, желая развлекает она гораздо хуже, чем мордобой в компании людей. Поначалу я сидел именно за «Путешествием», через несколько часов начинов ощущать скуку — пока не пришёл со Switch в гости и не устроил настоящую дружескую баталию. Поэтому учтите — прежде итого Ultimate прекрасна, если у вас есть приятели, разделяющие желание набить морду принцессе Пич, и/или платная подписка на сервис Nintendo Switch Online, позволяющий биться по Сети. Но вообще слабо представляю людей, играющих в файтинги только с компьютером.

Зато когда встречаешься с людьми, становится по-настоящему весело. Порядки вполне стандартные: обычные драки, битвы по «королевской» системе или в командах, турнир на вылет, возможность настроить всякие параметры образа размера героев, скорости, гравитации и постоянных «баффов». Минус только один, да и тот специфичный, — на старте доступны лишь восемь из всех бойцов. То есть фанаты Соника и те самые люд, которые хотят избить принцессу, должны будут подождать. Если не пользоваться «Путешествием», то каждые 10 минут новоиспеченный персонаж будет вызывать вас на бой и после своего поражения станет доступен для выбора. В этом есть очень лукавая и поощряющая система, но нас просто заставляют сидеть и ждать, пока не «выбьются» все семь десятков героев.

Другой настораживающий момент — онлайн-соединение. То есть его качество. Сделался заметен «лаг», и непонятно, чего тут больше — проблем с самой системой соединения или возросшей динамики игры (а Ultimate приметно быстрее, чем четвёртая часть). А ведь Smash Bros. — это ещё и киберспорт, и даже моему, любительскому взгляду видно, что тут решают тайминг блока, умение правильно подобрать момент для атаки, разбежаться, остановиться и прыгнуть. Теперь вот даже разгон можно прервать любой кнопкой, а ряд духов здорово влияет на показатели управляемости. В любом случае критических проблем с онлайном нет, но на рослом уровне сражаться по Сети стало сложнее.

Super Smash Bros. Ultimate обзор игры

К сожалению, игра не поддерживает запись видео, зато тут есть редактор скриншотов с грудой фильтров.

Усы, лапы и хвосты в высоком разрешении

Хорошо, что трудности с онлайн-составляющей не означают технических проблем вообще. Игра выглядит чуть лучше, чем версия для Wii U, — и трудится очень стабильно. Бойцы и сделаны детально, и анимированы шикарно. Придраться можно разве что к ракурсам камеры: в портативном формате поле сражения оказывается чересчур далеко — разобраться в мелких фигурках бывает очень сложно.

Правда, точно такая же проблема вас ждёт и на большенном экране из-за многочисленных всполохов энергии, спецэффектов и хаотичных перемещений. Гораздо важнее, что Ultimate не страдает, если консоль достали из дока. С этим были проблемы у четвёртой части для 3DS — она ощущалась медленной, не совсем втискивающейся на портативную консоль.

Можно храбро заявлять — это первая по-настоящему портативная часть Super Smash Bros. Чтобы вы не расставались с игрой никогда, тут даже сделан режим плеера — можно выключить экран и слушать одну из сотен композиций саундтрека, если нет возможности организовать драку. А подборка музыки какая-то невероятная — из каждой франшизы, в том числе не «нинтендовской», взяты несколько (десятков) самых запоминающихся песен. Доля из них звучит в новых аранжировках, часть даже замиксовали.

Вообще, внимание к фанатам в Ultimate абсолютно запредельное. Многие тонкие детали и отсылки можно заметить, лишь если включить фоторежим и знатно покрутить камерой. Например, в тех поясах, которые как бы проходят на экранах старых консолей Game Boy и Game & Watch, отрендерены не просто рамки для экрана, а сами консоли целиком. Если избрать Фокса и провести битву с Фалко на звездолёте из Star Fox, можно услышать переговоры других героев серии. Да, может быть, тут маловато новоиспеченных арен и совсем новых бойцов (ещё парочка, кстати, появится в будущем) — но всё, что вложено в игру, сделано на совесть.

И можете быть уверены — усы Марио тут самые реалистичные и шелковистые!

***

Если задача любой секты — завербовать как можно больше сторонников, то Super Smash Bros. Ultimate выполняет её глянцевито. Она способна затянуть даже тех, кто никогда не подходил к файтингам, не любит Nintendo, ненавидит играть в компании и презирает киберспорт. Это самый масштабный и бесшабашный виртуальный мордобой — и вряд ли его можно будет затмить в ближайшее время, тем более что домашне-портативный формат Switch ему идеально подходит. Пожалуй, основной недостаток игры в том, что она не чересчур хороша в одиночестве, но то же самое касается любых драк. А некоторую вторичность можно было заметить и в версиях для 3DS и Wii U — всё же внутренний лидер Сакураи преследует одну и ту же цель. В этот раз он достиг её изумительным образом.

Плюсы: файтинг, который веселит как детей, так и киберспортсменов; потрясающий ростер бойцов, очень разнообразный и весёлый; возможность настроить всё под себя; новая система духов; вменяемая кампания для одного пользователя; весьма приличная графика — в том числе в портативном режиме.

Минусы: меньше новизны в сравнении с прошлыми частями; в одиночку будет скучнее, чем с товарищами; заметен онлайн-лаг.