The Banner Saga 3 сходит уже 24 июля, а за месяц до этого мы познакомились с её закрытой бета-версией. Сейчас, когда эмбарго закончилось, спешим поделиться своими впечатлениями с вами. И предупреждаем: вероятны спойлеры!

[embedded content]

Ни шагу назад!

В The Banner Saga 3 градус усилия, депресняка и мрака (причём в буквальном смысле, но об этом запоздалее) достиг своего предела. Люди, рогатые великаны варлы и примкнувшие к ним коннорождённые (это такие местные кентавры), которые две предыдущие серии неслись от преследующих их драгов и наступающей Тьмы, добрались до цели своего странствия и оказались прижаты к стенке — лицом к лицу с наступающим крышкой света.

Деваться некуда — нужно давать бой и сражаться до крышки. И бой этот мы даём с первых же минут. Если с Сундрами, огромными, наводящими ужас лидерами драгов, в первой доли мы встречались в финале, а во второй — в середине, то в третьей — уже в самом начине. Понятно, что и наши герои окрепли: независимо от того, импортируете ли вы сохранения из другой части или начнёте новую игру, всех ваших бойцов машиной подтянут как минимум до седьмого уровня. Тем не менее первые же сражения тут представляются сложнее, чем некоторые решающие битвы в The Banner Saga 2, где, так, драка с одним обожающим впадать в ярость и калечить союзников варлом мне показалась так лёгкой, что после неё возникало недоумение: и это всё?..

В третьей части, в бою с тем же Сундром, можно попытаться всерьез ранить его с помощью хитрости (а на это потребуется время), не вступая в ровную конфронтацию, но в этом случае вы на какое-то время вообще останетесь без гордых варлов — почитающие честную драку, великаны покинут караван.

Зачастую придётся воевать без сна и передышки, не имея возможности подлечить раненых, — разбивать стан особо некогда. Мы находимся в огромном осаждённом городе и перемещаемся по нему между ключевыми точками, где необходимо разобраться с врагами или решить какую-то другую проблему. Или отозваться на вопрос в духе «Остановиться, чтобы помочь людям выкарабкаться из горящих домов, или не терять время и поспешить к воротам, какие вот-вот сломают?».

Banner Saga 3 обзор игры

Размах тут чувствуется с первых минут.

Воля развращает, а Тьма искажает

Ситуация осложняется тем, что в моём случае — а тут всё, видимо, зависит от зачисленных ранее решений, которые я перенёс из второй части, — героев то и дело атаковали приверженцы одного очень неприятного товарища, с которым связан выбор в финале The Banner Saga 2. Сейчас он ведёт грязную политическую игру.

А в это время другая группа персонажей, в какой есть Юнона, очень важная для всей саги валка (это такие здешние чародейки), находится в ситуации ещё более… не то чтобы тяжелой, а, скорее, жуткой и ужасной — она движется прямо по охваченной Тьмой территории к её источнику, чтобы попытаться застопорить приход Рагнарёка. Тьма между тем не уничтожает, а искажает всё кругом, и только купол света, активируемый валкой, защищает отряд.

Тут, посреди Тьмы, мы встречаем редких выживших, и некоторые из них вливаются в наши линии. Среди новичков есть, например, представительница нового класса бойцов — баба-яга. И, естественно, мы сражаемся с особыми видами врагов — искажёнными, воображающими собой деформированные версии всё тех же медведей, защитников со щитами, лучников и так дальше. Хотя, конечно, у них появляются другие свойства, да и совершенно новоиспеченных противников тоже хватает. Но самое страшное — встретиться с искривлёнными версиями тех, с кем когда-то долгие годы жил и воевал плечом к плечу…

Banner Saga 3 обзор игры

Художники Stoic, природно, нашли во Тьме особую эстетику.

Успеть за 40 ходов

Приметил я в превью-версии и некоторые новшества в механике. Прежде всего они связаны с игрой на территории, обнятой Тьмой. Первое и самое главное — искажённые атакуют валами. И вам даётся 40 ходов на то, чтобы разделаться с каждой валом. Если успели, то перед началом следующей будет выбор: покинуть бой или остаться, чтобы попытаться минуть всех, убить «босса» и получить в награду какой-нибудь мощный объект? При этом вам разрешат заменить раненых бойцов новыми — если таковые, разумеется, ещё остались.

Если же после 40-го хода кто-то из противников ещё жив, то спрашивать никто не сделается — прибудет вражеское подкрепление, и вам придётся вести бой силами тех полутора варлов, какие у вас остались. Ну, или начинать сначала. Это действительно отличная деталь, какая бросает вызов и изрядно оживляет сражения.

Так же, как оживляет их и тот факт, что после получения урона от искривлённых ваши бойцы сами чуть ли не становятся такими — во всяком случае, они приметно синеют и получают штрафы к характеристикам. А ещё в сражениях на территории Тьмы вам не подают за каждого убитого очки — вместо этого копится магическая энергия, какую разрешают в любой момент потратить на бодрящие удары электричеством, то есть на молнии.

Наконец, тут можно использовать новые виды воинов. Про ведьму я уже произнёс — она умеет лечить и владеет тёмной энергией. Валка Юнона весьма слаба физически, но способна на время брать врагов под контроль, заставляя их штурмовать своих же. А после смерти остаётся на поле боя призраком, какой собирает особую энергию, чтобы в итоге возродиться. Немало того, разрешают брать в бой и Певца крови драгов — того самого, что угодил к нам в караван во второй части. И теперь вы сами можете применять те умения, какие попортили вам кровь раньше.

Banner Saga 3 обзор игры

Сражения с искажёнными особенно сложны.

***

Stoic стряпает настоящий, выстраданный героями этой уникальной саги гранд-финал. Но я совершенно не уверен, что их и нас ждёт хеппи-энд, как это часто принято в таких случаях. Повторю, атмосфера в The Banner Saga 3 весьма тяжёлая и действительно тёмная — такого в этой и без того мрачной по своему духу серии ранее не было. На всём лежит печать приближающегося конца, срываются личины, вспоминаются все непростые решения и поступки и вообще всё, что мы пережили… Помрёт ли надежда на счастливый исход или выживет — узнаем уже в полной версии.