Живо для платформы: PC

Авторы инди-хорроров словно сорвались с цепи — ну, или среди них сейчас одни извращенцы. В заключительные недели друг за другом выходят игры, в которых привычные монстры, кровища, смертоубийства и скримеры более или менее органично соседствуют с голыми дамами, сексом и не то чтобы эротикой, а где-то почти порнографией: Agony, Lust for Darkness и наш сегодняшний клиент — The Dark Inside Me. Заключительная сделана одним человеком, турецким музыкантом и режиссёром по имени Акчай Караазмак (Akcay Karaazmak) и является классическим point’n’click-квестом. Собственно в жанре заключается её главная, хотя и не единственная, проблема. Причём так серьёзная, что местами игру действительно хочется назвать порнографией, но совершенно не в том смысле, о котором вы сейчас подумали.

[embedded content]

Из больницы — в концлагерь!

История в The Dark Inside Me начинается довольно традиционно: молодой человек с повязкой на лице и амнезией в башке просыпается в больнице, толком не понимая, где он, кто он и почему в обрывках его воспоминаний какие-то злобные дядьки, утыканные гвоздями и словно сбежавшие со съёмок кинофильма «Восставший из ада», хотят его смерти. Наша задача — сбежать и разобраться, что, дьявол возьми, происходит.

В какой-то момент протагонист видит, как на улице парочка занимается сексом или муж насилует женщину (хотя та вроде и не сопротивляется особо), пытается прийтись поближе, и в этот момент действие совершенно неожиданно переносится в вчера, во времена Второй мировой, где мы в роли военнопленного в форме то ли британской, то ли американской армии оказываемся в вагоне. И уже на вытекающем экране видим, как какой-то фашист примерно в той же позе опять же насилует нагую девушку. Тут же возникает подозрение, что автор, скажем так, несколько зациклен на теме изнасилования или попросту секса вот в таких вот позах. И вместо чувства сопереживания и погружения в выходящее рождаются совершенно другие эмоции, самой безобидной из каких является лёгкий смешок и немой вопрос: что это было?

Акчай Караазмак, видимо, желал сказать что-то серьёзное на тему сексуального насилия — и в цельном, и в нацистских концлагерях в частности. Но когда в этих самых концлагерях и живые, и уже неживые голые женщины напоминают порномоделей с идеальными пропорциями, а не тех измождённых жертв, вылитых на обтянутые кожей скелеты, которыми они были в реальности Другой мировой, опять же трудно воспринимать всё это всерьёз.

Dark Inside Me обзор игры

Умирает герой нередко, больно и разными способами.

Что это было?

Впрочем, главная проблема сценария совершенно не в этом. Обилие «обнажёнки» было обещано изначально, это доля игры и её атмосферы, оправдывающая в том числе и возрастной рейтинг. И удобопонятно, почему молодой турок везде видит красивых молодых дам в интересных позициях. Проблема в том, что автор мешает в одну груду всё — чудовищ, пожирающих голых девушек (да, опять!) в прошлом; каких-то на лик ужасных, но красивых на тело тёток, насилующих мёртвых мужей в настоящем; чудиков, напоминающих героев фильма Hellraiser, и девиц с волосами, закрывающими лицо, из «Звонка»; нацистские концлагеря и проституток с пулей в башке…

Да, автор при этом умеет напугать — с помощью, естественно, довольно дешёвых, но действенных скримеров. Когда, например, в свете включённых фар является та же девушка с закрывающими лицо волосами, а потом ещё и прыгает в нашем курсе, невольно подпрыгиваешь на стуле, орёшь благим матом и жалеешь, что рядышком нет валидола.

В The Dark Inside Me местами ощущается настоящая атмосфера этакого по-хорошему трешового и запугивающего хоррора. Создаётся она, в частности, отлично нарисованными заставками, качественным дизайном монстров, натуралистичными кровавыми подмостками (когда, например, мы лично отрубаем трупу руку с зажатым в ней ключом) и расцветай работой со звуком. Да ещё и ситуации выбора периодически встречаются: пощадить насильника или смачно забить его ломом?

Dark Inside Me обзор игры

Он насиловал дам — теперь мы его убиваем!

Но атмосфера эта то и дело тонет в винегрете, какой тут называется сценарием и который явно сделан по принципу «Намешаю-ка я в одну груду всё так, чтобы игрок постоянно спрашивал себя, что это было». Но если в качественных играх, кинофильмах и телесериалах (например, в «Легионе») такая мешанина только волнует интерес, то в случае с The Dark Inside Me лично меня она скорее веселила и коробила.

Предупреждаю — сейчас будет спойлер, но он весьма показателен. Главный герой встречает запертую в клетке полунагую девушку, которая слёзно просит его о помощи и клятвенно обещает поддержать в ответ. Но уже минут через 10 протагонист, наплевав на неё, зачем-то скачет в окно этажа этак с пятого. И тут же рядом на асфальт приземляется вроде бы эта запертая в клетке девица. Оба живы. Что, как, отчего… Ближе к финалу возникло полное ощущение, что перед нами наркотический трип, ахинея и бред, рождённые в башке озабоченного человека, который любит порно, хорроры и порнохорроры…

Охота на точки и логику

И посреди итого этого — герой с ограниченным словарным запасом и несколько ущербной логикой. Ткните курсором в полотно — он скажет: «Картина», ткните в чашку — логично сообщит, что это чашка. И всё в таком духе: «Я могу это использовать», «Сейчас я не могу это использовать», «Я не буду это использовать». Хоть бы пошутил, что ли, для разнообразности и для разрядки этой полуидиотской атмосферы. Или, наоборот, мрачно выругался.

Dark Inside Me обзор игры

Многие проблемы доводится решать насилием — хотя иногда бывает и выбор.

В иных ситуациях шутить хочется уже нам — когда, например, персонаж отчего-то не может просто закрыть дверь (в этом случае его не увидят и не пристрелят), а вместо этого перегораживает ход кроватью, разливает на ней хлороформ и поджигает его. Дескать, в огне его не приметят. Вместо того чтобы подкрасться и тихо снять нож, висящий на стене справа от фашиста, насилующего заключённую, мы устраиваем цельную спецоперацию, в результате которой нож со звоном падает на ящик, а мы его со скрипом подтягиваем к себе скомбинированным в инвентаре крюком. Никто, разумеется, самодвижущихся ящиков не замечает.

Нет, в The Dark Inside Me есть увлекательные ситуации — например, нам нужно выстрелить синхронно с упражняющимися на стрельбище нацистами, чтобы сбросить мешающего пройти фрица. Но как вообще получается так, что по концлагерю разгуливает военнопленный в шлеме американской армии? В товарищем случае нам надо растопить горячей водой пистолет, пристывший к ноге трупа. Но если вы поставите чайник не на тот огонь, то намертво завязнете, так как снять его почему-то нельзя. И таких потенциально опасных зон, «вздергивающих» прохождение, тут несколько.

Но главная беда игры как квеста — это совсем адский, махровый «пиксель-хантинг». Что такое подсветка активных точек, давным-давно уже принятая как стандарт в современных квестах, — автор не ведает. И с каким-то садизмом заставляет нас нащупывать курсором крохотные скважины замков, выискивать среди почти равных белых прутьев решётки один слегка погнутый или догадываться, что вон та веточка на дереве на самом деле является рычагом. И всё это дополняется совсем ужасным, вот уж действительно по-турецки сделанным управлением.

Dark Inside Me обзор игры

Практически любая дама в игре оголена более или менее полностью.

***

The Dark Inside Me — вещь весьма амбициозная. Страница в Steam изобилует словами «уникальная игра» и «психологический хоррор вытекающего поколения». Отчасти эти амбиции действительно подкрепляются неплохой графикой, стильными роликами, насыщенными и зачастую запугивающими сценами. Ну и вообще чувствуется, что Акчай Караазмак — человек открыто не только озабоченный, но и увлечённый своим делом: он неплохо разбирается в эстетике ужасов.

Беда, видимо, в том, что он всё мастерит один. Как делал свой единственный турецкий фильм ужасов Reminiscence, отчего тот напоминает любительскую поделку с изобильно поливаемыми кетчупом полуголыми женщинами. В The Dark Inside Me дела обстоят лучше собственно с визуальной и эстетической точки зрения (учитывая, что всё сделано в одиночку, можно лишь восхититься), а вот с сюжетом и геймплеем есть большие проблемы. Акчай — открыто хороший музыкант, художник, постановщик клипов и вообще «визуал». Но пока никудышный гейм-дизайнер. Потому хочется, чтобы кто-нибудь помогал ему, подсказывал — например, про ту же подсветку деятельных точек.

Пока вышла только первая глава The Dark Inside Me, а итого их автор наметил аж восемь. Он обещает «сценарий, меняющийся от поступков игроков». Как он там будет меняться — посмотрим в следующих эпизодах. Но если сюжет и геймплей и дальней будут представлены в таком же виде, как сейчас, то игра будет сродни тому кошмару и ужасу, в какой попал главный герой.

Плюсы: игра умеет запугивать; неплохая графика; стильные ролики.

Минусы: пока в игре совсем бредовый и нелогичный сценарий; ужасный «пиксель-хантинг»; примитивные и непоследовательные загадки; неудобное управление.