Живо для платформы: PS4

Два года назад создатель The Spectrum Retreat Дэн Смит (Dan Smith) получил на BAFTA награду в категории «Юный гейм-дизайнер». Его головоломка, в какой герой пытался спастись из странного лабиринта, взаимодействуя с многоцветными кубами, понравилась не только жюри, но и небольшому издательству Ripstone. Столь деятельная поддержка проекта вдохновила Смита на создание полноценной игры, в какую он добавил сюжетную линию. Но связать две эти составляющие явно очутилось труднее, чем он думал.

[embedded content]

Два по цене одного

Поступок The Spectrum Retreat разворачивается в отеле, где в одном из номеров проживает основной герой. Здание начинает казаться не совсем обычным пунктом уже в самом начале, когда в дверь номера стучится манекен, предлагающий спуститься в ресторан. Вскоре становится четко, что весь персонал — жуткие фигуры, у которых нет глаз, а на пункте рта у каждого из них расположен динамик.

Ещё до выхода из номера персонаж находит под подушкой удивительное устройство, на которое приходят загадочные сообщения. По прибытии в ресторан с героем связывается девица по имени Купер, призванная спасти парня, — мол, тот находится в отеле не по своей воле. Помощница тщательно продумывает план отростка, но просто так выбраться через крышу не получится. Придётся исподволь изучать один этаж за другим, а точнее — решать десятки головоломок.

И тут начинаешь замечать одну из основных проблем The Spectrum Retreat — отсутствие связи между основной историей и пазлами. Интерьер отеля выполнен в манере ар-деко с изысканным дизайном комнат, а загадки вы решаете в совсем других, футуристических локациях, дизайн которых не имеет никакого взаимоотношения к убранству отеля. Вдобавок помощница, активно общающаяся с вами несмотря на вашу молчаливость, прекращает говорить во время головоломок. Из-за этого постоянно возникает ощущение, что ты переключаешься между двумя совсем разными играми, а не проходишь цельное произведение.

The Spectrum Retreat обзор игры

Пугать тут не будут, но атмосфера иногда бывает жутковатая.

Геймплей тоже меняется — в отеле это «симулятор ходьбы», где игрок слушает рекомендации помощницы и очень медленно передвигается. На его скорость наверняка не пришлось бы обращать внимание, если бы почти в любой главе не приходилось очень далеко идти и возвращаться после этого тем же линией в свою комнату. Здесь не спасает даже отличная актёрская игра девицы, озвучившей Купер, — она будет раз за разом повторять вашу вытекающую цель, если вы попытаетесь свернуть с пути или на секунду замешкаетесь. Зачем тогда коллекционные предметы разбрасывать, которые еле отыщешь?

Чудо-телефон

Загадки же заставляют вспомнить Portal, Q.U.B.E. и прочие подобные игры. Телефон основного героя, с помощью которого он связывается с загадочной помощницей, способен вбирать цвета специальных кубов, расставленных на каждом уровне. Это позволяет перекрашивать кубы, а также протекать через барьеры — какого они цвета, такой и должен быть у вас «с собой». То же относится к вертикальным барьерам, нередко служащим мостиками, — если они белого цвета, в телефоне должен быть апельсиновый или зелёный, иначе вы свалитесь в пропасть, и придётся начинать всё наново.

С этим связан другой неприятный недочёт — некоторые степени могут быть довольно продолжительными и состоять из нескольких этапов, и крах под самый конец означает необходимость возвращаться в стартовую точку и вновь разгадывать первые пазлы. Это занимает не так немало времени — всё-таки решения вы уже знаете, — но всё же темп сбивается. Дизайн самих головоломок тоже нередко удручает — в любой момент вы можете оказаться в безвыходной ситуации, однако игра никак об этом не известит. Вы будете бегать из комнаты в комнату, переключать цвета, а после окажется, что оранжевый цвет вы «уничтожили» в зелёном кубе (да, тут можно и так делать), а потому потеряли несколько минут впустую. Надо налегать на паузу и перезапускать уровень — для подобных случаев введена такая опция.

The Spectrum Retreat обзор игры

Телефон для удобства окрашивается в краска, который вы поглотили.

Несмотря на это, загадки получились неплохими. На любом этаже предлагается какое-то новое условие: то цвет добавочный появится, то на стены повесят своеобразные магниты, притягивающие героя при совпадении красок. Как и во всех нормальных головоломках, игроку позволяют постепенно разобраться в этих механиках, предлагая всё немало и более трудные задачки. В большинстве случаев достаточно взглянуть на вытекающую дверь, увидеть цвета барьеров и отталкиваться от этого. Ну а если дверь разом не видно, придётся экспериментировать, и можно запросто застрять из-за случайной промахи.

Чтобы хоть как-то связать две составляющие The Spectrum Retreat, разработчик (он почти всё мастерил в одиночку на протяжении пяти лет) разбросал по комнатам с цветными кубами всевозможные мемуары, записки, брошюры и прочие вещи, с которыми игрок должен взаимодействовать для понимания выходящего. И автор так беспокоится о том, что вы пропустите какой-то предмет, что одну и ту же писульку иногда кладёт в пяти разных комнатах, лишь бы вы отыщи её и прочли. Если это всё настолько важно, следовало придумать немало элегантное решение.

Из-за столь чёткого разделения на сюжетные эпизоды и этапы с загадками от The Spectrum Retreat мощно устаёшь. Сначала на тебя вываливают детали истории, а после ты больше получаса тратишь на последовательное решение загадок и не узнаёшь ничего новоиспеченного, просто играя в подобие Portal. И если Valve умело смешивала повествовательный элемент с увлекательными испытаниями, то тут трудно отделаться от мысли, что к одной игре кое-как прилепили иную.

Сюжетно проект то пытается казаться хоррором, то превращается в триллер с меняющими позы манекенами. Созидатель предлагает целый коктейль из множества тем: тут и финансовое положение американской семейства, и заболевания, и проблемы, связанные с системой здравоохранения, и коррупция. Автор пытается донести до игрока какие-то думы, но многие его идеи слишком поверхностны, а какие-то детали и вовсе остаются нераскрытыми. И захватывающая поначалу история становится со порой всё менее интересной, особенно когда она постоянно прерывается.

The Spectrum Retreat обзор игры

Без необходимого краски в телефоне через барьеры не пройдёшь.

***

Выпускать игру, заключающуюся исключительно из головоломок, могут себе позволить немногие — Джонатана Блоу (Jonathan Blow) с его The Witness можно находить исключением из правил. Все пытаются добавить нарративный элемент, да чтобы загадочности побольше. Вот и в The Spectrum Retreat устроились так же, но в итоге сюжет не доведён до ума, а загадки слишком часто устанавливают игрока в безвыходное положение, вынуждая перепроходить уровень. На безрыбье и это можно находить неплохим развлечением, если хочется что-то наподобие Portal, но в прочих случаях тратить на игру время ни к чему.

Плюсы: стильный дизайн локаций; немало увлекательных головоломок с необычными геймплейными механиками.

Минусы: сюжет и загадки нехорошо связаны; многие пазлы становятся нерешаемыми, пока не перезапустишь степень; не все темы истории хорошо раскрыты, и часть вопросов остались без ответа; в отеле персонаж чересчур медленно двигается.