Живо для платформы: . В Void Bastards мы управляем космическим судном, которое движется по звёздной карте из сектора в сектор, по линии натыкаясь на другие корабли, торговые станции, на пиратов, которые будут преследовать нас и брать на абордаж, на какие-то осколки или полезные ресурсы, на чёрные дыры, перебрасывающие в случайное место, на бомбы, взрывающие или нас, или всё вокруг, — и даже на межпространственных китов, способных запросто сожрать нашу посудину.

Если буквальнее, управляем кораблём не мы, а забавный ИИ по имени BACS, само же судно — этакий ковчег, на котором перевозят заключённых. Причём транспортируют в виде… сухой смеси. На судно напали пираты и вывели из строя сверхсветовой привод — теперь нужно прорваться сквозь просторы Саргассовой туманности и собрать всё необходимое, чтобы снова запустить его.

Сам ИИ сделать этого не может — банально нет ручек и ножек. Потому он освобождает (а точнее, регидрирует из смеси) одного из зэков, выдаёт ему паёк из предметов первой необходимости и даёт задания в духе «Изготовь сначала поддельную карту гражданина, чтобы мы могли совершать авторизованные операции». А когда всё сделано, сообщает, что в награду срок заточения будет снижен на 16 дней — и это, дескать, заметно сократит срок за подделку карты гражданина. «Теперь её необходимо зарегистрировать, но на авторизованном компьютере заключённый работать не может, поэтому найди детали для сборки нового компа, и про колёсико от мышки не позабудь», — сообщает BACS, после чего наш герой обессиленно роняет голову на стол.

Да, вот такая тут бюрократия и подобный юморной ИИ. Озвучивал его, кстати, тот же актер, что дал голос рассказчику из The Stanley Parable, поэтому, будьте уверены, улыбаться в Void Bastards вы будете не раз и не два.

Void Bastards обзор игры

Так выглядит периферическая слепота.

Очумелые ручки

Впрочем, когда выговор заходит о выживании, становится уже не до смеха. Void Bastards — достаточно жёсткая игра, ориентированная на постоянный сбор ресурсов и крафт. В первую очередность нужны топливо и еда — они тратятся на каждый ход, когда корабль перемещается к следующей точке на звёздной карте. Кроме того, придётся собирать самые различные предметы для изготовления экипировки, оружия, разных улучшений и гаджетов. Их мы находим в основном на кораблях, куда можно высаживаться, чтобы завязался шутер и стелс с видом от первого лица.

Крафт тут тотальный. Хотите, чтобы в жилых отсеках кораблей попадались патроны для пистолета, — изготовьте одинешенек апгрейд, а вот чтобы находить скрепки для дыродела (есть тут и такая пушка), нужен другой. Хотите бронежилет, повышенный боезапас, защиту от радиации, возможность взламывать турели — будьте добры, найдите, соберите и пожалуйте к верстаку. И утилитарны всё это ещё нужно апгрейдить.

Помимо ключевых деталей (лампочек, подносов, жестянок, компрессоров, разных книг и руководств, даже клистиров) мы также собираем всякий мусор — батарейки, ручки, перфокарты и оторванные пальцы врагов. Потом это всё перерабатываем, а из сырья опять же мастерим те самые детали. Чтобы облегчить поиск нужных ресурсов, можно включить локатор, указывающий, где находится необходимый объект. Но что сначала придётся сделать? Правильно, найти детали для изготовления этого самого локатора.

На абордаж!

Основные события, как вы уже постигли, разворачиваются на кораблях разных типов — где-то много еды и деталей, но также полно врагов и турелей, где-то есть медицинские машины, восстанавливающие здоровье, или дефицитные варп-ключи, но там всё может быть залито маслом, на котором герой постоянно скользит. И почти всюду камеры — попав в их объектив, вы рискуете активировать очень опасного охранного робота.

Void Bastards обзор игры

Возвращаться назад на карте невозможно.

Кроме того, бывает отключено питание — приходится сначала его восстанавливать, потом нестись на капитанский мостик и загружать немало подробную карту, указывающую, где находится драгоценная деталь для апгрейда пушки «Клепало», стреляющей градом заклёпок. Желая лучше не бежать — шум привлекает внимание разномастных врагов. Поэтому частенько приходится передвигаться присев, стрелять ядовитыми колючками, которые травят, но не привлекают внимания, или отвлекать противников с помощью робокошки, взрывающейся при уничтожении. Я же говорю, тут весело.

Но зачастую иного выбора, кроме как бежать, нет — запасы кислорода ограниченны, а восполнить их можно только у специальных автоматов где-нибудь на товарищем конце судна. Там же за местную валюту — стимулы разрешают временно увеличить запасы кислорода. То же самое, кстати, можно проделать и со здоровьем на медицинских станциях. А стимулы, помимо итого прочего, нужны, чтобы открыть какие-нибудь запертые шкафчики и получить вожделенную клейкую ленту для апгрейда вашего шокера.

Следи за собой, будь осмотрителен!

В итоге каждая высадка — это всегда чёткое планирование. Тут я сначала подключу питание, вот через эти двери попаду в горницу охраны и временно выведу из строя турели, потом пойду в этот коридор и до мостика. Или нет, сначала лучше забежать сюда и пополнить резервы кислорода? Ага, а вот тут можно заглянуть в судовую столовую и попить там чайку — он даёт временное усиление урона. И не забываем закрывать за собой двери, ведь отдельный противники не умеют их открывать. А ещё лучше сначала туда бросить заряд живодёра, который взрывается при приближении, — Void Bastards поощряет созидательный подход к уничтожению противников.

Планирование — залог успеха, но тут всегда что-то может пойти не так, особенно если учесть, что по умолчанию благосклонность противников на карте не отображается. И в особо опасных ситуациях приходится драпать со всех ног, лишь бы донести трофеи до заветного шлюза и сбежать с награбленным. Не раз и не два на беспорочном слове и на одном крыле я убегал, испытывая искреннюю радость и азарт от того, что да, я это, блин, сделал!

Void Bastards обзор игры

Внешне всё это весьма похоже на старенький шутер XIII.

Чем дальше, тем глубже мы погружаемся в слои Саргассовой туманности, а там становится всё сложнее и сложнее — доводится заниматься серьёзным планированием уже на глобальной карте. Нужно прокладывать маршрут так, чтобы избегать пиратов, бомб, «межпространственных китов» и прочих опасностей. Топлива же осталось на одинешенек ход, без него корабль будет дрейфовать, а мы — терять здоровье и еду. А беспощадный «рандом» определил, что вон на том корабле много пищи, но нет столы и не работает мини-карта, а на этом есть медотсек, но много мест под током и где-то по коридорам бродит босс. Куда отправиться?

Любой человек — особенный!

В такой ситуации всегда выходить сухим из воды и убегать с врагами на хвосте не получится. Наш юморной ИИ сам сообщает, что смерть — обычная процедура. На смену погибшему он реанимирует нового зэка. В Void Bastards новый персонаж не начинает всё наново — все изготовленные предыдущим товарищем предметы и апгрейды сохраняются (ну, кроме запаса еды, топлива и боеприпасов), и все выполненные сюжетные задания тоже — мы продолжим историю с пункты, где остановились.

Самое же интересное, что новый герой всегда получает уникальные черты. У одного — ограниченное периферическое зрение; у иного — загребущие руки, позволяющие собирать ближайшие предметы самостоятельно, но из-за врождённой рассеянности он не способен оценить здоровье неприятелей; у третьего есть черта «Техник», открывающая все опасности на карте, но он много курит и потому обладает маленьким резервом кислорода.

На некоторых кораблях есть генные станции, которые за энную сумму могут удалить плохую особенность или одарить нас хорошей. Кроме того, на карте периодически встречаются генные аномалии, которые в случайном порядке меняют комплект личностных характеристик очередного героя — и не всегда в лучшую сторону.

Умереть тут можно очень быстро.

***

А вот у самой Void Bastards черта одна — прирожденная способность увлекать. Это одна из самых крутых инди-игр этого года — и стильная, и весёлая, и сложная, и интересная, выстроенная на чужих идеях, но творчески переработавшая их и снабдившая собственными деталями и юмором. Да, тут есть ещё одна особенность всех «рогаликов» — чем дальней и сложнее, тем больше гринда и повторения, которое, как известно, мать учения. Но благодаря тому, что каждая вылазка — это вечно горючая смесь из планирования, экшена и стелса, а каждый новый герой может случайно стать полуслепым жадиной, заскучать тут весьма трудно. Хотя ввести побольше видов врагов и случайных событий на карте всё же не помешало бы.

Плюсы: увлекательный игровой процесс, соединяющий идеи самых разных игр и смешивающий их с собственными наработками; оригинальный ироничный сеттинг; более чем уместный юмор; уморительный ИИ по имени BACS; пристойный арсенал оружия, предметов и гаджетов; картинка в стиле комиксов; прекрасная работа со звуком.

Минусы: хотелось бы вяще разнообразных противников и ситуаций на глобальной карте; гринд местами начинает утомлять.