• Разработчик: Square
  • Издатель: SquareSoft (1999, PlayStation)

Final Fantasy V, по крайней мере среди западной аудитории, вечно считалась приёмным ребёнком в семье 16-битных Final Fantasy. Вместо неё предпочли локализовать игры масштабом поменьше, вроде ориентированной на Америку Final Fantasy: Mystic Quest, и на английском она официально показалась только в 1999 в рамках антологии PlayStation.

Даже те, кто перестрадал все проблемы портированной версии, помечали, что сюжет и персонажи не дотягивали до куда менее современных шестой и четвёртой долей. Да и саундтрек от первоклассного мастера Нобуо Уэмацу слегка разочаровывал. Однако, давнишние фанаты называют Final Fantasy V одной из лучших игр серии.

Один-единственная причина этого кроется в наиболее удивительной системе кастомизации персонажей среди RPG – системе специальностей. В оригинальной Final Fantasy было представлено шесть классов, и ваш выбор оставался неизменным с самого основы путешествия. Final Fantasy III (которая с Famicom, а не переименованная версия с SNES) пристойно увеличила их число и разрешила игрокам менять классы между сражениями.

Final Fantasy V сделала ещё один шаг вперёд, позволяя перманентно учить навыки, заранее предполагая определённый класс – таким манером можно наделять всех бойцов практически любыми способностями. В принципе, в Dragon Quest III было нечто вылитее, только в играх Enix навыки были лишь вариациями типовых атак, статусов и баффов/дебаффов.

ff5 battle

Final Fantasy V совсем не сдерживается, представляя профессии вроде геомансера, для которого спецатаку определяет тип места (при этом для неё не нужны MP), самурая, способного увеличивать урон за излишней золото, мима, что может имитировать атаку предшествующего персонажа, и некромансера (в версии для GBA, вышедшей в 2006), превращающего одного из дружественных бойцов в зомби, при этом наделяя рядышком заклинаний тёмной магии.

Возможности гибридных классов поразительны. Представьте сплав мистического рыцаря, какой зачаровывает оружие мощью стихий, и монаха, способного коротать отложенные, но более мощные атаки – ледяного противника можно истребить за раз сумасшедшим количеством урона.

И подобным образом вы можете настраивать всю свою команду. Final Fantasy V будет отличной головоломкой, если вам нравится разыскивать лазейки в игровом балансе. Разумеется, из-за этого Final Fantasy V выделяется повышенной сложностью на фоне IV и VI. Обычное повышение уровня тут мало что даёт, так что, если босс вам не по зубам, обычный гринд ничем не поможет. Зато это будет стимулом пробовать иные профессии и изучать различные навыки, сколько душе угодно.

В системе специальностей есть несколько не очень приятных ограничений. Ради сохранения какого-то подобия баланса вам дозволено употреблять только одним навыком в дополнение к выбранной профессии. В итоге многие навыки со временем становятся бесполезными на фоне немало важных умений.

Более того, вы не можете выбирать распорядок изучения навыков и поэтому вынуждены мириться с ненужными умениями, в ожидании желаемых. И то и иное исправлено в совершенно восхитительной Final Fantasy Tactics, сочетающей систему специальностей Final Fantasy V со стратегическими боями Tactics Ogre.