• Разработчик: Sega
  • Издатель: Sega (1995, Genesis)

По какой-то вину мечи и магия в JRPG популярнее роботов и лазеров. Бесспорно, это объясняется влиянием их главных вдохновителей, Wizardry и Ultima, что в свою очередность многое заимствовали у вселенной Dungeons & Dragons, а та у «Властелина перстней». В дни расцвета Famicom было немало клонов Dragon Quest с иной тематикой, включая футуристичную Lagrange Point и отвратную Hoshi no Miruhito.

Одним из первых – и лучших – образцов научной фантастики в RPG стала Phantasy Star. К дизайну был причастен популярный разработчик Юдзи Нака, графика была роскошной, музыка превосходной, а сюжет сравнительно замысловатым. Там, где новые Dragon Quest хвастались увеличенным размером вселенной, в Phantasy Star для исследования были доступны три планеты.

Графика в подземельях с обликом от первого лица была плавной и заставляла большинство современников смущённо стоять в сторонке. К тому же, Sega не побоялась выпустить её в Америке на цельный год раньше, чем Nintendo вообще задумалась о локализации Dragon Quest.

Сеттинг был не один-единственным уникальным аспектом Phantasy Star, главная её особенность – скорость. Dragon Quest сделалась вязнуть в обилии текста, а машущие мечами по воздуху спрайты из Final Fantasy начали утомлять. Phantasy Star, с иной стороны, была молниеносной.

Phantasy Star II для Genesis была улучшена по всем статьям: квесты сделались длиннее, персонажей стало больше, хоть и пропал вид от первого лики в подземельях, ещё сильнее возросла сложность, а боевая система замедлилась из-за ненужной анимации. Третья игра сделалась интересным экспериментом, позволяя наблюдать за тремя поколениями героев, но выглядела белоснежной вороной, слишком сильно отличаясь от первых частей и сюжетом, и эстетикой.

ps scrn3

Идеалы оригинальной Phantasy Star получили максимальное развитие в заключительнее настоящей игре серии – Phantasy Star: The End of the Millennium, какую обычно называют просто Phantasy Star IV. История начинается с Элис и Чаза, двух охотников за башками, чьё расследование таинственной биологической угрозы быстро вырастает в масштабное приключение, растягивающееся на всю галактику.

Это игра с фантастической графикой, одним из лучших музыкальных сопровождений на Genesis и сюжетом, как минимум не уступающим творениям Square; её причисляют к лучшим играм 16-битной эпохи, она связывает воедино всю серию, и из её недостач можно упомянуть разве что некоторые несоответствия в английском переводе.

Тут есть, чем привлечь внимание давних поклонников, включая реинкарнацию Лутца, реванш против короля Лассика, одного из злодеев первой Phantasy Star, и возможность побродить по руинам планеты Палмы, истреблённой в Phantasy Star II. Dragon Quest III шокировала всех хитроумным связыванием событий первых трёх игр на NES, но Phantasy Star возвысила историю серии до заоблачных высот.

Всё вместе это составляет необычайно целостную игру, но где Phantasy Star IV подлинно преуспевает, так это её стремительный темп. Больше нет маленьких персонажей, ковыляющих по экрану – ваша группа бурей проносится сквозь города и подземелья.

Бои с видом из-за плеча, как в Phantasy Star II, не сбавляют скорость: экран вспыхивает белоснежным, бойцы сражаются, и за несколько секунд успевают походить уже все. Можно даже ставить макросы любому персонажу, если нет желания выбирать команды.

Впрочем, выговор не только о боях и путешествиях – даже сюжет движется в скором и стабильном темпе. Подземелья пролетают мимо, каждое событие сменяется вытекающим без остановок на случайные замешательства или необоснованный гриндинг.

В общем, это отсутствие чего-то излишнего, перенятое из 8-битных игр и смешанное с сильным сюжетом поздних 16-битных. Phantasy Star IV – отличный антидот от всех 32-битных CD-игр, сделавшихся жертвой долгих заставок и затянутых переходов между ещё немало затянутыми боями, да и вообще прекрасный образец для подражания, к какому стоит присматриваться многим разработчикам.