Живо для платформы: PC
Время от времени возникающие разговоры о том, что видеоигры — зло, пропаганда насилия и причина различных преступлений, давно уже зачислено воспринимать с известной долей иронии. С другой стороны, если неискушённым взглядом посмотреть на то, что происходит практически в любой игре, то можно заметить, что этого самого насилия и правда хватает. Драки, убийства, ограбления и прочие асоциальные деяния, пускай порой совершаемые с самыми благими намерениями, были и есть в центре внимания подавляющего большинства видеоигр.
Заговорить о ценности человечьей жизни, о границах права на насилие и подобных неудобных темах может решиться далеко не каждый разработчик. 11-11: Memories Retold, выпущенная Bandai Namco Entertainment в преддверие столетнего юбилея со дня окончания Первой мировой войны, — как раз об этом.
Все ушли на фронт
1916 год. Пока в Европе вовсю полыхает пожар брани, идущей уже два года, в Канаде продолжается обычная мирная жизнь, для которой сражения и ежедневные смерти тысяч людей где-то вдали за океаном остаются лишь сухими строчками в новостных сводках. Гарри, молодой парень, живёт в Торонто и трудится помощником фотографа. Война его интересует куда меньше, чем дочь хозяина ателье — Джулия.
В один прекрасный осенний день к её папе заходит не совсем обычный посетитель: статный военный, увешанный наградами, — майор Баррет, настоящий герой брани. После небольшой фотосессии он делает заманчивое предложение Гарри — мол, твои навыки фотографа зря пропадают в скуке и неге повседневной жизни, а вот на фронте всегда найдутся сюжеты для такого таланта. Кроме того, это шанс прославиться, да и девушки обожают парней в конфигурации — Джулия, растаявшая от одного взгляда майора, не даст соврать. Видимо, Баррет угодил в самую точку — да и немало ли надо юнцу, который о войне знает только из книг и газет?
Теперь Гарри — фронтовой фотограф, какой отправляется в Европу на «самую настоящую войну», где уж точно сумеет показать себя, а когда вернётся — Джулия будет глядеть на него точно так же, как на майора в тот день…
Германия, военный завод по производству дирижаблей, на котором в основном трудятся уже спелые мужчины — вся молодёжь в армии, как и большинство сыновей рабочих. По счастливому стечению обстоятельств многие из них служат в одном отряде. Но раз на завод приходит страшная весть — 16 человек из этого отряда пропали без вести после тяжёлого боя на Западном фронте.
Курт в основном взят беседами с боевыми товарищами и помощью им в нелёгкой солдатской работе.
Если другие отцы смирились с потерей и сделались уповать на чудо — вдруг кто-то остался в живых, то Курт, один из рабочих, чей сын Макс был среди этих бойцов, не в мочах совладать с неизвестностью. Есть только один способ ответить на вопрос, жив ли Макс или погиб смертью храбрых, — самому отправиться на службу, пытаясь отыскать сына в пучине брани.
Курт оставляет дома жену и маленькую дочь, записывается в действующую армию и спустя некоторое время становится рядовым военным инженером на Западном фронте. Он тут с единственной целью — отыскать своего сына и вернуться домой, к семье, или, если судьба окажется столь бессердечна, хотя бы найти его могилу и точно знать, что сына уже нет в живых. Служба для Курта — лишь инструмент достижения мишени, а война за «фатерлянд», патриотические призывы и геройство остаются ничего не стоящими словами…
Два человека, непохожих друг на товарища, каждый со своими стремлениями и желаниями, среди которых не было места мечтам о десятках убитых врагов и геройских подвигах, оказываются втянуты в круговорот великой войны, который сведёт их вместе. Удастся ли им сохранить самих себя и вернуться домой?
Полевая почта
Решение судьбины Курта и Гарри — на совести игрока. Именно он будет управлять обоими персонажами, причём зачастую переключаться между ними можно в любой момент, что необходимо для дальнейшего прохождения.
Весьма скоро Гарри поймёт, что война — это не только ордена и красивая форма.
11-11: Memories Retold — классическая адвенчура. Игровой процесс незамысловат и воображает собой большей частью путешествия по локациям, перемежаемые выполнением несложных заданий и решением простеньких загадок. Отворить проход, отодвинув ящик, найти ключи, чтобы отпереть дверь, — ничего особенного, на первый взор. Но не всё так просто — благодаря фантазии разработчиков с помощью несложных приёмов удаётся довольно сильно оживить игру, сделав её чем-то вящим, чем обычное линейное приключение.
К примеру, у Гарри всегда под рукой фотоаппарат, который в любой момент можно использовать по ровному назначению. Фотографировать разрешают что угодно, но некоторые объекты подсвечиваются отдельно — их снимки могут быть использованы для раскрытия сюжета. Впрочем, ничто не помешивает «щёлкать» окружающий мир как душе угодно, не забывая, впрочем, о суточном лимите в 16 кадров. Как ни странно, практически любая фотокарточка получается на раритет удачной — их можно в любой момент просматривать в меню. Эти же фото Гарри посылает Джулии, причём какую собственно фотографию отправить в письме, тоже можно выбрать. Ответы девушки, кстати, меняются в зависимости от высланной карточки.
Курт обходится без фотоаппарата, но тоже обожает писать письма. Чем больше он общается с окружающими и путешествует по локациям, тем больше у него тем для весточки близким. Соврать махонькой дочке или написать ей суровую правду, обнадёжить родных или готовить их к худшему — выбирать игроку.
В остальном геймплей, как уже говорилось, ничего примечательного собой не воображает и может заинтересовать лишь поиском записок, спрятанных в укромных местах. Каждая полностью собранная запись (а они могут быть из двух и немало частей) открывает доступ к фотографии или картинке с описанием различных аспектов Первой мировой — от пропаганды до снаряжения и оружия.
В прочем — банальный бег от точки до точки, беседы с товарищами по оружию и минимальные возможности взаимодействия с окружением. Однако игру это утилитарны не портит — она не об этом: здесь на первом месте история двух простых людей, оказавшихся на войне.
Кошка и гуля — ещё одни участники этой истории.
Выбор есть всегда
Один из ключевых инструментов подачи сюжета — это оригинальный визуальный манера, имитирующий рисунок масляными красками. Впрочем, вы и сами всё видите. Но имейте в виду, что скриншоты вряд ли в состоянии передать всю красивость происходящего — в динамике оно смотрится куда симпатичнее. Не подкачала и музыка — она отлично подчёркивает состояние главных героев и в необходимые моменты создаёт необходимую для той или иной сцены атмосферу. Мирный город вдали от войны или ужас газовой штурмы, тихая ферма среди пасторальных пейзажей или фронтовые будни в затопленных водой окопах — эффект присутствия вечно на высоте, несмотря на довольно слабую графику.
Игра очень напоминает фильм, но фильм всё-таки интерактивный. Есть возможность воздействовать на ключевые события, совершая выбор за Курта или Гарри. Впрочем, порой эта вариативность лишь иллюзия, а на деле в сюжете поменяется лишь чета фраз или действий.
Сама история, если продолжить аналогию с кинематографом, под стать не современным блокбастерам с кучей спецэффектов или вычурному артхаусу, а полотнам середины прошлого века. Простая постановка, размеренная речь главных героев, некоторая наивность и, может быть, даже сказочность выходящего — порой это начинает раздражать, чем ближе к финалу, тем больше. Хочется увидеть чуть больше реалистичности в действиях и мотивах героев. Но заключительная глава ставит всё на свои места — несмотря на предсказуемость, концовка весьма драматична. Здесь же игроку предстоит свершить самый главный выбор, от которого зависят судьбы главных героев и их близких. Получилось очень сильно — за финальную сцену можно извинить 11-11: Memories Retold все недоработки.
Стоит ли спасать своего врага? Да и становится ли человек врагом только потому, что на нём иная форма и он говорит на чужом языке?
***
Совсем недавно, 11 ноября, в Париже прошли памятные мероприятия по случаю столетнего юбилея со дня завершения Первой мировой войны. Европа до сих пор помнит о столь давних событиях, несмотря на прошедшие годы. И 11-11: Memories Retold, разумеется, рассчитана именно на западную публику, а для нас эта тема далеко не так важна — хотя Россия принимала участие в Первой всемирный, нам ближе другая Великая война. Тем не менее это нисколько не мешает получать удовольствие от прохождения и сопереживать главным героям.
Плюсы: великолепная музыка; трогательная история об обыкновенных людях на войне; красивый визуальный стиль; вариативность прохождения.
Минусы: порой сюжет кажется слишком наивным и упрощённым; монотонный игровой процесс.