Намедни игровая индустрия в очередной раз порадовала смятенного геймера. Разработчики и издатели Middle-earth: Shadow of War взяли товарищ друга за руки, перекрестились и через добрых полгода после выхода игры в свет сознались – с местным внутриигровым магазином они, оказывается, переборщили.
Дело было там вот какое. Ушлые продавцы «добавочного контента» придумали монетизировать в сиквеле Shadow of Mordor самую увлекательную его фишку, а именно – систему, выращивающую тебе по ходу пьесы кровных неприятелей. Орки в SoM, во-первых, чем-нибудь да отличались друг от друга, а во-вторых, могли в одинешенек прекрасный момент восстать из мертвых и пойти мстить за кровавую баню, организованную главным героем пацанам с Изенгарда n часов назад. Идешь ты подобный по лесу, а тебе навстречу вдруг выскакивает знакомый орк Вася – переживший престарелые разборки, возмужавший и требующий продолжения банкета. Было крепко.
Так вот, во второй части из уникальных цветастых попугаев с уникальными дубинами наперевес можно сколотить собственную армию. Длинное, правда, это там было занятие, да и все равно – самые уникальные и самые цветастые орки – вы угадали! – все равновелико обитали не столько в цифровом заповеднике по 60$ за пропуск, сколько в покупаемых за добавочную долларовую мзду цифровых ящичках.
Прямо настоящий развлекательный комплекс. Вначале заплати за вход, затем заплати за аттракцион. Сплю и видаю свой любимый Warcraft 3 с одним единственным стартовым героем на все четыре кампании, пока не докупишь где-либо 10 ключиков для Battle.net. Или Civilization с отдельными поштучными покупками цивилизаций. Ой, обождите, последние же сейчас так и делают.
Объявленный на днях конец монетизационной истории Shadow of War таков: разработчики подумали-подумали и разрешили закрыть магазин, а запертые в лутбоксах модельки отпустить в клиент игры. Сейчас все будет по-честному, с настоящими разборками и с как следует заселенным нечистью Средиземьем. А то, мол, дизайнеры через полгода чтения благодарственной геймерской почты и нехорошего сна поняли, что испортили этими своими ящиками все развлечение.
Тройное «Ура!». Пользуясь случаем, передаю привет всем охотникам Shadow of War. В особенности тем, кто уже успел изрядно потратиться на контейнеры счастья.
Для закрепления лишь что пройденного нами материала перескажу историю совсем коротко. Разработчики сделали игру, а затем вырезали из нее самый увлекательный кусок, и полгода продавали два получившихся товара по отдельности. Ты мог приобрести просто ключ от Shadow of War, но Shadow of War ты при этом полностью не получал до самой весны 2018 года, когда издатели игры разрешили, что выдоили из аудитории все возможные бонусные доллары. Теперь, счастье-то какое, игру можно попросту купить и играть.
Вот это маркетинг, вот это бизнес. А послание от как бы волнующихся за геймерскую судьбину разработчиков – это просто какая-то вишенка на торте. Ну спасибо вам, ответственные дамы и господа, что желая бы сейчас ключ от Shadow of War – это действительно ключ от Shadow of War.
Впрочем, я-то собственно к числу купивших SoW сразу после релиза неудачников не отношусь. Я не покупал Shadow of War. Я купил Sea of Thieves.
Вот там уже все прошло честно. Дарованием, что игра про пиратов. Отдал 4,000 деревянных – получай все, что есть в игре. Никаких критических микротранзакций, никаких стартовых дополнений – вот тебе шлюпка, как у всех, вот тебе цельная честная карта без каких-либо запертых на денежный замок районов, наслаждайся всеми тремя часами контента, что мы тебе за твои четыре тысячи рублей придумали.
Но это еще не все! Мы в курсе, что три часа – это немного, поэтому мы их размазали по клиенту игры таким тонким слоем, что меньше, чем часов за 30 пустопорожних вояжей, ты нашу игру и не распробуешь. Опять крепко!
Но разработчики – ты смотри, какой ответственный они народ – опять в курсе и опять усердно сидят, допиливая контент SoT. Через год, глядишь, и наполнят наше несчастливое море настоящими приключениями.
Да, кстати, а вы в курсе, что этим летом выйдет грандиозное дополнение для No Man’s Sky? Я в свое пора не то что ключ предзаказал, я видеокарту новую купил, чтобы не страдать ближайшие 500 часов геймплея низкими FPS. Ну, зато сейчас есть кого в каждом первом тексте поминать добросердечным словом.
Тяжело даже сказать, какой из двух подходов индустриальных молодчин бесит больше. Вот вы что бы выбрали, купить игру с частично заблокированным контентом или игру, в какой сейчас контента нет в принципе? Сложный, сложный вопрос. Особенно, если припомнить, что элементов у этой головоломки на самом деле точно не два, а как минимум три.
Поговорим про Destiny 2. Проект мучается и первой чумой, и второй, но умудрился оба два своих недуга до невменяемого состояния не запустить. Да, игровой процесс в шутере не вот, чтобы ровно сильно разнообразный, но пока я не уперся в стенку «А теперь иди приобрети DLC, а лучше – сразу Season Pass», я в общем-то был доволен и даже готов на регулярные PvE-забеги где-либо на пару месяцев вперед. В конце концов, когда на одной из здешних планет начиналась движуха, мне не приходилось плыть до нее до 20 минут; я мог телепортироваться вплоть к бою или просто включить подбор случайных союзников на рейд. Если бы не ведал, что настоящая жизнь уже через два месяца после выхода D2 идет в запертых для меня пунктах и не разочаровался в игре.
Destiny 2 осталась бы в моей памяти дискусионной, но хорошей спорной игрой, если бы к двум старым болячкам не прибавился еще и отвратительный сервис. Случайные люд уходили в бан и теряли честно купленные (и честно используемые) ключи, сервера мертвечины, а стартовые циферки подноготной статистики и генераторы случайных чисел бывальщины подкручены на то, чтобы выдавать геймерам больше гриндана. Счастье было где-то рядышком, но искать его мы должны были с гирями на ногах. Или сдаться и докупить себе чего-нибудь косметического, негустого и яркого за реальные деньги.
Представьте, что сели компанией резаться в «Монополию» за специально оборудованный шулерский карточный стол, и банкиром у вас ныне будет тот самый шулер, что расставлял по комнате скрытые зеркала и подклеивал себе под сукно игровые банкноты. Плюс, не в мочах сопротивляться старым привычкам, крапил карты «Шанс».
Изредка звезды ублюдочных студийных маневров встают в ряд, и мы получаем Star Wars Battlefront 2. В этом проекте отлична каждая деталь: полновесная цена на шутер про мегапопулярную фантастическую вселенную, небольшое количество контента, за который нужно либо десятками часов колотиться против выставленных циферок гриндана, либо сдаваться на волю платных (само собой) лутбоксов, и все это на поле валяющих довольного собой дурака в открытом эфире пиарщиков Electronic Arts. Кульминация трагедии, когда сами Disney вмешались, забоявшись за бренд Star Wars, была феерична. Истина, купи я на самом деле SWBF2, я бы грандиозную шутку скорее итого не оценил.
Со временем, конечно, много чего было исправлено. Истину говорят, что время лечит. Оно подлечило и Destiny 2, и Shadow of War, и вроде бы даже No Man’s Sky, и, сообщают, вплотную взялось за курс интенсивной терапии Sea of Thieves. И что-то подлатало в груде других проектов. А если не подлатало, то здорово сбило ценники не поделки.
Тут-то у меня и возник проблема. А не пора ли нам всем взяться, как те разработчики Shadow of War, за руки, обняться и перестать покупать крупнокалиберные самозваные хиты? То есть, не вообще перестать покупать, а, произнесём, каждый первый раз давать очередной амбициозной разработке отстояться после релиза где-то с год. Чтобы и рекламный мусор снесло, и контент был добавлен, и деньги из клиентов перестали высасывать пылесосом.
Ну и, разумеется, перестать предзаказывать игры. От слова «совсем».
Идея с покупкой лишь уже состоявшихся хитов на распродажах сама по себе не нова, разумеется. Но знаете, раньше это была такая двойственная хитрость. С одной сторонки — да, экономия, а с другой — ты все-таки уже год как мог бы поиграть в хитовый проект. Изловить цайтгайст, побыть в геймерском авангарде.
Нынче, впрочем, дух-то поре поймать тоже можно, только дух этот… Раньше игры могли приобрести всю игру сразу, могли подождать скидок. Сегодня геймеры в день релиза запросто могут получить даже не половину и не треть от обещанного контента, да еще и очутиться в заложниках у лутбоксов с сезонными пропусками. Совсем, совсем не тот уже расклад получается.
Опять же, мы сейчас сообщаем не об инди-проектах с кикстартеров и не про бездну Steam Direct. Речь ведь идет про топовые игры, с масштабными рекламными кампаниями, поддержкой крупнейших издателей, популярными брендами.
Чем дальней, тем, знаете, меньше хочется тратиться на эти ваши ААА. Они не то чтобы свои денежки стоить перестают, издатели специально ломают игры. Тут уж обожай не люби конкретных разработчиков, дизайнеров, серии и платформы, а сломанная игрушка — это сломанная игрушка, и пункт ей, получается, сразу в ремонте, а потом — в распродажной корзине.