Живо для платформы: , подобное нам обещают и в отдельной серии Total War Saga. Первой касаткой стала Thrones of Britannia, повествующая о нелёгкой жизни на Британских островах эпохи раннего Средневековья.
«Тяжелые времена рождают сильных людей»
Тёмные века, наставшие для всей Европы после падения Римской империи, не обогнули стороной и Великобританию. Почти полтысячи лет огромная территория Британских островов не ведала общего правителя. Исконные жители этих земель — кельтские племена, именуемые бриттами, сражались за место под солнцем с северными племенами скоттов и пиктов, а также с пришельцами с юга — англами, саксами и ютами (каких сами ранее позвали на помощь в борьбе с северянами), не забывая порой устраивать резню и между собой. На вечеринку время от поре заглядывали скандинавы — викингам до своих беспокойных соседей было дланью подать, а добычу здесь можно было взять весьма недурную. Кое-кто из морских разбойников задерживался надолго, создавая собственные поселения и даже страны.
Каждый правитель, которому удавалось завоевать более-менее значимый кус земли, объявлял себя королём и даже не думал останавливаться на достигнутом, пытаясь прибрать к дланям соседние территории. Но полностью подчинить себе Туманный Альбион до крышки первого тысячелетия нашей эры не удавалось ещё никому — во всяком случае, до нас сведения о таком событии не дошли.
На останках былого величия в мучениях рождалась новая нация, которой предстояло стать одним из великих народов Средневековья и Новоиспеченного времени. Наступает 878 год от Рождества Христова — очень скоро Британия наконец сделается единой. Как это будет и кто станет единственным повелителем Англии — решать вам.
Окно персонажа. Не Crusader Kings, но для Total War довольно и этого.
В краю вечных туманов
Выбор исторического этапа для первой игры Total War Saga был, по словам авторов, обусловлен популярностью этой эпохи в нынешней медиасреде (надеюсь, есть в виду ирландско-канадский сериал «Викинги» телеканала History, а не отечественный кинофильм двухлетней давности). Кроме того, не стоит забывать о том, что The Creative Assembly — английская компания, сотрудники какой должны с повышенным усердием работать над проектом о возникновении своей края.
Это усердие заметно при первом же взгляде на стратегическую карту — такие прекрасные, подробные и реалистичные Британские острова мы не видели ещё ни в одной доли серии Total War (да и в других играх тоже). Карта попросту огромна — чтобы пересечь её из конца в конец, даже самому скорому полководцу потребуется не один год. Что уж говорить о завоевательной войне — союз Англии займёт, по самым скромным подсчётам, несколько десятков лет (само собой, тоже по внутриигровому поре).
Масштабы не идут в ущерб реализму — внимание к деталям и соответствие натуральнее географической карте здесь на высочайшем уровне. Как водится, учтены и погодные обстоятельства, и климатические зоны, и времена года. В конце концов всё попросту красиво.
Поля битвы генерируются на основании того, в каком собственно месте встретились две армии, — вполне реально организовать сражение прямо посреди священного круга камней в Эйвбери.
Визуальное оформление вынесено в стиле той давней эпохи — начиная от вступительных роликов, заканчивая элементами интерфейса и небольшими анимациями, сопровождающими различные события. Впрочем, достанет любоваться красотами — пришло время поиграть. Англия уже заждалась своего хозяина!
Стратегическая карта. Глядеть приятно, а вот управлять поселениями — уже не очень.
Til orrustu!
На старте новоиспеченной кампании игроку предстоит выбрать одну из 10 фракций (а итого их здесь около полусотни), разделённых на пять культурных групп — по две фракции в любой культуре. Английский королевства (Мерсия и Уэссекс), Валлийские королевства (Гвинедд и Страталклуит), Гэльские королевства (Киркенн и Миде), Великая армия викингов (Восточная Англия и Нортумбрия) и, наконец, морские короли-викинги (Дюфлин и Судреяр). Вам о чём-то сообщают эти названия? Если вы не историк, специализирующийся на изучении данной эпохи, то вряд ли. Максимум, что можно постигнуть неискушённому человеку, — это то, что здесь есть викинги, а все прочие — «просто англичане». На самом деле всё куда сложнее и разница между этими народностями, разумеется, имеется.
У каждой культуры есть свои особенности, присущие обеим входящим в неё фракциям, а у любой фракции, в свою очередь, присутствуют уникальные признаки. Так, викинги из Дюфлина — работорговцы и грабители, они могут получать барыши от торговли живым товаром и облагать данью соседние королевства, получая за это установленные бонусы. А вот отличительная черта англосаксов Мерсии и Уэссекса — это комплект в армию ополченцев-фирдманов, благодаря чему количество доступных отрядов зависит от числа поселений. Есть и уникальные «юниты», доступные лишь определённой стороне, но линейки исследований у всех одинаковые.
Тем не немного различия между сторонами, хоть и не такие большие, как в Total War: Warhammer, всё же заставляют с собой почитаться. Тем более что у каждой фракции есть своя линейка заданий, созданных на основе реальной истории. Впрочем, можно не обращать на них внимания, сосредоточившись на привычном деле — покраске карты в цвета своего флага. Для этого придётся воевать, и воевать немало. Но ведь именно за это мы и любим Total War, не так ли?
Этот кораблик, показавшийся из-за края карты, — недобрый знак. Набег викингов может порушить любой скрупулезный план по завоеванию региона.
Право сильного
Как известно, «брань — последний довод королей». Королей на Британских островах тысячу лет назад хватало, и розыском других аргументов во время общения с соседями они себя не особо утруждали. Дипломатия в Thrones of Britannia, разумеется, присутствует, но переговорами добиться какого-то значимого результата утилитарны невозможно. Зато язык меча и топора понимают все — потому войны и сражения будут нашими верными спутниками утилитарны с первого и до последнего хода кампании.
Несмотря на частые и деятельно идущие войны, готовиться к каждой стоит заранее — тут нельзя получить полный отряд сразу, набираются армии постепенно, да и те лишь в том случае, если им хватает снабжения. Доводится следить за количеством провианта, держать отряды на дружественной территории и не стесняться заниматься грабительством на вражеских землях, иначе небоевые потери могут скоро истощить самую могучую армию.
Разработчики не стали изобретать велосипед — бои тут, пожалуй, меньше всего подверглись каким-либо изменениям, если сравнивать с иными Total War. Дабы не навлечь на себя гнев экспертов, известных с серией ещё со времён Shogun, оговорюсь, что кое-что новое они отыскать смогут: например, у отрядов появился отдельный показатель «Щит» — отражение значительнейшей роли этого элемента снаряжения воинов того поре.
Даже самый жаркий бой выглядит вполне безобидно — крови и отсечённых конечностей не ждите. Видимо, «ужасы войны», как водится, завезут в отдельном DLC.
Но основы старые — всё так же важны мораль и боевой дух, тактическое преимущество обеспечивается не лишь количественным перевесом, но и умелым командованием, а одна-единственная ошибка может повергнуть к поражению.
И чего уж говорить, сражения всё так же великолепны в своей эпичности. К половине партии, когда в бою сходятся не небольшие отряды в несколько сотен бойцов, а многотысячные армии, охота отключить интерфейс и просто наслаждаться этим великолепным зрелищем. Конница, врывающаяся во вражий строй и раскидывающая противника в стороны, рой стрел, накрывающий смеживший щиты отряд, неумолимый натиск тяжёлой пехоты и бегство дрогнувших духом трусов… Озвучивание с целой локализацией на русский язык получилось весьма достойным — во пора боя солдаты орут от души.
Морские сражения, правда, традиционно выглядят нескладно. Зато десантные операции во время штурма портов — отдельная песня. А какие тут городские бои! Пока в Total War будут подобные сцены, серию вряд ли ожидает забвение.
«Короля делает свита»
Приходится уделять внимание не лишь войне, но и внутренней политике. Кроме уже знакомых показателей дохода и еды существует так называемый «Боевой пыл», отражающий желание народа воевать. Во пора войны приходится учитывать мнение своих подданных, по-иному игрок получит существенные штрафы к боевому духу армии и показателю социального порядка, который весьма важен.
Штурм города почти вечно означает серьёзные потери для обеих сторон.
Если в провинции спеет бунт, то о каких-либо завоевательных действиях лучше забыть — дело в том, что в любой провинции гарнизон содержится лишь в столице, а остальные поселения безотносительно беззащитны и станут лёгкой целью для бунтовщиков. Конечно, можно нанять ещё армий и держать в каждом регионе по отряду, но на них еды не напасёшься — пищу потребляет не лишь мирное население, но и армия. К тому же чем больше знатных полководцев и губернаторов, тем сложнее им всем угождать. Этому найди супруга (да ещё с хорошими показателями!) и сыграй роскошную свадьбу, другому отдай во владение провинцию, по-иному безземельный лорд может затаить обиду и ударить в горбу в самый неподходящий момент.
Вообще, междоусобица в Thrones of Britannia — будет частое явление, поэтому увлекаться дальними походами не стоит: чету раз партию пришлось переигрывать именно потому, что домашние регионы захватывали мятежники, пока король воевал где-то за морем.
У любого персонажа, будь он полководцем или управляющим провинцией губернатором, есть комплект уникальных черт и определённое окружение последователей — от барда до интенданта. С поддержкой этой системы последователей следует развивать персонажа с учётом его специализации — как правило, губернатору значительнее иметь под рукой фуражира, повышающего прирост пищи, нежели воителя, отвечающего за состояние армий.
Графика хороша, сражения эпичны, а подробная глобальная карта позволяет почувствовать себя натуральным претендентом на титул единственного хозяина этих земель. Всё пять, но где-то мы уже это видели, пусть и немного в другом виде…
Как и прежде, подставляться под удар конницы, тем немало с тыла, — смерти подобно.
***
Всем хороша Thrones of Britannia — если игрок ведать не знает об Attila или обеих частях Total War: Warhammer. Уж чересчур похожа новая стратегия на своих прародительниц, уж слишком немного нововведений. По сути, перед нами та же Attila (которую тоже обожали поругивать за сходство с Rome II), только с упрощённой механикой, на иной карте и в свежем визуальном оформлении. Интерфейс же умудрились сделать ещё хуже, чем ранее.
Да, нам никто не обещал революцию, и, назови разработчики это дополнением, никаких проблем бы не возникло. Но если вы позиционируете это как отдельную игру, то к чему бесчисленные упрощения при сохранении основ? Нет агентов, отсутствует механика веры и санитарии, а дипломатия (которая, впрочем, никогда не была мощной чертой серии) здесь практически бесполезна — добиться своего можно лишь силой. Тем не менее назвать Thrones of Britannia проходняком стиль не поворачивается — Total War есть Total War.
Плюсы: большая и отработанная карта Британии; сопутствующий эпохе викингов антураж; сохранены все совершенства серии Total War.
Минусы: отсутствие серьёзных новшеств; неловкий интерфейс.