Живо для платформы: PC

Авторы пошаговой тактики Achtung! Cthulhu Tactics из британской студии Auroch Digital обещали привнести некие «инновационные геймплейные возможности» в привычную жанровую механику. И нововведений действительно ожидаешь от игры по «настолке», в которой смешаны нацисты и мифология Ктулху. Но достало ли этой лавкрафтовской изюминки для того, чтобы мы получили подлинно серьёзную и крутую пошаговую тактику?

[embedded content]

Невеселым Лавкрафт бывает только в играх

В Achtung! Cthulhu Tactics мы подлинно сражаемся с нацистами, которые используют магию и периодически носятся буквально с рожей осьминога вместо головы (ну, или назовём это таким мини-Ктулху-личиком). А всё потому, что в этой необыкновенно альтернативной версии Второй мировой войны представители Третьего рейха (а собственно орден Чёрного Солнца) получили значительное преимущество, как-то снюхавшись с монстрами и Старшими Богами из мифологии Говарда Лавкрафта.

Противостоят им четверо бойцов сопротивления из отряда «Чарли». Кое-каким из них тоже доступна магия — например, полковник Акхи Сингх (Akhee Singh) завладел колдовством после того, как в заброшенном храме обнаружил скульптуру богов. А член французского Сопротивления Ариана Дюбуа всю игру носится с каким-то маленьким крылатым демоном на плече и периодически отстреливает жирных Шогготов, прущих со всех сторонок на четверых смелых. В общем, весёлая компания подобралась.

Чего не произнесёшь о самом сюжете и его подаче. Точнее, подача в принципе отсутствует: ни роликов на движке, ни писанных заставок — лишь короткие текстовые указания. А последние сводятся к тому, что нам то надо победить отряд нацистов или истребить какого-то элитного офицера ордена, то захватить их ресурсы или артефакт, то отыскать логово фашистов-оккультистов, потом зачистить и обчистить его и так далее.

В принципе, от пошаговой тактики никто и не ожидал голливудского сценария, но по игре, где есть мифы Ктулху, можно было бы придумать что-то поувлекательнее. Более-менее освежают всю эту рутину разве что миссии с мифическими чудищами — так, та, где мы то ли во снах, то ли в видениях, то ли наяву сражаемся с теми же Шогготами.

Achtung! Cthulhu Tactics обзор игры

Таких увлекательных ситуаций с точки зрения расположения и присутствия разных объектов на степени хотелось бы больше.

А XCOM хорош только в XCOM

Сами сражения тоже зачастую выглядят рутинными и монотонными — особенно поначалу. Все локации построены исключительно по коридорному принципу, есть лишь небольшие и такие же коридорные ответвления, позволяющие обогнуть врагов или найти и прочитать что-то, выполнив побочное задание. Но это, разумеется, не самая большая проблема.

Все бои проходят по примерно одинаковому сценарию. Используя очки поступки (AP), занимаем укрытия, палим из основного или дополнительного оружия, используем особые умения или вводим перехват хода (Overwatch) и ждём, когда на следующем ходу засевший за деревом неприятель выбежит аккурат под нашу прицельную очередь. Впрочем, прицельно получается не вечно.

Ничего не напоминает? Да, базовая механика взята из XCOM с кое-какими её плюсами и даже с болячками. Но главная беда в том, что в Achtung! Cthulhu Tactics нет того же тактического раздолья, насыщенности и напряжённости, как в заключительных выпусках XCOM. Нет, например, разрушаемости, возможности использовать вышины, забираться на крыши, мало видов оружия и врагов, сами степени маленькие и линейные.

Ктулху им не поможет

Есть, конечно, и неплохие вещи. Бойцов здесь также можно прокачивать — у любого помимо общих для всех параметров есть ещё уникальные навыки и даже ветки развития, позволяющие специализироваться на каком-то оружии (и, так, палить из дробовика сразу по площади) или использовать магию. Перед любой миссией мы выбираем солдатам оружие и дополнительные предметы вроде аптечки, гранаты или шприца с адреналином. «Дула» даже разрешают оснащать дополнительными модулями вроде прицелов, прикладов и улучшенных лавок.

Achtung! Cthulhu Tactics обзор игры

Шогготы очень, ну очень медлительны и потому практически невредны.

Но всё равно в большинстве миссий всё как-то слишком просто — нормальный степень сложности тут ощущается как очень лёгкий, что по определению неверно. Неприятели постоянно мажут и ведут себя как идиоты, зачем-то носясь туда-сюда между укрытиями и подставляясь таким образом под наш Overwatch.

Облегчает ситуацию и возможность использовать систему, вылитую на то, что мы видели в The Banner Saga, — убивая врагов и нанося им критический урон, бойцы в Achtung! Cthulhu Tactics накапливают особую энергию, какую можно тратить на дополнительные действия, чтобы дальше пробежать, использовать умение или без затрат AP палить из пистолета. И собственно халявный пистолетик становится тем самым грозным оружием, какому никакие Ктулху не страшны…

Система «Антистресс»

В такой ситуации не особенно трудится и система психологического воздействия на наших бойцов. Когда у ваших подопечных на глазах ранят или убивают камрадов, почти все начинают чувствовать стресс. Когда же боец получает сильное ранение, он может запасть в панику и начать стрелять во всех подряд или просто в атмосфера. Враги тоже пытаются вредно воздействовать на мозги наших подопечных — устанавливают на них «метки смерти», «кастуют» вредные ауры, снижающие число AP, и так далее.

Achtung! Cthulhu Tactics обзор игры

Дополнительные награды, модули для оружия и полезные объекты можно получить за выполнение побочных миссий, которые мы выбираем на карте.

Но, повторю, игра вышла достаточно однообразной по механике, правила выживания тут разучиваются на раз, потому все эти панические атаки и моральные унижения случаются достаточно негусто, а если и случаются, то лишь покусывают группу, но не рвут её ровно в клочья. Среди врагов есть рукопашные бойцы, а также противники с уникальным импульсным оружием, какое как раз не ранит, а плохо воздействует на мозги наших героев. Так вот, на нормальном степени сложности за восемь сюжетных миссий я ни разу не получил урона ни от тех, ни от иных — они тупо прут напролом и быстро расстреливаются из всех орудий ещё до установления, так произнести, близкого контакта. Ну, или промахиваются…

Все вредные воздействия длятся от мочи ход-два, а павших коллег любой камрад может тут же возвысить и вернуть в строй. Если не сделать этого в течение нескольких ходов, то боец почитается захваченным. И прежде чем начать следующую сюжетную миссию, вам вначале придётся его освободить. Казалось бы, вот оно — интрига, сложность, вызов… Но при этом вам в поддержка выделяют очень сильного временного бойца.

Конечно, на степени Hard случаются более напряжённые ситуации, но и там, и на «нормале» подлинно поднапрячься придётся лишь в более поздних и финальных миссиях. А хотелось бы, чтобы игра кидала тебе перчатку тактического вызова с самого начала.

Achtung! Cthulhu Tactics обзор игры

Отдельный оружейные умения очень эффективны.

***

Achtung! Cthulhu Tactics — вдали не самая плохая пошаговая тактика. Она симпатичная, вполне компетентная по своей механике. И в иной ситуации я бы с удовольствием поставил ей «Похвально». Но сегодня, на фоне, так, Frozen Synapse 2, всё выглядит как-то простенько, рутинно, без того огонька и ужаса, какой ожидаешь увидеть в игре, где против тебя выступают нацисты-сектанты при поддержке чудовищ из мифов Ктулху.

Плюсы: не самая несложная система прокачки бойцов и возможность улучшать оружие; есть увлекательные особенности вроде системы морального воздействия; симпатичная в цельном картинка.

Минусы: сюжет скучен, а его подача примитивна; игра в большинстве миссий чересчур проста, однообразна и линейна; мало видов оружия; нет ростера героев; музыка и реплики на любом уровне повторяются и начинают раздражать.