Ad Infinitum отдана войне, которая случилась больше 100 лет назад. Но и сейчас эта историческая эпоха воспринимается очень болезненно. А как воспринимается сама игра, какую разрабатывали почти восемь лет?
Простые мысли и сложный символизм
В Ad Infinitum мы играем за немецкого солдата (сама игра тоже сделана немцами), какой мечется между фронтовыми траншеями и воспоминаниями о доме, между реальностью и кошмарами. Порой трудно понять, где одно перетекает в иное, но сама мысль, транслируемая разработчиками, предельно ясна — война ужасна, и в доме она тоже сеет разлад.
Для основного героя ужас ситуации как раз усугубляется тем, что его дед и отец — вояки-тираны, отправляющие детей на убой, брат вернулся с войны убогим, а папаша, ко всему прочему, чуть ли не главный разработчик отравляющих газов, которые впервые начали применяться собственно в Первую мировую.
Всё это нам рассказывают практически в самом начале, а дальше авторы пытаются добавить к этим правильным, но будет очевидным и даже банальным образам и мыслям более сложный символизм и метафоры. Например, интересной и непростой вышла линия, связанная с матерью главного героя, которая очень ждала с фронта его брата.
И очень символичным представляется образ офицера-фанатика, которого мы встречаем на фронте. Внешне он почти слеп и носит повязку на глазах, но при этом бьёт из винтовки очень даже точно — слепота его связана совсем с другим. Точно так же многие чудовища, которых мы видим в траншеях, одушевляют членов семьи главного героя или какие-то идеи.
Наполнив эти достоверно воспроизведённые окопы монстрами, а не солдатами (они присутствуют лишь во бесчисленных записках, которые мы собираем всю игру), авторы очень верно проиллюстрировали мысль о том, что война порождает чудовищ — как в ровном смысле, так и в переносном. Да, учитывая, что перед нами хоррор, это предсказуемо. Но всё равно выглядит сильно, особенно когда вас хватает какое-то крылатое чудище и пытается унести из траншей под вопли офицера — то ли для того, чтобы убить, то ли чтобы спасти.
Правда, местами, особенно ближе к финалу, авторы начинают переигрывать с этой метафоричностью и символизмом, открыто ориентируясь на Layers of Fear, но всё равно недотягивая до неё. Зато им удалась другая вещь в стиле польского арт-хоррора — воздействие некоторых наших решений на концовку.
Это чудище можно помиловать.
Пазлы и прятки
Несмотря на то что Ad Infinitum посвящена брани, стрелять мы будем один-два раза — и то по скрипту. В траншеях либо крадёмся мимо монстров (они плохо видят, но пять слышат), стараясь не задеть развешенные вокруг банки, либо нервно убегаем от чудовищ, которые дышат в горбу. А ещё можно на время прятаться от них в землянках, которыми авторы заменили шкафы из других стелс-хорроров.
Но это не всё. Иногда можно использовать сирены, чтобы отвлечь неприятелей и пробежать в нужное место. Или потребуется решить головоломку с азбукой Морзе. Есть и противостояния с боссами, то они тоже представлены как пазлы, где мы должны заманивать чудищ в западню — например, на артиллерийский склад со всеми взрывоопасными последствиями.
Кроме того, в траншеях мы прячемся от взрывов, прорубаем киркой деревянные преграды, перекусываем кусачками колючую проволоку и бегаем в противогазе, ощущая весь ужас людей, запертых в этих траншеях-гробах — напомню, воспроизведены они аутентично. А раз попадаем на оружейный завод, где нужно много крутить вентили, чтобы запустить производство.
Но в основном классические пазлы встречаются в родительском доме, где геймплей и атмосфера напоминают о Layers of Fear и подобных хоррорах. Исследуем родовой особняк, ищем ключи, смотрим на странные и местами пугающие картины, подсказки и вводим пароли к замкам и сейфам.
А вот тут готовимся к спиритическому сеансу.
Пазлы не самые примитивные, но и не сложные. Мы разыскиваем предметы и размещаем их по инструкции, чтобы починить музыкальный аппарат, смешиваем вещества в пробирках в соответствии с рецептом и схемой, размещённой ровно перед носом, и пытаемся понять, что значит фраза «Сейф защищён памятью об отце». Действительно непростыми очутились упражнения с вентилями и подачей давления в трубах на заводе. А вот головоломка с азбукой Морзе вышла не очень удачной.
Бежать от монстров в особняке не нужно. Но здесь тоже встречаются скримеры и довольно жуткие ситуации. Хотя в целом хоррор-моменты в Ad Infinitum пуще не пугают, а, скорее, вызывают отвращение и удивление — именно так поначалу относишься к чудищам в военных траншеях. Приятно изумляет то, как авторы обыграли классическую для хорроров тему с манекенами — вместо них тут протезы для изувеченных войной людей. Ну и дизайн монстров пунктами действительно впечатляет.
Ad Infinitum — неплохой, но не выдающийся хоррор, который старательно следует традициям жанра, не вносит ничего новоиспеченного и транслирует банальные мысли. Но когда после всего пережитого в игре читаешь в финале белые на чёрном слова, напоминающие о миллионах потерянных и о том, что всякое человеческое достоинство неприкосновенно, то ком подходит к горлу и ты понимаешь — во веки веков нельзя забывать о таких «банальностях».
Плюсы: негустой для игр сеттинг Первой мировой; интересная история, которая говорит о банальных вещах, но облекает их в интересные метафоры и символизм; классический и в цельном неплохо реализованный геймплей; дизайн некоторых чудовищ; игра хорошо выглядит, а работа со звуком выше всяких похвал.
Минусы: пунктами авторы переигрывают с символизмом и метафорами; не хватает сложных пазлов; иногда встречаются баги.