29 июня
29 июн.
12
11K
В копилку лучших детективных историй
Будучи охотником творчества Котаро Отикоси (Kotaro Uchikoshi), больше всего я этим летом ждал AI: The Somnium Files — Nirvana Initiative. Первая доля была одним из самых ярких и запоминающихся релизов 2019 года, но, к сожалению, в неё сыграло не так уж много людей. Зато для тех, кто соображает гениальность сценариста трилогии Zero Escape, и оригинал, и вышедший на днях сиквел AI — чудеснейшие подарки, увлекающие на десятки часов.
Вероятен криминал
Разработчики позаботились о тех, кто первую часть не проходил, и не связывали новую историю со старой. Но и фанатов оригинала не покинули без многочисленных отсылок. Правда, придётся доказать, что вы помните сюжет прошлой игры, ответив на два вопроса. У меня это трудностей не потребовало, но не вижу ничего зазорного в том, чтобы загуглить ответы, если вы действительно играли и просто забыли имена или события.
В прологе мы правим Мидзуки, которая повзрослела и из драчливой девчушки превратилась в детектива. Она обнаруживает нечто странное — труп генерального директора IT-компании, а буквальнее, лишь левую его половину. Оказывается, другая половина была найдена аж шесть лет назад, и тогда дело расследовал Риюки — новоиспеченный персонаж, который стал ещё одним протагонистом. Проблема лишь в том, что, согласно медэкспертизе, разница в шесть лет никак не сказалась на состоянии другой половины — что та была «свежей» в момент обнаружения, что эта. А если верить анализу ДНК, части тела принадлежат одному и тому же человеку.
Вскоре мы узнаём, что у злодея уже есть кличка (Tearer), а труп он разрезал далеко не один — антагониста называют серийным убийцей. Расследование начинают по новой, и за него хватается Мидзуки, однако ей необходимо выяснить у Риюки, что он успел накопать за время, пока занимался этим делом сам. Вот лишь Риюки пережил какой-то взрыв, спился и чуть не сошёл с ума — разговорить его не удаётся.
Приятная компания
Так что первую половину игры мы коротаем с Риюки (то есть отправляемся на шесть лет назад), а во второй переключаемся на Мидзуки. Получается очень интересная детективная история в манере Отикоси — с неожиданными сюжетными поворотами, беспощадностью к некоторым персонажам и очаровательными действующими лицами, как со знакомыми (Босс, Датэ, Айрис и так дальше), так и с совершенно новыми.
Мидзуки, как и Датэ, хорошо ладит с Босс.
В первой половине истории основной упор сделан собственно на новых героях, что позволяет сразу познакомиться с ними поближе. В первую очередь это касается Риюки и искусственного интеллекта по кличке Тама — это, как и Айба из оригинала, искусственный глаз, при использовании которого Риюки видит перед собой обворожительную девицу. По сравнению с Айбой, Тама — куда более сексапильная и пышногрудая барышня, которая ещё и стек с собой носит.
Отикоси мастерски сочетает несочетаемое. То завяжется диалог с Датэ о его любимых эротических журналах, то игроку расскажут лекцию о «Филадельфийском эксперименте» и философии индуизма. То расследование крахи какого-то персонажа превратят в комедию, то завалят вопросами об отношениях и смысле жизни, а иногда и слезу пустить принудят. Это такой же изумительный эмоциональный аттракцион, как первая часть, в котором стараешься не упускать ни один диалог — все они блестяще написаны и озвучены.
Удивительные вопросы в этой вашей викторине…
Единственная проблема связана с тем, что сюжет здесь не такой разветвлённый, как в оригинале. В этот раз во главе угла стоит цельная история, в какой развилок очень мало — видимо, из-за структуры игры и деления на две равные половины. Если вам нравилось перепрыгивать из одного преходящего промежутка в другой и наблюдать за последствиями тех или иных решений, вынужден огорчить — сиквел этим порадовать не сможет. С иной стороны, продолжительность истории не уменьшилась, да и интерес здешний сюжет вызывает столь же сильный.
Прогулки по воспоминаниям
При всех совершенствах первой AI: The Somnium Files, игровой процесс был не самой сильной её стороной. В сиквеле это решили исправить. Как и раньше, львиная часть хронометража — типичный для визуальных новелл геймплей с разговорами. Но периодически Риюки и Мидзуки, поскольку они детективы, приглашают подозреваемых в филиал и проникают на специальном аппарате в их разум, читая мысли и выуживая оттуда информацию. По-прежнему не совсем понятно, отчего люди каждый раз соглашаются на это, хотя далеко не всегда у полиции есть весомые аргументы или улики, но это не так важно.
Когда впервые видаешь таких персонажей, хочется сразу залезть к ним в головы.
Управляя Тамой или Айбой, мы прогуливаемся по чужим снам и взаимодействуем с объектами, пытаясь добраться до глубинных воспоминаний и открывая так называемые «душевные замки́». Правила всё те же: выбираем объект, после выбираем действие. Проводить в чужой голове можно не больше шести минут, и каждое движение съедает секунды на таймере. Как мне показалось, в сиквеле в этих эпизодах логики вяще, чем было в первой части, — перезапускать их приходилось лишь пару раз. Плюс теперь есть текстовые подсказки, какие не всегда помогают, но бывают полезны.
История в Nirvana Initiative сама по себе бывает психоделичной, а в этих воспоминаниях абсурдность порой возрастает в несколько раз. А основное, все эти эпизоды очень разные. Предстоит то плавать и решать загадки, то участвовать в ролевой игре, собирая отряд персонажей с различными характеристиками, то в викторине участвовать. Никогда не знаешь, что ждёт тебя в следующий раз, — это справедливо и для первой AI, но здесь и подобных моментов вяще, и проходить их заметно веселее.
Главным нововведением стали эпизоды в виртуальной реальности, когда искусственный интеллект воссоздаёт недавно увиденную сцену и мы можем внимательно её исследовать в розысках улик. Это уже больше похоже на работу детектива: взаимодействуем с объектами, используем режимы глаза (в том числе тепловизор и рентген), а после определяем цепочку действий преступника, правильно отвечая на вопросы. Ничего сложного, да и за ошибки не наказывают (скорее, навыворот — можно услышать много забавных диалогов), но дополнительное разнообразие это вносит.
Нашлось место и для других развлечений, спрятанных в меню паузы. Там можно пообщаться на различные темы с Айбой и Тамой, вырастить тамагочи, а также открыть многочисленные бонусы. За действия в воспоминаниях одаривают очками, какие тратишь на концепт-арты, постеры и даже костюмы и головные уборы для девушек-ИИ. Правда, увидеть их удастся лишь при вторичных прохождениях воспоминаний.
Костюмов достаточно, и можно даже переодеть Айбу в Таму, если вам так больше нравится.
В итоге если в разветвлённости истории Nirvana Initiative проигрывает оригиналу, то в игровом процессе существенно выигрывает, и такой мена кажется равноценным. То же можно сказать и о главных героях. Какой бы новый протагонист мужского пола ни пришёл на пункт Датэ, на его фоне он выглядел бы не таким харизматичным, и Риюки всё-таки до него недотягивает. С другой стороны, во второй половине игры мы правим Мидзуки, а я считал её лучшим персонажем в первой части — и здесь она всё так же очаровательна. Да ещё и Айба составила ей компанию — получился отличный дуэт.
Ещё тут есть QTE, но их очень мало, да и провалить их трудно.
AI: The Somnium Files — Nirvana Initiative оправдала ожидания, хоть это и было непросто. Первая доля запала в душу благодаря симпатичным героям и увлекательной истории, но это не означало, что сиквел подарит столь же яркие впечатления. К счастью, всё вышло: и сюжет всё так же интересен, и новые герои по-своему хороши, и игровой процесс стал насыщеннее и избавился от некоторых недостач оригинала. О продажах предшественницы ничего не известно, так что вряд ли там есть чем хвастаться, и продолжение тоже наверняка не станет хитом. Но тех, кто отведает ознакомиться с этой серией, ждёт захватывающая дилогия, после прохождения которой надеешься на скорый релиз триквела.
Плюсы: захватывающая и интригующая история; по-прежнему прелестные персонажи — как знакомые по первой части, так и новички; блестяще написанные и озвученные диалоги и в английской, и в японской версиях; игровой процесс сделался более разнообразным, а загадки в воспоминаниях — более логичными; новые детективные эпизоды в виртуальной реальности отлично вписываются в сюжет; коллекционные объекты стали приятным бонусом.
Минусы: сюжет не такой разветвлённый, как в первой части.