Раки-отшельники не обладают собственными раковинами — чтобы защитить своё мягкое тельце от хищников и иных опасностей, они ищут пустые раковины. Происходит это не единожды в жизни — поскольку рак-отшельник постоянно растёт, панцирь необходимо менять. Иногда они случайно натыкаются на новый дом, иногда следят за сородичами и забирают оставленные ими пожитки, а иногда выживают моллюсков из свеженьких раковин. В заключительнее время, в связи с загрязнением океанов пластиковыми отходами, в качестве домов раки-отшельники используют всякий мусор: банки, покрышки, куски труб и так далее. Создатели Another Crab’s Treasure превратили особенности этих существ в геймплейные механики, сделав забавный соулслайк.
Злонамеренный неплательщик
Главный герой — рак-отшельник Криль, к которому в один прекрасный день нагрянул представитель налоговой инспекции. Оказывается, океан перебежал под контроль некоей герцогини, так что за использование раковин теперь нужно вносить плату. Причём в качестве валюты отныне служит мусор, а не перлы или золотые монеты. Ничего не понимающему Крилю, конечно, платить нечем, так что дом у него забирают, а сам он решает посетить герцогиню собственно и узнать, что же происходит на дне океана. Вот только Криль слишком много времени провёл в одиночестве, так что он оказался не готов к суровым подводным условиям. Чтобы защищаться от враждебных созданий, герой находит ржавую вилку, с помощью которой будет драться с агрессивно настроенными крабами, рыбами и иными обитателями океана.
Очень скоро оказывается, что встречей с герцогиней дело не ограничится — проблемы, с которыми столкнулась подводная фауна, куда положительнее. Некая жижа превращает крабов, раков и всех остальных в зомби, и с каждым днём ситуация ухудшается — если в кой-каких областях жижа встречается лишь изредка, то в других районах ею залито буквально всё и мутировавшие рыбы особенно опасны.
Очевидно, под жижей есть в виду нефть — Another Crab’s Treasure представляет собой высказывание на темы экологии и защиты окружающей окружения. При этом, хоть подтекст понятен с первых же минут, агиткой игра не является. Авторы критикуют капитализм и наплевательское касательство к природе, но в то же время не показывают подводных жителей страдающими и изнурёнными из-за объёмов мусора на дне океана. Для рыб, моллюсков и прочих всё это попросту хлам, который они используют в быту. Из карандашей они делают заграждения, из губок — батуты, а из дорожных знаков — мосты и трамплины. У них даже есть цельный город, где бутылки служат вертикальными домами, а кассовые чеки — дорожками, соединяющими районы. А ещё там отмечается День мусора, когда проплывающий сверху корабль скидывает гору хлама и все жители пытаются урвать что-нибудь ценное.
По всему миру разбросаны корковые пробки, на каких можно просто посидеть для съёмки красивых скриншотов.
Криль тоже пользуется мусором, надевая на спину всё, что находит на линии. Он ловко запрыгивает в жестяные банки, разбитые кокосы, чашки, пружины, детальки LEGO и даже оружейные патроны. Все эти объекты служат своего рода бронёй, вот только броня эта временная. Она поглощает часть урона, если Криль с кем-то бьётся, и сильно повреждается в ситуациях, когда персонаж в ней прячется. Так что долго бегать в одном и том же одеянии не получится. Можно поразмыслить, что недолговечная экипировка быстро начнёт раздражать, но это не так: залезать в инвентарь не надо, хлама полно даже на аренах с боссами, да и все эти раковины позволяют по-своему подходить к любому сражению.
Во-первых, вещи различаются весом — с тяжёлыми предметами не получится совершать перекаты, зато ударов они выдерживают гораздо больше, чем мусор вроде банановой кожуры. Во-вторых, ко всем раковинам привязан особый приём — здесь это именуют «магией умами». Нанося врагам удары вилкой, вы копите энергию, которую можете использовать при наличии на горбе раковины. Стеклянные раковины превращаются в горстку осколков, наносящих урон врагам. В круглых предметах вроде теннисного мяча можно разогнаться, чтобы мощно ударить противника и сбить его с ног. Боксёрская перчатка позволяет взмыть ввысь и обрушиться на землю. А некоторые раковины вообще можно съедать, возрождая здоровье, хотя аптечки здесь и так есть.
Банки из-под газировки выпускают пузырьки, сбивающие врага с ног.
Подводные дави
Всё это пригодится, поскольку Another Crab’s Treasure — далеко не лёгкая прогулка. Хотя со стороны игра кажется симпатичным платформером про звериных вроде тех, которые выходили на первых PlayStation, на деле это беспощадный соулслайк, где встреча даже с одним противником принудит попотеть. Враги бьют больно, быстро (иногда даже слишком) и обладают разными приёмами, вынуждающими игрока на лету менять тактику. Во немало ситуациях спасают раковины, в которых можно спрятаться, но они не вечные. Так что и магию умами применяешь, и перекатываешься, и совершаешь легковесные и заряженные атаки, бегая кругами после серьёзного ранения.
Парирование тоже есть, но работает не так, как в других соулслайках. Тут нужно удерживать кнопку блока (то есть прятаться в раковине), а затем отпустить её в тот момент, когда вас вот-вот стукнут. Это позволит не только сохранить прочность раковины, но и оглушить противника. Однако сколько я ни пытался, всё равно парировал не вовремя. Плюс ко всему неприятели совершают обычные атаки, а также агрессивные и сокрушительные — первые нельзя заблокировать, а вторые наносят раковине огромный урон. Так что в большинстве случаев несложнее или уклоняться, или отсиживаться в домике, особенно когда сражаешься с боссами.
Парировать очень приятно, но у меня получалось негусто.
Зато другие механики работают лучше, особенно те, которые открываешь по мере прокачки. Со временем разблокируешь возможность притягивать к себе противников, совершать мощные удары в скачке, насаживать раковины на вилку, превращая её в молот, и так далее. А энергию умами позволят тратить не только на приёмы, связанные с раковинами, но и на особую магию — так, на создание ловушек. Боевая система гораздо глубже, чем может показаться, и бои становятся всё интереснее при появлении новых опций. Но всё же жалко, что парирование работает криво, — после Stellar Blade и Rise of the Ronin этой механикой хотелось бы деятельно пользоваться.
Иногда мимо врагов можно пройти незаметно, если передвигаться не вылезая из раковины.
Битв в Another Crab’s Treasure немало, но и на исследование локаций тратишь немало времени. Здесь полно спрятанных предметов: разбитые кристаллы дают валюту для прокачки персонажа, расходники вроде крюков помогают в сражениях, всякие пластмассовые финтифлюшки можно продать в магазине. Не обошлось и без вещей, увеличивающих максимальный запас здоровья и количество аптечек. Но самые значительные штуки — прилипалы, позволяющие существенно улучшить характеристики. Увеличение защиты, выносливости, силы атаки и магии — всё можно настроить в подневольности от предпочтений, пользуясь ограниченным количеством слотов. Это, кстати, тоже не выдумка разработчиков — раки-отшельники часто цепляют к своим раковинам моллюсков и полипов, чтобы лучше себя защитить. Истина, в игре прилипалами могут быть не только существа, но и пластыри с этикетками.
Локации просторные, и это одновременно достоинство и недостача. Они достаточно крупные, чтобы их хотелось изучать, увидев на горизонте что-то блестящее, — либо на секретик наткнёшься, либо на раковину, либо вообще на мощного босса. В то же время в некоторых эпизодах легко заблудиться. Однажды я шёл туда, куда сказал идти сюжетный персонаж, и начин казаться, что я забрёл слишком далеко, однако опасения были напрасными. В другой главе, наоборот, я добрался до рычага, и при взаимодействии с ним ничего не случилось. Оказалось, что нужно развернуться, доделать дела в другом месте и только потом идти к рычагу.
Отдельно стоит рассказать о настройках доступности — ими соулслайки обыкновенно похвастать не могут. Режим помощи позволяет настроить игру под себя. Например, можно сделать раковины крепче, увеличить здоровье Криля или уменьшить входящий урон. Если всё это кажется читерством, но со скоростью реакции у вас проблемы, тут позволяют увеличить окно парирования или вообще замедлить игру. Ну а последняя настройка даёт Крилю огромный пистолет, какой и обычных недругов, и боссов убивает с одного выстрела. Всю игру с ним проходить не стоит, но для эксперимента рекомендую попробовать — весьма забавно.
Вряд ли авторы Another Crab’s Treasure хотели соревноваться с разработчиками других соулслайков. Это потешный экшен, напоминающий престарелые трёхмерные платформеры с собирательством, только уровень сложности тут значительно выше. Сама идея подводного приключения о раке-отшельнике в загрязнённом океане изумительна — тут много хороших шуток, и смотреть на игру без улыбки невозможно. Геймплейно не всё получилось, но в целом проект удался — охотник соулслайков почувствует себя здесь как рыба в воде.
Плюсы: необычная атмосфера подводного мира, одновременно мучащегося от загрязнения и ищущего в нём плюсы; отличный юмор и очаровательная графика; достаточно глубокая боевая система; большие локации охота исследовать в поисках секретов и ценных предметов.
Минусы: неудобные парирования; не всегда понятно, куда идти; пунктами растянутые текстуры.