Живо для платформы: и Hellblade — легко представить, как душераздирающе здесь могут звучать скрипки и пианино.
Статичные фигуры отлично объясняют, что происходило в жизни героя, а окружение активно в этом помогает.
Заголовок игры не обманывает — это действительно несложная история, которая легко могла бы произойти с любым человеком. Но этим она и сильна, поэтому она и вызывает бурю эмоций в те моменты, когда должна это мастерить. Повествованием через окружение Arise одновременно напоминает Brothers: A Tale of Two Sons, Journey и Inside — здесь вместо диалогов и монологов сюжет рассказывается посредством скульптур, встречающихся на пути. Это фигуры и главного героя, и его возлюбленной, и других людей, по тем или иным причинам связанных с персонажем. То, как умело разработчики объясняют выходящее, используя лишь статичных болванчиков, не перестаёт восхищать.
Не всё идеально
Однако если с повествованием здесь всё чудесно, то игровой процесс проблем не отнят. К самим «головоломкам», связанным с перемоткой времени, претензий не возникает — они разные, увлекательные, совсем не сложные и не утомляющие. Даже если механики в них повторяются, как, к образцу, происходит с раскачиванием на тросе, смена окружения делает их уникальными. В одном эпизоде вы висите над пропастью и контролируете в это пора огонь, в другом разворачиваете платформу, на которой расположен второй конец троса, — ситуации всегда различные.
А вот к управлению возникают вопросы, частично связанные с фиксированной камерой. Оба стика на геймпаде заняты — одним мы управляем персонажем, иным влияем на время. Поэтому поворачивать камеру нечем, такой возможности нет вообще. Поскольку Arise — приключенческий платформер, скакать с одного объекта на другой здесь нужно часто, и из-за ракурса не всегда легко определить, сможет ли персонаж куда-то забраться, или ему не хватает четы миллиметров.
Другая проблема связана с самим персонажем — вроде бы прыгает он высоко и достаточно далеко, но здесь раз за разом промахиваешься мимо перронов. За их края герой не цепляется — стоит ему приземлиться аккурат рядом с листиком на воде, как он сразу же начинает тонуть. На одном из степеней у узких платформ, по которым дед ходит на протяжении почти всего эпизода, появляются невидимые стены, мешающие спрыгнуть в необходимую сторону. Желающим собрать все трофеи придётся поднапрячься — за прохождение каждого уровня без смертей здесь дают отдельное достижение.
Этот степень запомнится надолго — один из самых красивых и душевных эпизодов игры.
Получается странное сочетание: играя в Arise, то сидишь с комом в глотке после показанных событий, то материшься из-за очередного проваленного прыжка. Другие игры наверняка захотелось бы кинуть из-за не лучшего управления, но не эту — тут с первых секунд понимаешь, что впереди всё самое интересное. Игра ни разу не разочаровывает, никогда в ней не встречаются эпизоды, в каких просто бежишь по длинной дороге или огромному полю ради красивых видов под душещипательные звуки скрипки, — вечно или время надо контролировать, или карабкаться по стенам, или куда-то прыгать.
Прохождение всех глав занимает около пяти часов, но это пора можно растянуть до семи или восьми, если заняться поисками коллекционных предметов. Это рисунки-воспоминания, так или иначе связанные с конкретной главой. Они никогда не собираются по линии к следующей цели — каждый раз нужно или повернуть в другую сторону, или вовремя заметить неиспользованную платформу. Обычно сбор этих воспоминаний тоже воображает собой простенькую головоломку с перемоткой времени, а поскольку механика отлично работает и свежо играется, секреты разыскиваешь не без удовольствия. Если что-то пропущено, после титров каждый уровень позволяют запустить отдельно.
Ещё тут есть локальный кооперативный порядок, но второй игрок в нём управляет не другим персонажем, а временем. Пока один участник бегает и прыгает, другой ответственен лишь за поступки, привязанные к правому стику. Довольно странная идея, и двум опытным игрокам вряд ли это будет интересно — они лучше раздельно друг от друга всё пройдут. Но если взять в напарники кого-то, кто подобными развлечениями не увлекается, вариант не самый нехороший. С таким приятным визуальным стилем, чарующей музыкой и трогательной историей Arise наверняка удастся приковать к экрану любого.
Править временем можно прямо на ходу.
***
Arise: A Simple Story оказалась сюрпризом — меньше всего я ожидал от неё подобный истории, которая надолго остаётся в памяти после прохождения. Здесь интересные механики, разнообразный игровой процесс и отличное повествование, для которого не нужны диалоги и долгие предыстории. Пропускать её ни в коем случае не рекомендую. Жаль, с геймплеем всё неидеально — устанавливать самую высокую оценку платформеру, в котором с прыжками возникают проблемы, было бы странно. Но среди всех игр, получивших от меня в этом году «Похвально», эта — определённо самая изумительная.
Плюсы: пять поданная без слов история; разнообразные уровни, предлагающие новые возможности для использовния знакомых механик; очаровательный манера; красивая музыка.
Минусы: проблемы с платформингом, вызванные фиксированной камерой и неуклюжестью персонажа.