Житейская история:

Молодая барышня (романтической натуры, с очень состоятельным внутренним миром) любит жизнь, борется с собственными недостачами и принимает таблетки для поддержания стабильного психического состояния. Все у барышни было бы отлично, если бы от нее в один прекрасный день не ушел парень. Будучи ослепительной и незаурядной личностью, барышня решает перескочить черную житейскую полосу в два приема. Первым делом героиня слезает со своих стабилизирующих медикаментов, вторым – собирается в одиночку залезть на цельную гору. Ну а чтобы совместить приятную свободу ига фармацевтики с здоровыми физическими упражнениями, гору героиня выбирает особенную, с цельным мертвым городом на ее склонах.

Хотите верьте, хотите нет, но я ведаю как минимум одного человека, который ровно ту же бытовую коллизию гладко походом в горы и лечил. Celeste – это про реализм. А также про двойные скачки, десять геймоверов на один экран, жарких темнокожих альпинистов, исчезающие перроны и секретные комнаты.

Библиотека Steam: Celeste

Для успешного подъема на пиксельные горы Celeste, кроме собственно ключа от игры, критически необходима еще одна предмет. Называется она «геймпад»; ветерану двухмерных платформеров не надо объяснять, каким преисподней оборачивается прохождение решительно любого подобного развлечения, но не предупредить об этом невозможно. Тем более, что клиент нашего платформера не признает компьютерную мышь даже в меню.

Словом, играйте в Celeste с клавиатуры, лишь если хотите познать боль. Точнее, если желаете познать боль в еще больших объемах, чем задумывали дизайнеры.

Когда первоначальный же прыжок через пропасть нельзя преодолеть просто так, одинешенек раз нажав одну кнопку, это верный знак – впереди нас ожидают суровые испытания на ловкость рук.

Только в стартовом наборе испытаний уже есть многократные отскоки от стен, требующие верного расчета и исполнения скачки, колючки, моментально отправляющие героиню на стартовую позицию, и пробежка вперегонки с собственной тенью. Это героиня скачет между сосулек и нагревается у случайного костра; по эту сторону монитора плавятся пластик контроллера и нервозные клетки игрока.

Библиотека Steam: Celeste

Хардкор Celeste, правда, попался в уже поспевшую постареть со времени инди-бума ловушку геймдизайна. С одной сторонки, игра сильно хочет, чтобы мы рисковали на каждом первом экране, с иной – так же сильно хочет дорассказать историю бравой альпинистки-любительницы до крышки. Ради этой последней цели Celeste подламывает одну из своих основных опор.

За годы релизов камерных проектов про двухмерные бега с преградами – впрочем, и не только – стараниями коллективной бессознательной геймдизайнерской думы на свет появился стиль, который мне хочется обозвать «геймерским гротеском». Игра геймерского гротеска – это прежде итого сравнительно небольшое развлечение, сфокусированное на ровно одной идее. Скоро пробежать через аркадный лабиринт. Застрелить орду монстров, битком набившихся в одну горницу. Решить головоломку в блиц-режиме.

Ну а так как вышеописанное счастье и завязано на механику, и ограничено в ресурсах, игровые вселенные, персонажи, сюжеты, все это начинает удивительным образом мутировать. На выходе получается ядерная смешение минимализма, эстетики «старых игр», запредельного абсурда и очень специфического юмора.

Два моих основных эталона геймерского гротеска – это Super Meat Boy и Binding of Isaac. Образцов нагляднее, наверное, и нет.

Думаю, не надо дальше объяснять, отчего такие игры есть особый вид развлечения, близкий вдали не каждому. Вот тут и выходят на арену боевые инди-единицы a la Celeste, призвание каких – поженить лихой хардкорный геймплей с «настоящим сюжетом» и выплеснуть гротеск за скобки. Получается оно не всегда и не у всех.

Библиотека Steam: Celeste

Возвращаемся к нашему платформеру.

Типическая «комната» местных уровней задает геймеру две основные загадки. Первая – как проскочить в вытекающую комнату, вторая – как проскочить в следующую комнату так, чтобы скопить еще и во-он ту блестящую штучку. Само собой, вторая головоломка оказывается существенно сложнее. И распорядок прыжков-перекатов-зацепок надо выдумать сильно сложнее, и потом еще и исполнить сочиненный акробатический этюд.

Как ни удивительно, мне почему-то всегда сразу хотелось не просто пройти дальней, но сразу отскакать все сальто-мортале. Серьезный вызов соображалке и рефлексам, все дела. Super Meat Boy бы одобрил. И вот тут-то у меня и начинаются неприятности.

Пока я двадцать раз сряду пытался пройти особенно неуютную комнату, придумывал новоиспеченные планы захвата блестящих ромбиков и давил кнопки геймпада, сказка про молодую альпинистку начинала от меня ускользать. В рамках одной и той же нескончаемой серии провальных прыжков можно научиться лучше резаться, стать более терпеливым человеком, познать дао светящихся пикселей, но невозможно далеко продвинуть историю. В результате живой вроде бы рассказ начинает провисать и вообще забываться.

Ну наконец-то я все исполнил как надо, какой я молодчина. Вперед, к следующей серии проб и ошибок! Ох, ах да, здесь вначале еще бывают диалоги с персонажами. Пропустить, что ли, катсцену, а то руки уже зудят напороться на новые шипы…

К третьему местному эпизоду меня озарило, что превратившие в мою идею-фикс ромбики натыканы по уровням именно для того, чтобы их пропускать, если убиваться об степень надоело и хочется узнать, что же там дальше в истории произошло. Баланс соблюдается, так, так: десять неудачных попыток зацепить дополнительную цель – и достанет, едем дальше без выкрутасов.

Библиотека Steam: Celeste

Но да, сама по себе Celeste этот самый баланс отыскать не смогла. Играешь ради сюжета – охота ромбиков, набиваешь шишки и ромбики — испаряется сюжет. Распоследний вариант – быстро-быстро проскочить историю, отсмотреть концовку, скопить все спецприемы, и начать дело с начала, будучи уже знакомым с горами ветераном. Захочется ли вам после такого галопа возвращаться назад на первоначальный уровень, правда, вопрос с сильно неочевидным ответом.

Celeste

Celeste

Дата выхода:
25 января 2018
Издатель:
Matt Makes Games Inc.
Разработчик:
Matt Makes Games Inc.
Жанры:
Adventure / Инди
Перроны:
PC / PS4 / Switch / Xbox One
В рейтинге игр:
428 место
Оценка редакции:

63 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра? 0
(2 положительных / 2 негативных)



Рекомендую



Не рекомендую