Живо для платформы:
Даже порталы тут оформлены как произведение искусства.
Живо для платформы:
Даже порталы тут оформлены как произведение искусства.
На этом непростом пути наша героиня встретит немало колоритных персонажей, истребит тысячи врагов и одолеет в непростых схватках десяток коварных боссов. Ну а мы выслушаем много пафосных диалогов и увидим столько же сценических сценок, которые, кажется, могли придумать только японцы.
Сюжет в Ritual of the Night подчёркнуто старомоден — немало чисто японского пафоса, театральщины; диалоги и мотивы героев не оставляют особого пространства для толкований. Ничего заумного и сверхсложного, но всё равновелико чувствуется интрига, в сердце и памяти главного злодея Мириам хочет пробудить что-то человеческое, но что с ней самой будет и чем всё это закончится, — малопонятно. Классика — а большего в данном случае и не надо.
Система душ из Symphony of the Night и Dawn of Sorrow, подающих разные способности, в Bloodstained: Ritual of the Night превратилась в систему демонических кристаллов — хотя и 100-процентной калькой её не наименуешь. Некоторые из кристаллов дают чисто атакующие умения, которых очень много. Огненный/водяной шар, удачно отскакивающий от стен, метание костей, дисков, стрел, обращение врагов в камень, призыв временных помощников-монстров — чего тут только нет! И это, понятно, открывает простор для подбора собственной тактики.
Иные кристаллы позволяют призывать постоянных спутников, третьи усиливают характеристики или наше мастерство владения определёнными образами оружия. Последнего, к слову, тоже навалом — разные виды кинжалов и мечей, булавы, копья, пистолеты и ружья. Можно даже заступом драться или превратить нашу Мириам в мастера восточных единоборств, надев ей на ножки кунг-фу-ботинки.
Ну как в такой визуальный манера не влюбиться?
Лишние осколки разрешают продавать или пускать на усиление наших способностей. Делаем мы это на базе, у ближайшего соратника героини, алхимика Йоханнеса, какой хочет искупить свою вину перед девушкой.
У Йоханнеса же можно заняться изготовлением предметов — от зелий до оружия и панцири. Всю игру мы собираем самые разные ингредиенты — эктоплазму, бронзу, обсидиан, железо, дуб, клыки нетопыря и прочее, чтобы после собрать что-нибудь полезное.
Также можно готовить еду из найденных или купленных ингредиентов — это даёт бонусы к параметрам. Так система прокачки становится чуть увлекательнее и позволяет влиять на крутизну героини не только экипировкой и автоматическим повышением параметров при получении новых уровней, но и при верном питании.
На базе разрешают торговать и брать простенькие задания — найти такой-то предмет, чтобы почтить память Эммы (Луизы, Жака), уложить четырёх демонов… Награда — как правило, блюда и те же ингредиенты. А ещё там можно сеять кукурузу, рис и пшеницу, чтобы не тратиться на злаковые в лавке.
Порхающий за нами меч — тот ещё помощник, но с ним всё равно как-то приятнее.
Читая последние абзацы, некто может воскликнуть: «Ну и чего вы так восхищаетесь игрой, это же какая-то JRPG с примитивными квестами и гриндом ресурсов!» Нет, на самом деле все эти тортики, посевная кукуруза и мщение за кузена Жака — это так, опциональные предметы. Крутизна Bloodstained: Ritual of the Night — в том, как она выглядит и звучит, какой тут шикарный дизайн уровней, какие разные и необычные неприятели (включая, например, картины), как много разной экипировки и умений, как интересно играть, сражаться, выучивать разные техники и комбо, трудящиеся только с тем или иным оружием. Как опять же интересно решать задачки, пытаясь добраться до очередного сундука, исследовать, обнаруживать новые способности, проходить в ранее недоступные места, преодолевать и побеждать разных гротескных боссов, каждый из каких использует свою тактику.
Да, на нормальном уровне сложности (а изначально доступен только он), подкачав персонажа и обзаведясь мощным оружием, вы сможете протекать сквозь врагов, как нож сквозь масло, делая остановки только у боссов. Да и тех можно убивать не за счёт того, что это вы подобный крутой мастер единоборств, а за счёт гринда, позволяющего быстро качать персонажа — в то время как враги в уровнях не вырастают. И крафт в такой ситуации не особенно нужен. Тем более что куча всего полезного выпадает из сундуков и тех же боссов. Но на немало высоких уровнях сложности уже всё иначе — там-то все механики и раскрывают себя по полной.
Авторы обещают 13 DLC, в том числе кооператив и двух добавочных персонажей.
Да, сюжет пафосен и в целом прямолинеен, но тут есть потрясающее внимание к деталям, масса ироничных отсылок и юмор. Вы можете наткнуться на пианино, сесть, встать и пойти дальше. Но если у вас есть в качестве питомца одна фея, то она споёт ностальгическую песню. На Мириам можно надеть игрушечные башмаки — бьют они больно и по-взрослому, но при каждом шаге смешно пищат.
На одном из уровней вы встретите демонического парикмахера Тодда с руками-ножницами. Он согласится менять наружность героини и попросит снять проклятье, собрав для него 666 вариантов разных причёсок. Наконец, тут можно угодить в 8-битный кошмар, на уровень, который один в один, даже по графике, похож на локации из старых Castlevania.
Вообще, внешний вид Bloodstained — это отдельная симфония наслаждения. Да, незапятнанно технически графика не ультрасовременная. Но вот сам дизайн, краски, то, как стильно всё нарисовано, сочетание цветов, ракурса, деталей — это самый японский в лучшем резоне этого слова коктейль из готики, барокко, гротеска, сюра и чёрт знает каких ещё стилей. Опасения, что использование 3D пойдёт во вред, очутились напрасными. Ну а в том, что музыка от Митиру Яманэ (Michiru Yamane), писавшей саундтрек к той же Symphony of the Night, окажется великолепной, по-японски пафосной и мелодичной, никто и не колебался. Вот разве что одна мелодия мне очень сильно напоминает что-то из советской музыки. Но очень приятно напоминает. Тоже отсылка?..
Многие боссы тут, природно, очень колоритные и гротескные.
***
Приступая к написанию обзора, я изначально хотел построить материал вокруг вопроса: а так ли изумительна игра, какая на 60 % и больше является вроде бы калькой другой (или других)? Пусть и от того же автора. Да, понятно, что такой дилеммы не стоит для новоиспеченных игроков, незнакомых с Castlevania: Symphony of the Night, — они просто получили едва ли не лучшую на сегодня метроидванию.
Ностальгирующие фанаты, в свою очередность, получили повод прореветься, утопив Игараси в аплодисментах. Для них все эти повторяющиеся вещи — это не калька, а отсылки и подмигивания для своих. Как и всю игру можно наименовать одной сплошной ностальгической отсылкой. Но вот если посмотреть с точки зрения развития всего жанра, глобально…
А после я понял, что тут надо задать совсем другой вопрос: а повернётся ли у кого-нибудь язык ругать id Software за то, что в DOOM 2016 года всё те же какодемоны, BFG и кровоточащий Марс в глазах, только в новой обёртке? Ответьте на него для себя — и тогда определитесь со своим отношением к Bloodstained: Ritual of the Night.
Плюсы: ослепительные персонажи; безумно увлекательный геймплей в лучших традициях метроидваний; множество ностальгических отсылок к Castlevania; шикарный визуальный манера; красивая музыка.
Минусы: сюжет мог бы быть и чуть более сложным; не самый удобный инвентарь; простоватая анимация; на релизе встречались баги.