Многие игровые серии давным-давно забыты крупными издателями и уже вряд ли вернутся. Фанаты Jet Set Radio не теряют надежду на то, что когда-нибудь SEGA решит воскресить франшизу, но вместо этого компания ограничивается немного кому нужными коллаборациями — например, с провальной мультиплеерной аркадой Roller Champions от Ubisoft. Как это обычно бывает, инициативу хватают в свои руки независимые разработчики. Авторы Bomb Rush Cyberfunk не скрывали, что делают свою Jet Set Radio, какая будет максимально похожа на источник вдохновения и позволит фанатам вернуться на 20 с лишним лет назад — когда они писали на стенах граффити и катались на роликах под фанк и хип-хоп.
Парень без головы
Мы управляем парнем по имени Фокс, какого отправили в камеру в полицейском участке. Когда охранники теряют бдительность, нас спасает некий Трайс. Он рассказывает о своей команде Bomb Rush, обучает нас управлению и вручает роликовые гребни. Большинство механик объясняется в первые минуты: игрок может на лету снимать и надевать коньки, нажатием на Ctrl он совершает подкат, а сбор раскиданных по земле шариков позволяет заполнить шкалу турбозаряда — это топливо для турборанцев, с помощью которых можно значительно повысить скорость передвижения.
Дальше история принимает неожиданный оборот: из полицейского участка мы сбегаем, вот только в последний момент некий злодей кидает в нашу сторонку компакт-диск и… отрезает им нашу голову. Оказывается, ничего страшного в этом нет — в Новом Амстердаме, где происходит действие игры, любой второй использует вместо собственной головы искусственную. Однако ходить с заменённой головой персонажу не хочется, да и у Трайса наполеоновские планы — он желает с помощью своей банды захватить город и утереть нос остальным командам. Главный герой начинает посещать различные области Нового Амстердама, чтобы группа Bomb Rush, рисуя граффити и участвуя в соревнованиях, подмяла под себя любой район.
Историю здесь легко могли бы сделать проходной и схематичной — в игре о подростках-трюкачах сюжет вроде как не особо значителен. Однако повествование увлекает. Интересно узнать больше об устройстве города, о том, кто им управляет, почему действие иногда переносится с улиц в полицейский участок, где сообщают о каких-то кандидатах для какой-то программы. Время от времени мы переносимся в некий цифровой разум — протагонист падает в обморок и видает странные сны с не менее странными персонажами. Диалоги не впечатляют, озвучки нет, герои даже рта не открывают — но всё это не мешает истории.
Особенно удались банды, с какими мы постепенно знакомимся. Есть группировка «Эклипс», целиком состоящая из девушек, которые увлекаются астрологией и гороскопами, а расширением территорий они взяты, только когда «сходятся звёзды». Или мастера брейк-данса DOT.EXE, использующие кибернетические протезы, чтобы побеждать в соревнованиях по пляскам.
Город возможностей
Те, кто незнаком с Jet Set Radio, возможно ожидают от Bomb Rush Cyberfunk что-то вроде Tony Hawk’s Pro Skater — аркаду с трюками, где необходимо набивать комбо и зарабатывать очки. На деле же игра далека от этого. Каждый район города — относительно вящая песочница с машинами на дорогах, прохожими-болванчиками и многочисленными постройками. Наша задача — зарабатывать в районе репутацию, рисуя на стене граффити, и пуще всего мы размещаем свои изображения там, где это уже сделала другая банда. Местным хулиганам это не нравится — чем больше граффити мы пишем, тем скорее приближаемся к испытаниям, в которых предстоит доказать, что банда Bomb Rush достойна рулить этим зоной.
Навыков у персонажа не так много: прыжок, рывок в прыжке и подкат. Повсюду расставлены рельсы, по которым можно «грайндить», а трюки выполняются кнопками мыши — никакие комбинации запоминать не надо. Список представляется очень бедным, но дизайн локаций побуждает постоянно использовать эти умения по-разному. Где-то вы ездите по рекламным щитам и рывком перескакиваете с одного на иной, где-то рельсы расположены над головой и после прыжка персонаж цепляется за них и двигается вверх ногами. До многих пунктов, где предлагается рисовать граффити, удаётся доехать без особых проблем — либо запрыгнуть куда-то, либо стекло расшибить. Но иногда приходится решать эдакие мини-головоломки, пытаясь понять, как добраться до той или иной крыши и как прокатиться по проводам, ведущим к билборду.
Процесс увлекает — досконально исследовать локации охота не ради прохождения сюжета, а ради удовольствия. Если оценивать Bomb Rush Cyberfunk как игру о трюкачестве, ей нескончаемо далеко даже до аркадных симуляторов — здесь нет ни намёка на реалистичность, нет «крисс-кроссов», «корабликов» и других трюков, а персонаж упадает с любой высоты и не получает травм. Свободы достаточно: то хафпайпы увидишь, то на фонарный столб попробуешь забраться, то по перилам вдоль лестницы прокатишься.
А порой за внимательность награждают коллекционными предметами — либо новыми музыкальными композициями, либо схемами для граффити. Когда начинаешь изображать что-то на стене, запускается мини-игра, в какой нужно соединять точки, и в зависимости от последовательности действий рисунки получаются разными. На геймплей это никак не влияет, да и завалить мини-игру невозможно, но всё равно стараешься оставлять на стенах разные рисунки — чтобы потом проезжать мимо них и гордиться трудом.
Лучше всего механики раскрываются в финальных испытаниях района, когда вы соревнуетесь с другими бандами и за указанное пора должны набрать больше очков. Простенькими трюками делу не поможешь: прежде всего необходимо во время «грайнда» верно входить в повороты, удерживая кнопки, отвечающие за передвижение, — в таком случае множитель очков будет всегда увеличиваться. Не менее важно постоянно находиться на рейлах, не спрыгивая с них на землю, — иначе множитель обнулится. В такие моменты наперёд продумываешь свои поступки, суматошно ищешь перила после очередного прыжка, катаешься по рекламным вывескам, не забывая о трюках, и так далее, — эти эпизоды одни из лучших в игре.
Престарело как мир
Однако не всё у авторов Bomb Rush Cyberfunk получилось. Особенно странно выглядит боевая система, которую лучше итого охарактеризовать как неказистую. Двумя кнопками мыши вы совершаете удары в ближнем бою и… всё. Подростки-хулиганы не нравятся стражам порядка, а те спускают с цепи всех сряду: и рядовых копов с дубинков, и вооружённых щитом силачей, и снайперов. А в некоторых случаях призывают роботов и даже летательные аппараты — если соскучились по боссам-вертолётам, тут встретите нечто похожее. Вдобавок из-под земли порой вылезают турели, стреляющие механическими щупальцами.
Тактика вечно примерно одна и та же, по крайней мере за пределами сюжетных эпизодов, в которых вас запирают на арене. Бежать можно куда угодно, биться необязательно, а в крайнем случае ничто не мешает забежать в местный уличный туалет и переодеться, чтобы сбросить степень розыска. Но чем дальше проходишь игру, тем более раздражающими кажутся все эти противники, и с настолько бедной боевой системой охота, чтобы они исчезли и не мешали заниматься рисованием граффити.
В остальном придраться к Bomb Rush Cyberfunk трудно, особенно если рассматривать её как внутреннюю наследницу классики с консоли Dreamcast. Визуальный стиль очень похожий — здесь используется технология cel-shading, какая во времена Jet Set Radio казалась чем-то невероятным. Подборка музыки чудесная — композитором выступил тот же человек, который занимался саундтреком Jet Set Radio, и за двадцать с излишним лет он не разучился мастерски миксовать фанк, джаз и хип-хоп. Действительно возникает ощущение, что ты перенёсся на много лет назад, когда такая музыка была жива.
Некоторые коллекционные предметы невозможно собрать катаясь на роликах — нужно переключаться между персонажами и вставать на скейтборд или байк.
Поругать игру можно за то, что она чересчур уж сильно пытается походить на источник вдохновения. Она нарочито устаревшая, визуальный стиль специально сделали несовременным, геймплей не самый многообразный… Такая олдскульность может не понравиться новой аудитории. С другой стороны, я с Jet Set Radio ознакомился значительно позже её релиза, и на её поле Bomb Tush Cyberfunk выглядит выигрышно — как минимум управление здесь значительно удобнее. Оно не позволяет с максимальной точностью перепрыгивать с одной рампы на иную, нужно привыкать к некоторым особенностям физики, но и раздражение ничего не вызывает.
Авторы Bomb Rush Cyberfunk сделали то, что и обещали: внутреннюю наследницу Jet Set Radio. Если бы такая игра вышла лет 15 назад и называлась Jet Set Radio 3, никто бы не заметил подвоха — так точно она воссоздаёт атмосферу серии, не имеющей аналогов среди видеоигр. Новая аудитория может не понять, отчего у новинки столько восторженных отзывов, зато любители классики и престарелые фанаты Dreamcast получили подарок, о каком раньше могли только мечтать.
Плюсы: практический идеальный «закос» под Jet Set Radio; достаточно крупные локации, предлагающие вящую свободу и много коллекционных предметов; занимательная сюжетная линия; весёлые испытания, особенно соревнования с другими бандами; крутой саундтрек.
Минусы: военная система простовата; игра слишком похожа на источник вдохновения и предлагает не особо много своего.