В 2013 году в игровой индустрии зажглась новоиспеченная звезда — кинорежиссёр Юсеф Фарес (Josef Fares), родившийся в Ливане и переехавший из-за гражданской войны в Швецию, совместно со Starbreeze Studios выпустил Brothers: A Tale of Two Sons. Уже тогда ему бывальщины интересны эксперименты: «Братья» — кооперативная игра, но совместного режима в ней нет, обоими персонажами управляет один игрок. Задумка была реализована глянцевито — проект не только предлагал уникальный геймплей, который с тех пор почти никто не решился копировать, но и рассказывал трогательную историю, надолго оставшуюся в памяти игроков.
В очередной раз
Спустя немало лет издательство 505 Games решило выпустить ремейк игры. Разработку поручили малоизвестному итальянскому коллективу Avantgarden Games, а Фарес в создании подновлённой версии не участвовал. Называть этот релиз ремейком странно — по большому счёту кроме графики и перезаписанного саундтрека ничего не изменилось. Это скорее переиздание, открыто нацеленное на тех, кто в своё время пропустил Brothers и хотел бы пройти её с современной графикой на актуальных платформах. Трудно предсказать, немало ли наберётся таких людей, но если такие всё же есть, то ремейк станет отличной возможностью ознакомиться с классикой.
История осталась старее: братья Ная и Наи, потерявшие мать во время шторма, пытаются спасти больного отца. Деревенский доктор посоветовал им отыскать Древо жизни — только благодаря его воде отец сможет побороть недуг. Парни отправляются в двухчасовое странствие по разным регионам вымышленной страны: они посетят мрачные пещеры и кишащий волками ночной лес, помогут воссоединиться влюблённым троллям и повстречают забавного изобретателя. В оригинале персонажи разговаривали на вымышленном языке без субтитров, и в ремейке это, к счастью, менять не стали.
Геймплейно Brothers тоже не изменилась. С поддержкой левого стика вы управляете старшим братом, используя левый триггер для взаимодействия с объектами вроде верёвок и дверей. То же самое с правым стиком и правым триггером — они привязаны к меньшему брату. Управление не всегда удобное, но раздражения не вызывает — когда путаешься в братьях, можно быстро поставить старшего слева от меньшего и бежать вперёд, удерживая стики.
На взаимодействии братьев построено много интересных ситуаций и головоломок. Мой любимый эпизод встречается в половине игры, когда братья привязывают к себе разные концы верёвки и карабкаются по стенам. В этом нет никакого «челленджа», но отпускать кнопку взаимодействия и раскачиваться на тросе, пока иной брат держится за крепление, в 2024 году так же весело, как было в 2013-м. Трудно оценивать сложность головоломок, поскольку многие из них я помню, но вроде бы и немало лет назад проблем они не вызывали. Здесь всегда плюс-минус очевидно, что нужно делать дальше и с чем необходимо взаимодействовать, чтобы продвинуться дальней.
Прежде всего Brothers — это не набор загадок, а приключение, увлекательная сказка, в которой братья сталкиваются с самыми различными людьми, существами и ситуациями. И сказка эта замечательная, пускай и коротенькая. Поскольку структурно уровни остались прежними, а ничтожные изменения коснулись лишь нескольких загадок (например, в эпизоде с собакой стоги сена расставлены иначе), история возбуждает те же эмоции, что и 10 с лишним лет назад. Тут и забавные моменты есть, и грустные, и шокирующие, а в некоторых случаях авторы ремейка сделали ролики на движке чуть немало кинематографичными — например, первую встречу с троллем. Ну и блистательный финал, который я отлично помнил, по-прежнему способен растопить сердце.
Многие препираются о том, испортила ли игру улучшенная графика и стоит ли вообще играть в ремейк вместо оригинала. Выглядит новая версия подлинно иначе — здесь более реалистичное освещение, более детализированные модели персонажей, да и вообще многое перерисовано. Даже в первой сцене можно увидать, что и дерево, под которым похоронена мать братьев, и камни на скале совершенно другие — это не просто заменённые текстуры. Какие-то подмостки стали мрачнее, какие-то, наоборот, выглядят поярче, но в целом мне не показалось, что изменение стиля испортило проект. Оригинал по-прежнему выглядит крепко, но и ремейк не делает Brothers совершенно другой игрой — что больше нравится по скриншотам, то и проходите.
Наперекор
Однако есть в ремейке одно изменение, какое мне очень не нравится, — добавление полноценного кооперативного режима. Если в случае с сюжетом, головоломками и структурой авторы подновлённой версии не стали почти ничего менять, то появление локального коопа идёт вразрез с задумкой Фареса, какой «лучше бы отрезал себе руки», чем добавил бы в Brothers совместное прохождение. Он говорил об этом в многочисленных интервью, в том числе в беседе с Game Informer (осмотрительно, там куча спойлеров!), где также называл прохождение игры в кооперативе её уничтожением и сравнивал это с заменой саундтрека в кинофильме, который он снял и к которому сам подбирал музыку.
С этим трудно спорить — вся игра завязана на том, что вы становитесь с братьями целым целым, привыкаете к каждому из них и уже к середине прохождения легко управляете сразу двумя героями. Все трудности, с которыми сталкиваются персонажи, вы переживаете совместно с ними — один брат помогает другому, пока вы удерживаете то одну кнопку взаимодействия, то другую. И концовка, мягко сообщая, не производит должного эффекта, если просто играть в Brothers как в обычный кооп. Наличие двух играбельных персонажей не означает, что тут должен быть такой режим.
Тут можно возразить, мол, кооператив в ремейке опционален, и игра даже предупреждает о том, что впечатления от совместного порядка могут отличаться. Но кажется странным и даже некрасивым то, что издатель и разработчики, не имевшие никакого отношения к оригиналу, мастерят вид, что знают лучше творца, какие режимы должны быть в придуманной им игре. Возможно, это было решение издателя — добавление коопа позволило приписать излишнюю строчку к описанию ремейка в цифровых магазинах, да и вообще это хоть как-то оправдывает существование переиздания, в котором нет новоиспеченного контента. Но если вы и планируете проходить ремейк Brothers (особенно если это будет в первый раз), лучше не делайте этого в совместном порядке — приключение подарит куда больше ярких чувств, если пройти его в одиночку, как и было задумано.
В остальном ремейк тяжело за что-то ругать или хвалить — все достоинства оригинала остались, равно как и все недостатки. Интересное повествование и необычное управление соседствуют с весьма малой продолжительностью (всего два часа) и лёгкими загадками. Но на минусы очень легко закрыть глаза — ты будто погружаешься в прелестную сказку, в которой то спасаешься от огромной злобной твари, то скачешь по скалам, сидя на горных козлах, то таскаешь овечек с выгоны. Только теперь все существа лучше выглядят, а окружение реалистично освещено.
Оригинальную Brothers: A Tale of Two Sons можно приобрести в Steam за 349 рублей, а за Brothers: A Tale of Two Sons Remake просят аж полторы тысячи. Версия 2013 года, как мне представляется, сохранилась хорошо, так что желающие сэкономить ничего не потеряют. Ремейк же рассчитан как на любителей «графона», так и на консольную аудиторию, и с подновлённой графикой игра не стала хуже — она действительно здорово выглядит. Оценку здесь ставить трудно — хотя ремейк вяще тянет на «Проходняк», сама по себе игра остаётся изумительной, как
в обзоре 2013 года и посчитал Василий Гальперов. Потому пусть будет что-то среднее. Главное, не ведитесь на появление совместного режима — сам Фарес никогда в жизни не добавил бы его в игру.
Плюсы: геймплейно игра осталась той же, да и историю не поменяли, так что впечатления от прохождения остаются такими же ослепительными; режиссура некоторых роликов на движке стала заметно лучше; красивая современная графика и реалистичное освещение.
Минусы: оригинал выглядит крепко даже сейчас, а нового контента здесь нет, так что смысла в ремейке мало; неуместный кооперативный режим, который созидатель оригинала наотрез отказывался добавлять.