Всё, что нужно знать об этом существе, написано во время его сканирования.
Поймать всех, даже если не даются
Чем же в итоге очутилась Bugsnax? Описать её можно как смесь Pokemon и недавней Journey to the Savage Planet. Вместо покедекса здесь журнал, в какой заносятся просканированные особи, а рядом с пойманными в ловушку существами ставится галочка. Однако если в «Покемонах» нередко достаточно ослабить оппонента и в крайнем случае усыпить или парализовать его, то здесь условий для поимки чуть больше. Ну а с JttSP игру роднят вящая локация для исследования, поделённая на регионы, и постепенное получение полезных инструментов.
С первых минут игрок получает нямкоскоп – сканер, позволяющий учить окрестности и узнавать больше о жуконямках. Существа эти действительно странные, но обаятельные. Как думаете, кто такой эскимоскит? Правильно, летающее насекомое, вылитее на мороженое. А глазуритка – улитка с панцирем из глазури. Ну а хот-червя и вовсе можно представить не глядя на скриншоты. Здесь десятки таких созданий, и на протяжении всей игры предстоит ловить насекорок, шашлыножек, леденцовок и мотыльпицц (заключительнее – мотылёк с пиццами вместо крыльев). Переводчики – большие молодцы, отлично адаптировали названия существ, диалоги и всё прочее.
Инвентарь мал, но его можно увеличить, выполнив некоторые побочные задания.
С помощью нямкоскопа можно прочесть короткое описание любой жуконямки, в котором может быть подсказка – к примеру, огненных созданий предложат предварительно потушить. Важно и то, что конструкция показывает любимые соусы существа, которыми игрок выстреливает с помощью рогатки. Кто-то готов приземлиться ради кетчупа, некто побежит в нужную сторону, если залить землю сырным или острым соусом, – угадывать и экспериментировать не надо, что мощно экономит время.
Класть жуконямок в рюкзак, используя лишь выданную ловушку, удаётся только на первых порах – сканируете создание нямкоскопом, тот показывает путь, который оно проделывает, ставите ловушку, отходите подальше (иначе спугнёте цель), нажимаете на кнопку и несётесь за добычей. Потом станет чуть труднее: начнут появляться жуконямки, уничтожающие ваши инструменты (те восстанавливаются спустя чету секунд), некоторые не будут попадаться в ловушку, каких-то обязательно нужно оглушить. Бывает, что разных существ доводится натравливать друг на друга.
Иногда инструменты нужно совмещать.
Bugsnax всё больше становится похожа на головоломку с несложными загадками – видишь новое существо, смотришь на него, читаешь описание, осматриваешь окрестности и думаешь, как его поймать. Запоздалее разблокируется всё больше возможностей, в том числе дистанционно управляемый жукошар и выстреливающий чем-то вроде вантуза присоскострел, с какими охотиться становится проще. Цель трудно догнать? Пусть она споткнётся и ненадолго вырубится. Кто-то замораживает игрока при приближении? Вытекает найти огонь и что-то с ним сделать.
Новые знакомые
Ловить жуконямок нужно не просто так, а для выполнения заданий. Как я уже упоминал, мир в Bugsnax поделён на несколько регионов – побывать предстоит как заснеженную вершину горы, так и жаркую пустыню с пирамидой и засыпанными песком руинами. Везде обитают не лишь уникальные существа (которые всё же иногда повторяются, только цвет меняют), но и покинувшие поселение хрумбы. Мы с ними беседуем и получаем от них задания, после выполнения каких они всё же соглашаются присоединиться к команде.
Поселение становится всё оживлённее, когда в него возвращаются хрумбы.
Хрумбы совершенно различные: есть певица, превращающая каждую фразу в песню, есть качок-баскетболист, есть увлечённый своим огородом фермер, пытающийся разобраться, как плодятся жуконямки и можно ли их выращивать, сажая в землю. Без сторонника теорий заговора тоже не обошлось – он не выходит из дома, а в его горнице висят схемы, по которым он пытается понять предназначение обнаруженных существ. Здесь очень много диалогов, благодаря каким к хрумбам начинаешь привязываться, особенно когда в лагере проходишь мимо и они останавливаются поздороваться. Всё озвучено отличными артистами – в том числе слышишь голоса Питера Паркера из Marvel’s Spider-Man и Солдата-76 из Overwatch.
Вдобавок у прибывших в поселение являются собственные проблемы и неоконченные дела. Сплетница Беффика хочет знать, чем занимаются по ночам её соседи, Триффани учит раскопки и древние постройки, а зануда Флуфти пытается понять природу жуконямок и просит сменить все её конечности на еду – в этой вселенной, когда ты съедаешь жуконямку, ты меняешься наружно. При желании можно модифицировать тела всех обитателей лагеря, принося нужных существ и выбирая, какие доли их туловища превратить в нечто иное. Побочные задания выполнять необязательно, но они не хуже основных.
По сюжету заменить доли тела придётся почти у всех персонажей.
Сюжету в Bugsnax уделено больше внимания, чем можно было бы представить. Несчастливый Фильбо, которого Лизберт перед уходом зачем-то назначила главным, пытается сплотить товарищей – и вечеринки устраивает, и обустроиться им помогает, но у него ничего не получается. Персонажи бранятся и мирятся, а мы берём у каждого интервью, наблюдаем за развитием их отношений, смотрим на их реакцию при появлении старых друзей, а заодно учим старые плёнки с Лизберт, узнавая больше о её деятельности до исчезновения.
Я прошёл игру за семь часов, выполнив утилитарны все побочные задания, так что желающим пробежать лишь сюжет хватит пяти или шести – и концовка в самом деле стоит того, чтобы её увидать. Хотя игра предупреждает о точке невозврата ближе к финалу, после титров можно откатиться назад во поре и завершить незаконченные дела. А их, особенно у желающих выбить все трофеи, будет немало: и сотню жуконямок собрать, и наружность всех героев изменить, и найти всех легендарных существ.
Менять носы, конечно, забавнее всего.
Игра вышла отличной, но вот версия для PS4 очень плохо оптимизирована. Кадровая частота регулярно скачет в диапазоне от 15 до 60 – на верхушке горы я начал вспоминать о Fallout 76, которая работала примерно так же. Скорее всего, на PC и PS5 ситуация будет значительно лучше, а на PS4 игра ещё может получить обновления, улучшающие стабильность. А вот загрузки на престарелой консоли, думаю, менять не будут – переход из одного региона в другой занимает по 10, а то и по 15 секунд, что немножко раздражает из-за отсутствия быстрого перемещения. Если SSD работает так, как нам обещают, в подобной игре загрузок не будет вообще.
***
В прочем Bugsnax – прекрасный подарок подписчикам PlayStation Plus на релизе новой консоли. Создатели Octodad не стали изобретать велосипед и придумывать очередную игру с неловким управлением и потешной физикой. Это весёлое приключение на пару вечеров, которое можно растянуть, если понравится ловить прелестных созданий. Обидно лишь за версию для PS4 – вряд ли её плохо оптимизировали специально, чтобы вы побежали в магазин за PS5, но вина столь нестабильной работы совершенно непонятны.
Плюсы: разнообразные жуконямки, для поимки которых нужно проявить смекалку; несколько уникальных регионов, отличающихся внешним видом и фауной; симпатичные персонажи, к которым быстро привязываешься, выполняя их поручения и слушая диалоги; десятки второстепенных заданий позволяют с наслаждением провести в игре больше времени; отлично озвученные герои и приятная музыка.
Минусы: скверная оптимизация на PS4.