Живо для платформы: PS4
Игры по Лавкрафту выходят довольно часто, но заключительная действительно крупная вещь, претендовавшая даже на звание хита, показалась аж 13 лет назад — речь про Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Тандем Focus Home и Cyanide — разумеется, не лучшая в мире парочка, чтобы исправлять эту ситуацию: все мы ведаем, что французы чаще всего делают средненькие игры. Но от Call of Cthulhu многие ожидали действительно хорошей, мощной игры…
Модель для Пикмана… и Сары Хокинз
Как и в Dark Corners of the Earth, в новоиспеченной Call of Cthulhu мы играем за частного детектива. На сей раз это бывший коп и ветеран Первой всемирный Эдвард Пирс. Его, конечно, сложно назвать здоровым — тяжкий груз прошлого, депрессия, алкоголизм дают о себе ведать, но всё же это профессионал, полный решимости расследовать загадочную гибель популярной художницы Сары Хокинз и всей её семьи.
Впрочем, поездка на высланный остров Даркуотер, что близ Бостона, быстро расставляет всё по своим пунктам, и вместо нуар-детектива мы получаем настоящий болезненно-бредовый хоррор по Лавкрафту. Гуляния по побережью, устланному трупами китов и бледно-зелёным туманом, визит мрачного особняка Хокинзов, под которым обнаруживается логово зловещей секты, процедуры в здешней психиатрической лечебнице, возглавляемой доктором-садистом, просмотр жутких полотен художницы Сары, из которых буквально выпрыгивают чудовища (это ровные отсылки к рассказу «Модель для Пикмана»), — всё это пагубно воздействует на разум нашего бравого детектива.
И вот он уже видит живыми тех, кто пять минут назад погиб у него на глазах, перемещается в посторонние тела, слышит странные голоса и толком не понимает, где тут явь, а где сон. Реальность и видения переплетаются в тугой комок, и собственно в таком состоянии Эдвард Пирс должен принять решение, от какого зависят судьбы мира и его жизнь.
Стрелять приходится гладко в одном эпизоде.
Хребты безумия
При этом у нас вроде бы есть возможность содержать рассудок героя в более-менее здравом состоянии. Периодически игра устанавливает перед выбором, пить снотворное или нет, читать запретные оккультные книжки или закрывать их скорее от греха подальше, — это вроде бы воздействует на судьбу главного героя, его разум и на концовку всей истории.
Но на самом деле, что бы вы ни разрешили, после определённых сюжетных событий Эдвард Пирс всё равновелико будет находиться в состоянии психоза, что откроет в диалогах новоиспеченные реплики. А вот на финале всей этой грустной истории такие решения всё же отражаются. Попросту жаль, что их последствия мы ощущаем по большому счёту только в крышке, где всё сводится к чисто математическому высчитыванию одного из вариантов развязки.
Он получил эту роль
В любом случае авторы Call of Cthulhu устанавливают (или делают вид, что ставят) на нелинейность и отыгрыш роли. Вся игра воображает собой хоррор-адвечнуру с вкраплениями экшена (очень маленькими, надо произнести), стелса, решением пазлов, диалогами и периодическим выбором, что и как дальней делать.
Проникнуть на склад семьи Хокинзов можно по-разному — попытайтесь разом обмануть сторожей или сначала найдите одинокий дом рядом, вскройте замок, отыщите компромат и пускайте в дело престарелый добрый шантаж. Сбежать из нехорошего места тоже позволяют двумя способами — закоротить странный аппарат, предварительно активировав несколько рычагов в различных помещениях, или сломать газовые трубы, чтобы отвлечь внимание охраны.
Степени в больнице — самые тяжёлые и неуютные.
Нелинейность только развивается благодаря тому, что игра во многом базируется на настольной системе, дебютировавшей ещё в 1981 году, и предлагает улучшать несколько параметров основного героя. С помощью «Красноречия» можно убеждать собеседников в диалогах, «Мочь» позволяет надавить на них, сломать или передвинуть какой-нибудь механизм, а также вышибить дверь, если не удаётся вскрыть замок.
Ктулху фхтагн
Сделавшись экспертом или мастером в «Поиске» (все параметры прокачивают от «Любителя» до «Искусника»), вы будете чаще находить скрытые предметы. А это значительно, учитывая, что такие показатели, как «Медицина» и «Оккультные науки», прокачиваются лишь за счёт найденных книг: они позволяют ставить верный диагноз и осознавать скрытые от прочих вещи, а в случае с оккультизмом — ещё и понимать, что значит «Ктулху фхтагн».
Есть также «Психология» и «Расследование». Заключительнее особенно важно — оно не только повышает навыки вскрытия замков, но и позволяет немало эффективно реконструировать события, когда по сюжету нам, например, необходимо понять, что стало причиной пожара в особняке Хокинзов или как случилось очередное убийство.
Тут тоже, конечно, периодически проскальзывает дума, что прокачка сделана «для галочки» и мало на что влияет. Ну не будет возможности использовать в диалоге «Речистость», «Психологию» или «Силу», так всё равно появится общедоступная реплика, какая поможет продвинуть сюжет дальше. Но всё равно лучше с половинчатой ролевой системой, чем без неё, — так игровой процесс становится насыщеннее, является желание исследовать локации, думать над развитием персонажа и отыгрывать роль.
Очки прокачки выступают автоматически после важных сюжетных событий.
Шепчущий во тьме
В итоге игра, несмотря ни на что, содержит в напряжении, сохраняет интригу и в целом оставляет приятное послевкусие — пускай даже графика тут не самая навороченная, а закончится всё, скорее итого, не самым приятным образом. В Call of Cthulhu встречаются увлекательные загадки, а простенький стелс (можно даже прятаться в шкафах!) грамотно чередуется с изысканием и напряжёнными сценами, заставляющими нас, например, быстро уничтожать руны, какие удерживают потустороннее чудище в этом мире, — в процессе доводится использовать фонарь, свет которого замедляет врага. Бесчисленные диалоги хорошо написаны и всегда оставляют пространство для выбора.
Наконец, пунктами тут страшно — особенно когда мы бродим по коридорам психлечебницы с лампой. Свет в ней исподволь гаснет, в этот момент из подступающей тьмы начинает слышаться жуткий шёпот, а уж когда лампа совсем погаснет… Брр. Чету раз я реально подпрыгивал. К слову, когда Эдвард Пирс запрятывается в шкафу, оказывается в темноте или видит что-то неприятное, картинка начинает расплываться, дыхание его учащается, и мы буквально кожей ощущаем, как детективу неуютно, жутко и хочется домой, к старой доброй бутылке вискаря…
Какая же игра по Лавкрафту без осьминожки?
***
Учитывая неоднозначную славу авторов, Call of Cthulhu вполне могла обернуться разочарованием. Но, слава Старшим Богам, этого не случилось — мы получили действительно отличную, лучшую за последние годы игру по Лавкрафту, адвенчуру на стыке хоррора, квеста, стелса и RPG, какая точно передаёт атмосферу произведений культового писателя и при этом предлагает насыщенный, многообразный и местами нелинейный геймплей.
Плюсы: интересный сюжет; достоверно переданная атмосфера книг Лавкрафта; встречается нелинейность; попадаются увлекательные головоломки; отличная работа со звуком.
Минусы: не самая нынешняя графика и анимация; нелинейность местами кажется липовой, а прокачка — немного на что влияющей.