Слава у студии Cyanide уже сложилась. Играм французов не откажешь в душевности, желая они либо на любителя, либо на разок. Одни вспомнят сериал Pro Cycling Manager, иные — ролевую Game of Thrones, но ни одно из этих произведений, мягко сообщая, не тянет на звание шедевра. Даже совсем не стыдную дилогию стелс-экшенов о гоблине Стиксе публика поспела позабыть. Такое впечатление, что коллектив долгие годы разыскивает свою тему, раз за разом спотыкаясь на пути. Но в конце октября всё может измениться — благодаря мистическому детективу Call of Cthulhu.
Хребты безумия
Сейчас куда ни плюнь — угодишь в знатока Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft), способного без запинки произнести «Ктулху фхтагн». Как ни удивительно, таким людям в Call of Cthulhu ловить нечего. Потому что литературная основа проглядывает в игре еле-еле, геймплей вдохновлён одноимённой «настолкой», а у сюжета вяще общего с классическими детективами в духе Эдгара По (Edgar Allan Poe) и Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle).
Даже герой совершенно не лавкрафтовский, ведь писатель старательно избегал сильных нравов, предпочитая изображать слабаков, пасующих в экстренной ситуации. Но не таков Эдвард Пирс — ветеран Первой всемирный, боец «Потерянного батальона», подавшийся после войны в частные агенты. Не робкого десятка мужик, прямо скажем.
Хотя пролог истории застаёт его не в лучшем облике. В 1924 году героя мучают ночные кошмары, а существует он в собственном офисе, который грозят закрыть из-за отсутствия клиентов. Лишь и остаётся, что пить горькую да глазеть на запыленные папки с «повисшими» делами, сдабривая печальное зрелище глотком виски. Вдруг нам внимательно сообщают, что степень опьянения Эдварда обязательно повлияет на сюжет. Кто произнёс про Лавкрафта? Тут скорее нуарный детектив.
Разве что вместо эффектной блондинки офис посещает старец, начинающий знакомство с брюзжания: превратили-де, товарищ сыщик, собственный кабинет в берлогу алкоголика. Но отчаянное положение требует нестандартных мер. И визитёр, знаменитый промышленник Стивен Уэбстер, впрыскивает нас в курс дела. Оказывается, его дочь Сара Хокинз погибла совместно с мужем и ребёнком во время пожара в особняке на острове Даркуотер. Полицейские сообщают, что это несчастный случай, но как тогда объяснить странную картину, какую женщина написала незадолго до смерти? Официально дело затворено, последний шанс на справедливость — частный сыщик, готовый переться в глухомань и терпеть там выходки нелюдимых китобоев. Ладно, старик, уболтал. Ещё одну на посошок — и вези хоть к дьяволу на рога.
Пить или не пить — вот в чём вопрос.
Тень над Даркуотером
Любое расследование связано с розыском улик, осмотром места преступления, опросом свидетелей и винимых. Только на Даркуотере заниматься этим не так-то просто. Недосуг центр китобойного промысла, этот клочок суши со порой пришёл в упадок. Моряки сменили гарпуны на бутылки с возлиянием, а палубу шхуны — на дощатый пол кабака. Теперь мычат престарелые шанти и вспоминают, как хорошо было раньше. А чтобы публика негуще обращала внимание на царящую вокруг разруху, бутлегеры регулярно поставляют ей зелье — не забывайте, что поступок Call of Cthulhu разворачивается во времена «сухого закона». Куцей, герой с головой окунается в мир криминала, мрака и безнадёги, где чужаков не привечают. И особенно агента, сующего нос куда не просят.
Но Эдвард тоже не пальцем мастерён. Собирая улики и разговаривая с персонажами, он получает особые реплики для диалогов. Одного можно пригвоздить точной фразой, другому — запудрить мозги ложью, а к этому — втереться в доверие. Истина, козыри из рукава следует доставать осторожно, ведь использовать их подают всего раз. Вступил в разговор не с того слова, совершил неверное действие — и собеседник замкнётся, так что вытащить из него полезную информацию не выйдет даже клещами. Игра побуждает думать, взвешивать шансы, оценивать наружность оппонента: злодей перед нами или всё-таки светлая личность? Приступить беседу с наезда или с лести?
Внешность персонажей вас обманет, и не раз.
Развитие навыков Пирса добавляет новоиспеченные варианты. Очки опыта можно вкладывать в физическую мочь, интеллект, понимание психологии или внимательность. Вместе с тем познания в медицине и оккультизме вырастают по мере сбора предметов — они зависят уже не от уровня героя, а от дотошности игрока.
Любой параметр даёт ключ к решению тех или иных проблем. Так, спортивный сыщик утихомирит грубияна, отняв у него топор, рассудительный — уверит не пороть горячку. А где бессильны переговоры, там поможет смекалка. Произнесём, на склад семьи Хокинзов дают пробраться как минимум двумя линиями: один требует информированности и подвешенного языка, а второй лучше прокладывать в обход людей.
Дедуктивную систему венчает реконструкция. Пришагав на место преступления или просто важную точку локации, герой погружается в вчера, чтобы встроить найденные улики в порядок событий. Причём точка зрения Эдварда не вечно совпадает с вашей собственной — Call of Cthulhu мастерски играет на ожиданиях геймера. Вот отчего расследование с диалогами ощущается едва ли не лучшим достижением студии Cyanide за всё пора её существования. Представьте себе похождения Шерлока Холмса от Frogwares напополам с давящей атмосферой Layers of Fear, нехитрыми головоломками и частью стелс-экшена. Интригует? Ещё бы.
Фонарь и зажигалка «Потерянного батальона» помогают разыскивать предметы.
Шепчущий во тьме
Конечно, логика не отменяет чертовщины. А проблемы, выбивающиеся из рациональной картины мира, так и роятся в голове. Что за тварь могла изувечить касатку, какую вынесло прибоем на пристань Даркуотера? Почему кошмарные сны Пирса начинают сбываться? И какая судьбина, наконец, постигла чету Хокинзов? Понятно, что для расследования необходим интеллект, а для веры в мистические штуковины — его отсутствие. Поэтому разработчики обеспечили сыщика ещё одним важным параметром — психическим здоровьем. Запросто говоря, увлекаясь разгадкой сверхъестественных тайн, он рискует слететь с катушек и сорваться в бездну галлюцинаций. Казалось бы, при чём тут алкоголь?
Но попробуйте не спятить, когда отпечаток из улик выводит на секту садистов, где поклоняются богу со щупальцами вместо лики. Да на фоне этих фанатиков гангстеры из подворотен портового городка выглядят попросту славными парнями, а презрение китобоев в баре кажется почти дружественным! В таких обстоятельствах меняется восприятие реальности. Только отвага и опора на мочь разума помогут добраться до истины, сохранив при этом четкий рассудок.
«Сдам квартиру у моря, недорого, автостоянка за углом».
К сожалению, превью-версия не раскрывает потенциала игры. Но уже по фрагменту Call of Cthulhu видать, насколько близки сотрудники французской студии к своему формату, в каком им и стоит работать. 30 октября мы выясним, удалось ли им довести начатое до крышки. И тогда, возможно, будет повод говорить о принципиально новоиспеченном уровне творчества Cyanide.