Коллектив Gentlebros, заключающийся из четырёх человек, уже много лет работает над играми в серии Cat Quest. Каждый раз команда добавляет в игровой процесс что-то новоиспеченное, но суть не меняется — это простенькие ролевые экшены с участием котов и кошек, где каламбурам в каждом предложении уделяется гораздо больше внимания, чем сюжету. В этом плане Cat Quest III ничем не отличается — связанные с котами шутки-прибаутки встречаются всегда, история так себе, но играть всё равно хочется благодаря приятной атмосфере и замуррчательной графике.
Кот на охоте
В сиквеле королевства кошек и собак соединились ради одной цели, а в триквеле мяукающий протагонист будет заниматься всем в одиночку — точнее, с сопровождающим его духом, от какого толку мало. На сей раз мы становимся пиратом, муррским разбойником, как называют его разработчики. Согласно легенде, много лет назад на Землю упала звезда, исполняющая жажды всех, кто к ней прикоснётся. Нашедшие такое сокровище испугались его силы и спрятали звезду, чтобы никто не смог её отыскать. Прошли годы, и Искатель в лице нашего героя отправляется за артефактом, который находится где-то на архипелаге в Муррибском море.
Он, разумеется, не один охотится за ценной вещью — помешать ему пытаются Король крысаров (переводчики удачно адаптировали каламбуры, связанные со словами rat и pirate) и его прихвостни, команда Мяуталлики. Сюжет тут, как и в прошлых играх серии, простенький и детский — мы иногда встречаемся со злодеями, перекидываемся с ними парой фраз, после они исчезают или призывают помощников, и процесс повторяется ещё много раз.
Каламбуров здесь традиционно много — даже когда глядишь на карту мира (а он тут открытый), в глаза сразу бросаются всякие Амуррские острова, Порт-Сметанна и Котуга вместо Тортуги. А уж в диалогах их число и вовсе зашкаливает. Но это не делает историю интересной, да и персонажи вообще не запоминаются — как будто читаешь детскую книгу, какая забавна ровно до того момента, пока её не закроешь. Злодеи беззубые, союзники скучноватые, неожиданных поворотов нет.
Это право для всей серии Cat Quest, но хотелось, чтобы в третьей части повествованию уделили больше внимания. Вместо этого все мочи были брошены на визуальное оформление и игровой процесс. Графика замечательная — яркая, симпатичная и быстро поднимающая расположение. А геймплей, хоть к концу игры и начинает утомлять однообразие, получился достаточно весёлым, в том числе благодаря нововведениям.
Самое основное из них — возможность плавать на пиратском корабле, который выдают почти в самом начале игры. Можно призвать его, придясь к любому из многочисленных причалов, и отправиться куда глаза глядят — либо следовать за указателями сюжетного квеста, либо попросту исследовать острова. Когда я разблокировал корабль и игра намекнула, что нужно двигаться вперёд, я развернулся и поплыл в иную сторону, где нашлись и сундуки с сокровищами, и побочные задания, и всякие пещеры и разрушенные замки — можно многое пропустить, если спешить и не оглядываться.
Вдвойне забавно то, что корабль здесь не просто средство передвижения. На нём установлены пушки, и в Cat Quest III отыскалось место для морских сражений. Всё максимально просто и мультяшно: корабль может совершать рывки, чтобы уворачиваться от вражьих снарядов, а также стрелять обычными и усиленными ядрами, нанося урон чужим судам. Выглядит комично, но вяще всего мне нравится стрелять из пушек по стоящим на суше врагам, которым просто не хватает времени добежать до вас.
С кораблём связано одно неудобство — если он повреждён, его никак невозможно починить. Приходится ждать, пока его не уничтожат полностью, а затем призывать новый на причале и чинить его с нуля там. Но когда начинаешь прокачивать корабль и вовремя использовать рывки, заботишься об этом всё реже.
Муррибы зовут
В открытом мире вы вольны плыть куда угодно и высаживаться в любом пункте. Увидели пару врагов, которых можно победить ради очков опыта, — отправляйтесь туда. Приметили разрушенный замок, внутри которого могут быть сокровища, — свободно исследуйте. Наткнулись на персонажа, значок над башкой которого намекает на побочное задание, — выполняйте. Конечно, в каких-то локациях противники сильнее, чем в остальных, и вас могут послать в нокаут с одного удара, но сохранения происходят так часто, что беспокоиться из-за потерянного прогресса не приходится. Главное — всё учить, искать все сундуки и со всеми драться, чтобы опыт лился рекой, уровень рос, а вместе с этим улучшались характеристики протагониста.
Основной герой носит с собой два вида оружия. В ближнем бою он может использовать всякие сабли, перчатки с когтями и даже щиты. А для далекого боя доступны мушкеты, ружья, автоматы и посохи с жезлами. Независимо от того, что вы выбираете, боевая система примерно равная — все атаки осуществляются одной кнопкой, просто у разных видов оружия есть разные бонусы. Например, с клинком Ориона во пора атак персонаж иногда исчезает, что позволяет автоматически уворачиваться от вражеских ударов. А когти Повязыша отличаются от обыкновенных тем, что комбинация ударов при их использовании завершается способностью «Выпад», наносящей очень большой урон.
У пушек тоже есть бонусы — если хватать обычный огнестрел, то там либо магазин большой, либо скорострельность высокая, либо последняя пуля в магазине наносит повышенный урон. А с поддержкой жезлов можно накладывать на противников эффекты вроде заморозки или горения — и атаки с ними сильнее, и заботиться о перезарядке не доводится, так как стрелять из посохов можно бесконечно. Что странно, в Cat Quest III у врагов нет слабостей — морозные маги не получают больше урона от пламени. Но это мелочи — если персонаж прокачан, в любом случае побеждаешь всех относительно быстро.
Ну и не обошлось без обычных заклинаний, какие активируются отдельными кнопками и на которые затрачивается восполняемая энергия. Можно призывать исцеляющую ауру, кидать огненные шары, пускать замораживающие сосульки и даже закидывать неприятелей метеоритами, высасывающими у них здоровье. Энергия восстанавливается очень быстро, так что применять заклинания удаётся часто. Без них некоторые сражения (особенно с боссами) могут заволочься: например, если вас окружили враги, не стоит убегать и выманивать их по одному — лучше создать электрическое поле и намести им большой урон.
Несмотря на всё это разнообразие, боевая система остаётся по большей части однокнопочной. Противники используют одни и те же зачисления, так что после первой встречи с ними знаешь, когда уворачиваться, а когда атаковать. Экипировка не меняет подход к сражениям — ружьями пользуешься так же, как посохами, а щитом колотишь так же, как саблей. Даже наборы экипировки, как мне показалось, ни на что существенно не влияют. Вы можете надеть ледяную шляпу с ледяным нагрудником, чтобы наносить повышенный ледяной урон и терять меньше здоровья от летящих в персонажа ледышек, но прокачка обыкновенных брони и оружия приводит примерно к тем же результатам.
Однако играть всё равно хочется. Плавать по морю, исследовать пещеры, обнаруживать сундуки в надежде получить оттуда что-то полезное… Тут полно секретов, есть несложные головоломки, в побочных заданиях вас упрашивают посетить кучу разных мест и что-то там найти или кого-то победить. Получается простенькое и очаровательное ролевое приключение, на какое не жалко потратить пару вечеров. А если геймплей понравится, то можно и «Новую игру +» запустить, где повышается максимальный степень персонажа и есть более сильные враги. Или «фармить» золото и экипировку в «Башне бесконечности», где раз за разом сражаешься с группами противников.
В каком-то резоне Cat Quest III напоминает World of Goo 2 — что ожидаешь увидеть от продолжения с таким названием, ровно то и получишь. В третьей части не сделались что-то существенно менять — просто предложили новый мир, добавили пару механик и придумали тонну каламбуров, каким не нашлось места в прошлых играх. Абсолютно необязательный к прохождению проект, но фанатов серии он вряд ли сильно разочарует.
Плюсы: прелестная графика; множество каламбуров, связанных с котами и крысами; передвигаться по открытом миру на корабле весело; побочные задания, коллекционные объекты и «Башня бесконечности» дают поводы задержаться в игре.
Минусы: история (как всегда в играх этой серии) чересчур детская и вообще не вызывает интереса; боевая система очень проста.