Любой подозрительный шаг Mafia III к релизу сопровождался для меня все более открытыми сеансами самовнушения. «Это хорошая игра», – приходилось напоминать самому себе, когда являлись новые рекламные ролики. Все выглядит так потому, что до релиза еще бог ведает сколько, многое обязательно доделают и подкрутят.

Ну и что, что они не раздают пресс-копии? Не хватало еще, чтобы случайными утечками нам испортили долгожданные сюрпризы. Это ни о чем не сообщает, как и вынесенные на обложку отзывы ютьюберов, о которых никто никогда не слышал. Разумеется же, это хорошая игра.

Велика беда, не дотянули графику до нынешних стандартов. Вам, небось, непрерывные «анчартеды» подавай? Потерпим и мутные текстуры, и чудовищную дальность прорисовки, ничего с нами не сделается. Это хорошая игра, и все тут.

Только 30 часов наедине с детищем Hangar 13 уверили в бессмысленности любых оправданий. Открещиваться толку нет, Mafia III – проблемная и не чересчур хорошая игра. Местами, к счастью, интересная.

Вопреки скептическим прогнозам, сюжет очутился достаточно мощным. История Линкольна Клея поначалу, может, видится эдаким размышлением на тему «А что, если б Эцио Аудиторе был чернокожим и жил в Луизиане крышки шестидесятых», но благодаря нескольким штрихам она получилась вполне оригинальной и эффектной. Желая бы потому, что итало-американскую мафию поместили по другую сторону баррикад, а мы мерим на себя роль новой силы, ей противостоящей. Привычная для серии тема все еще в кадре, но показана в совсем ином свете, и это круто.

Примечательно также, что Hangar 13 избегают романтизации криминальных будней, к какой прошлые игры заметно тяготели. Мафия у них – не столько дорогостоящие костюмы, «томмиганы» и статные мужчины с сицилийским говором, сколько ветвистая криминальная организация с четкой иерархией, которую нам предстоит прочесать снизу доверху. Повествование влечётся к приземленности, реалистичности – отсюда и «документальная» манера изложения. Ретроспективный взор на происходящее и его оценка с колокольни наших дней серьезно оживляют сценарий и прибавляют ему вескости.

Разделяйся и властвуй.

Разделяйся и властвуй.

Итак, семья, заправляющая Нью-Бордо, здешним аналогом Нового Орлеана, предает друзей Линкольна и немножко убивает самого героя – гладко настолько, чтобы тот отрастил себе колоритный шрам и ступил на тропу вьюжить. Он находит единомышленников, собирает собственную группировку и начинает планомерно отнимать у обидчиков воля над городом. Вы же уже догадались, что это значит в переводе на геймплейный язык? Да, да и еще раз да – наша возлюбленная война за территории! Не говорите, что не скучали.

Когда короткий, но многообещающий пролог подходит к крышке, город оборачивается грудой районов с орудующими в них лейтенантами основного злыдня. У каждого в подчинении два небольших бизнеса: наркотики, произнесём, игровые автоматы или что-нибудь безобидное вроде работорговли. Один-единственный способ заслужить аудиенцию с большой шишкой, а заодно и возможность всадить ей пулю в башку – этот самый бизнес разворотить. Расстрелять грузовики с поставками, расстрелять охрану, расстрелять витрины, отыскать стукача и узнать, где находятся ящики, которые тоже, в всеобщем, надо расстрелять…

Иногда не поймешь, то ли игра красивая...

Иногда трудно определиться, то ли игра чертовски прекрасная…

Все эти незамысловатые действа складываются в общую копилку нанесенного ущерба. Когда она переполняется, горе-руководитель наконец выбирается из тени, тяни из себя раздраженный и готовый к бою, показывает пару роликов и спешно разделяет судьбину тех же грузовиков и ящиков. Территория наша, ура. Отдаем ее кому-нибудь из подопечных, получаем бонусы на выбор, переходим к вытекающей. Вам же понравилось?

Даже если нет, придется потерпеть. Примерно в таком ложе протекает вся игра.

На бумаге этот банальный концепт, вероятно, выглядел куда увлекательнее, однако на деле он ничем не лучше тошнотного DLC про аркадные приключения Джо из Mafia II – того самого, где 80% поре без всяких объяснений приходилось убивать не пойми кого и не постигни зачем. Ни тебе уникальных ситуаций, ни даже самого захудалого скрипта – лишь десятки, сотни однотипных перестрелок на стройках, в карьерах, гаражах и офисах.

...то ли портирована прямиком с PlayStation 2.

…то ли портирована прямиком с PlayStation 2.

Надо, впрочем, произнести, что эксплуатация боевой системы в Mafia III вполне оправдана. Из сочетания качественной анимации, красочных спецэффектов, отличного звука и безупречного баланса оружия вышла на раритет сочная и осязаемая механика стрельбы. Враги картинно корчатся, хватаясь за свежие раны, стены изобильно поливает кровавыми спрайтами, а дробовики… м-м… Если брать неплохой дробовик за показатель добротного шутера, то Hangar 13 сделали разом несколько восхитительных шутеров в одном.

Стрелять в этой игре так весело, что первые часы действительно ничего больше не надо. Смачные хедшоты и примитивный стелс, вносящий щепотку разнообразности своими зверскими расправами, спокойно выдержали бы на себе среднестатистический боевичок на вечерок – но к тому моменту, когда пора заканчиваться, здешняя песочница только-только набирает витки. Ее просто невыносимо много.

Повторение одного и того же возлежит в основе любой игры, и никого оно отпугивать не должно. Куда значительнее – как это повторение замаскировано и обставлено. Assassin’s Creed Syndicate разбавляла рутину необычной экосистемой, фирменной акробатикой и десятками занятных гаджетов, Just Cause 3 тушила монотонность взрывами верхом на взрывающихся взрывах – а у Mafia III подобного козыря нет. Как ни усердствуй, возникает ощущение, будто игра и сама не ожидала от себя таких масштабов.

mafia-3-drift

Самое обидное в том, что на поле редких классических миссий вся эта шелуха открытого мира глядится еще хуже. Когда в экшене появляются малейшие зачатки режиссуры – будь то отдельная линейная локация, роскошный музыкальный сопровождение или простенькая QTE-вставка, – Mafia III буквально сияет. Не на степени предшественниц, конечно, но несколько ярких сцен все равно заставляют сожалеть, что потенциал растрачен на чистое, неприкрытое «сходи и убей».

Занудной активности тут, увы, в разы больше, и она целиком подчинена истории, являясь основным условием продвижения по ней. Почти все задания открытого мира носит гордую пометку «СЮЖЕТНАЯ ГЛАВА», пускай даже многие не кормят ни единой строчки сценария и проходятся минуты за полторы-две. А это, уместно, раз в пять больше времени, затрачиваемого на поездку, из-за чего возникает иная проблема.

Раньше автомобильные эпизоды, какими бы долгими они ни бывальщины, раздражения не вызывали. Не только потому, что использовались в повествовательных мишенях самым разным образом, но и потому что всегда вели к большенному, развернутому куску сюжета. Грубо говоря, много поездил – значит, сейчас немало побегаешь. Дизайн миссий не позволял одной механике превалировать над иной и соблюдал геймплейное равновесие.

Структура Mafia III превращает перемещение по городу в вырванную и излишне затянутую деятельность. Наворачивать десятки миль ради заданий, требующих одного-единственного выстрела, утомляет быстрее, чем кажется при знакомстве с импозантным автопарком и приличной физической моделью. В машинах попросту вяще нет ничего захватывающего, потому что это всего лишь вспомогательный инструмент, способ добраться до необходимой отметки и обратно. Причем чем быстрее, тем лучше: это первая игра серии, в какой не хочется останавливаться на красный свет и держаться в дозволенных скоростных рамках.

mafia-3-interior

В всеобщем, одни беды от этого открытого мира. По-хорошему, сдвинуть бы тяни этот мусор с захватом территорий на задворки игры – те, кому надо, отыщут, – а основную линию набить откровенным «кином», как ранее. Хуже бы не стало уж точно, тем более что долгожданная свобода поступков так и болтается инородным телом, ибо проявлять ее негде.

Нью-Бордо, будучи прекрасным и тщательно проработанным городом, почему-то отчаянно не дает с собой взаимодействовать. Тут нет ни лавок, где можно было бы купить еду, выпивку или одежду, ни функциональных автомастерских, ни случайных событий, ни добавочных мини-сюжетов – ничего, что оправдывало бы вверенные просторы. Есть лишь спонтанный мена односложными репликами с прохожими, куча (нет, правда, огромное число) детальных, но несообразительных интерьеров, и убежище, которое существует только для ночевки в начине сюжета. На полноценную жизнь в виртуальном мире не тянет, не хватает мелочей.

К ним третья доля как-то избирательно внимательна. Углубляясь в одни детали, она совсем наплевательски относится к другим, причем зачастую куда немало важным. Модель повреждения, например, тут хуже, чем в Saints Row 2, зато сигнал радиоприемника в тоннеле ослабевает. Режим вождения переключается на громкую «Симуляцию», однако ни ручной коробки передач, ни датчика степени топлива от этого не появляется. Или, вот, разработчики позаботились о том, чтобы у любой машины был уникальный номерной знак – но авто сюжетного персонажа ровно в катсцене щеголяет шаблонным «ААААААА». Что тут еще скажешь. А ведь мы все еще помним про поворотники. Где наши поворотники?!

Хваленая тема расизма – и та реализована как будто вполсилы. Да, Hangar 13 молодчины, показали позорное пятно мировой истории без цензуры и прикрас, но на игровом процессе гонения цветных народов отражаются гораздо меньше, чем вытекало. Ну, разве что в сегрегированных заведениях – которые, опять же, нет никакого резона посещать, – управляющие настойчиво и не слишком вежливо упрашивают Линкольна поскорее найти выход. Если их просьбы игнорировать, они обиженно удаляются в подсобку и выжидают подходящего момента для звучна полиции. Вот и все.

mafia-3-stab

Нельзя также не отметить усердие, с которым Mafia III напоминает, что она – итого лишь игра. Не важно, что происходит, экран всегда будет завален иконками, подсказками и прочими ненужными элементами неотключаемого интерфейса. Гляди, информатор убегает! О нет, свидетель звонит полиции! Матерь Божья, сколько тут оружия на полу! Не позабудь повернуть направо на следующем перекрестке! Некоторую информацию на всякий случай и вовсе дублируют, и это с безумной силою выбивает из колеи даже в те моменты, когда антураж берет верхотура.

А берет верх он не очень часто еще и ввиду кошмарной, отвратительной технической реализации. Если вначале это попросту «ха-ха, мужик застрял в заборе», то после череды неуемных багов, наслаивающихся товарищ на друга, появляется желание отложить игру до лучших преходящ. Ничто так не красит атмосферу, как улетающие в потолок тела, катсцены, во пора которых не ставится пауза и Линкольна могут убить, исчезающие текстуры и непробудно тупые гангстеры, прикуривающие автоматы. Вам смешно, а они вон.

В результате прижиться в Нью-Бордо так же, как в Эмпайр-Бэй или Лост-Хэвене, не сходит вообще. Нет ни поводов, ни возможности следовать заданным игрой правилам. Отворённый мир остается красивой оболочкой в уникальном сеттинге.

mafia-3-police

Немного закулисья: Mafia – моя возлюбленная игровая серия. Я без ума от первых двух частей, которые стабильно перепрохожу чету раз в год и считаю выше, благороднее и умнее лощеной GTA. Для меня это натуральный «Крестный папа» и «Славные парни» игровой индустрии, бессмертная, то есть, классика.

Сообщать такое язык не поворачивается, и все же это – не Mafia. Это замечательная история, размазанная по страшненькой и шаткой песочнице, но не та игра, какая могла бы зваться наследницей великой гангстерской дилогии. И безотносительно точно не та игра, которую захочется перепройти. Ну, по крайней мере, не ранее, чем разработчики добавят режим «Только сюжетные миссии», чтоб необыкновенно по делу и без воды в промежутках. А переживать заново 30 часов безликих миссий ради парочки увлекательных – нет, вряд ли. Таких опенворлдов за год и без того выходит достаточно.

Забавно, что Mafia II как-то знатно получала по шее за тонны удаленного контента – но ни тогда, ни сейчас обрезанной игрой не представлялась. Зато нынешняя наша гостья, выполнившая все свои слова, оставляет впечатление незавершенного продукта, которому наспех подрисовали колесики и выкатили публике.

Желая нет, не забавно.

Mafia III

Mafia III

Дата выхода:
7 октября 2016
Издатель:
2K Games
Разработчик:
Hangar 13 / 2K Czech
Жанры:
Action
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
3 место
Оценка редакции:

69 %
Стоит резаться?Да

Оценка пользователей:
+3
+