Стратегии в MMO прежде бывальщины большой редкостью. Что ж поделать: это консервативный рынок, где властвуют в основном азиатские — и тоже консервативные — издатели. Но поры меняются. Так в онлайн потихоньку проникают MMO с элементами стратегий — в различной форме, зато с общей идеей. Главное — собрать стопку игроков, выдать каждому по горстке воинов, и вот уже при взгляде сверху получается полноценная брань.
Conqueror’s Blade следует по этому пути, но со своим взором на вещи.
Офицеры под прицелом
Перед нами — удивительный мутант, в котором очень трудно провести границу между RPG и RTS. Да и сеттинг в Conqueror’s Blade необычный и подобный же гибридный, как и геймплей. В мире игры столкнулись генералы и бойцы из разных стран и эпох — напоминает завязку For Honor, лишь Conqueror’s Blade пока не разъясняет подробности сюжета (в ходе ЗБТ о нём не повествовали), да и фракций тут больше. Китайская пехота, английские лучники, средневековые европейские рыцари, польские гусары и — кто бы мог поразмыслить! — конные казаки.
Игрок примеряет на себя личину одного из генералов — их роли традиционны для MMORPG, неужели что нет магических умений, а те навыки, что есть, немногочисленны и подлежат длинной прокачке. Кто-то «танкует», будучи закованным в латы, иные «стрейфятся» с мушкетом в руках, третьи ловко фехтуют, избегая ответных ударов.
Рыцарю в целом доспехе тяжело даже угнаться за менее бронированными неприятелями: они едва ли не на забрале у него танцуют.
В одиночку генерал немного где может находиться, разве что в стенах города. В битву же или далекий поход его сопровождают воины. Conqueror’s Blade разрешает хватать с собой в путь только три отряда, и лишь один из них способен вытекать за вами. Остальные ждут в резерве, пока первый отряд не возложат или вы его не смените.
Когда вы впервые выходите в бой, то сразу понимаете: генерал — это уже не самостоятельная военная единица. В одиночку его задавит любой отряд врага (по крайней мере из тех, с какими я сталкивался). Вся ценность генерала — в умении правильно и своевременно приказать своими войсками.
Подумаешь, это же боты, а не игроки! Ну что ж, попробуйте въехать в лес из алебард верхотурой на скакуне — сначала спустят на землю, потом под неё.
Несмотря на то что за раз доступен лишь одинешенек отряд, управление им далеко не такое простое и примитивное. Для основы — есть разные построения: для марша, защитное, круговая оборона. Доступные распоряжения зависят от рода войск. Только копейщики могут строиться «дикобразом», лишь мушкетёры строятся в линию. Кроме формы строя необходимо выбирать и поведение в бою — бросок вперёд, например. Здесь тоже всё зависит от рода армий — только воины со щитами могут окружить своего командира (то есть вас) и отстаивать от всех угроз. Прямые указания же весьма просты: вытекать за мной, атаковать, стоять на месте. Мне кажется, им не хватает разнообразности, но в целом дефицит указаний компенсируется ассортиментом юнитов и самой конфигурацией мультиплеера.
Войны, которых не было
За ту короткую сессию, что мне удалось отыграть в Conqueror’s Blade, я увидал два формата сетевых побоищ: захват точек и осаду. И в обоих намечается, что команды играют слаженно.
В обычной MMORPG, да и во множестве сетевых игр, вы можете «затащить» благодаря собственному навыку, умению чувствовать противника и управляемого вами персонажа. В Conqueror’s Blade такое не трудится. Когда вы бежите на незанятую точку со своими пикинёрами и встречаете там три отряда неприятеля, всё, что вам под силу, — это продержаться до прихода подмоги. Конечно, одни бойцы лучше в обороне и потому длиннее протянут, но нет такого варианта развития событий, когда горстка бойцов грамотно применяет свои способности и побеждает превосходящие мочи. У одного отряда попросту нет возможности для манёвра, он — цельная военная единица и не способен замкнуть врага в клещи, к примеру. Два отряда, три отряда — могут, но не одинешенек.
Про влияние погодных условий тоже пока что ничего не популярно.
Когда же в битве сходятся больше одного подразделения (или все 12 штук из двух команд, как в захвате точек), то открываются тактические перспективы. Я не поспел дотошно изучить все виды войск и потому могу быть неточным, но в всеобщем картина ясна и схожа с той, что рисуется в любой RTS. Копейщики отстаивают от конницы слабых лучников, тяжёлая пехота продавливает вражий строй, а мушкетёры дают редкие залпы точно в то пора, когда пехота противника не связана боем.
В RTS важно применять отряды собственно для тех целей, для которых они созданы: соответственно, в Conqueror’s Blade, какая хоть и не RTS, но MMO с элементами стратегии, придётся стать винтиком военной машины, чтобы команда не сливалась. А что генерал? Генерал может выцепить в свалке битвы полководца врага и не дать ему сбежать. Может своими руками порезать несколько боец. Но всё это не так важно, как умение оказаться в нужном месте в нужное пора. Какой толк от конницы, если она в критический момент не стукнула по врагу с тыла?
Горе осаждённым
Осады — моё любимое дело в MMO, и в одной из них я успел поучаствовать. Любой бывалый игрок разом узнает типичные черты осадного режима: крепость с размашистыми стенами, множеством подходов, «предбанников» и укреплений. Защитники стерегут ворота и дежурят на стенах, нападающие ведут осадные машины к стенам, устанавливают лестницы, кто-то стреляет из осадных орудий.
Осадная башня вмиг обесценит все усилия заступников по обороне ворот.
Я долго не мог понять, чем здешняя осада выделяется от любой другой (ну, кроме управляемых войск), но потом догадался. Когда на тебя не может обрушиться магический молот в самый пыл схватки, ты играешь совсем иначе. Смелее, что ли. Всё-таки осадные орудия не так универсальны, как комплект заклятий. С другой стороны — никто не «подхилит», не даст здоровое усиление или щит от урона. Conqueror’s Blade — наименее нагруженная спецэффектами азиатская MMO, да и большинство европейских позволяют себе вящее «попугайство». Не было момента, чтобы я потерялся в шквале из колдовских всполохов — только по башке снарядом получал. За дело.
Обстоятельства победы просты. Либо команда атакующих захватит обе контрольные точки, либо команда заступников протянет до конца матча, не уступив их. Или не до конца: вверху экрана раз появится полоска, символизирующая оставшиеся силы, и по её истощении бой закончится.
Как и при натуральнее осаде, в Conqueror’s Blade сопоставляются умение закрыть все вероятные бреши в обороне и быстро восстановиться после удара у заступников и находчивость атакующих. В осаде ощущается командный дух, чувство стояния плечом к плечу, да и зрелищное это дело: рвутся бомбы, хвачха шипит своими ракетными фейерверками, а атакующие построением идут на убой. То есть к славе.
***
В таком виде Conqueror’s Blade глядится выгодно, пускай ей и не хватает некоторых элементов. Например, взора с высоты. Нередко я оценивал ситуацию ошибочно просто потому, что не мог в одной свалке из конников разглядеть целых три отряда, а не один, как мне показалось. Быть может, так и замыслено и Conqueror’s Blade пытается поставить игрока на место натурального полевого командира, ведущего войска в бой лично. Понятно, что у него немножко способов взглянуть на бой с высоты.
Кроме того, мне, как любителю стратегий, хотелось бы немало тонкого управления отрядом именно в плане выбора мишеней и темпа атаки — формаций-то здесь хватает. Опять же, у реального полевого командира в кипятку боя не так уж много приказов, не говоря уже о способах передать их большому числу людей: Conqueror’s Blade основана на средневековой истории — до основы использования барабанов, труб и свистков для координации действий.
Скоро этот чудный регион будет разорён войной.
Но это придирки. В текущем состоянии Conqueror’s Blade выглядит весьма перспективно, по крайней мере по доли осад и командования армиями. Однако большая часть игры пока что вне поля нашего зрения. Сюжет, PvE, социальное взаимодействие, крафт, даже сам сеттинг — и тот пока сокрыт. Наконец, созидатели напирают на важность кооператива в их игре, и я не могу с этим препираться. Но как быть тем, кто даже в MMORPG остаётся одиночкой? Какой контент ожидает их? Conqueror’s Blade развивается стремительно — быть может, уже до крышки года все эти вопросы получат ответы.