CD
Projekt RED — это уже не студия, а цельное явление. Где вы найдёте таких же разработчиков, чтобы они вместе с геймерами смеялись над багами в своих релизах, принципиально игнорировали DRM и спускали DLC, которые легко затыкают за пояс отдельные игры? Кто помнит успех « Крови и вина»,
тот возложил на « Призрачную независимость» большие надежды. Дело даже не в новой
локации и не в участии Идриса Эльбы (Idris Elba), а в том, как радикально
поляки способны переиначить своё создание. Интриги добавляет и то, что Phantom Liberty
решили сделать первым и последним сюжетным дополнением. Больше ничего не
будет — настало пора подвести итоги.
Гончие
Пёсьего города
В
главной сюжетной линии ничего не поменялось, кроме появления бонусной концовки. Вы по-прежнему выступаете в роли
наёмника (или наёмницы) Ви, какой решил украсть нейрочип у корпорации
«Арасака» в Найт-Сити, но всё пошло наперекосяк, а у героя в голове засел
призрак неживого рок-музыканта и дебошира Джонни Сильверхэнда. Персонаж в
исполнении Киану Ривза (Keanu Reeves), конечно, хорош, но из-за него дни Ви
сочтены, и мы до самой развязки разыскиваем путь к спасению если не тела, то
хотя бы души. Но в какой-то момент, после завершения главы с Пласидом и Брижитт
в Пасифике, на связь сходит нетраннер Сойка и просит вытащить из передряги
президента НСША Розалинд Майерс. Так и начинаются события «Призрачной независимости».
Непривычно видеть, как кто-то взаимодействует с конструктом Джонни. Возникает такое чувство, будто шизофрения Ви зашла чересчур далеко.
Пройти
DLC можно тремя способами: добраться до него по
сюжету, начать с него прямо в стартовом меню или загрузить одно из престарелых
сохранений. Для тех, кто давно не запускал Cyberpunk
2077, предпочтительнее первый вариант. Он позволит освоить все новшества версии
2.0, вводя систему прокачки, и вспомнить базовые вещи — вроде мотивов Сильверхэнда, который даже после смерти, обратившись в ворчливый конструкт,
хочет взорвать «Арасаку».
Какой
бы путь вы ни выбрали, голос Сойки приводит вас к воротам Пёсьего города,
какие надо миновать по-тихому. Здесь выясняются две вещи. Во-первых,
Сойка настолько крута, что способна дистанционно взломать мозг Ви, прийти
перед ним в виде виртуальной проекции и заткнуть Джонни, когда тот не нужен. Как
тут не поверить, что она и вылечить героя сумеет? Во-вторых, собственно сюда враги
направили перехваченный шаттл с президентом Новых Соединённых Штатов, чтобы
сбить его ракетами и вычеркнуть первую леди из истории края. А правит районом,
естественно, злодей с политическими амбициями и собственной армией боевиков,
которых здесь называют баргестами. Вероятно, поэтому и город — Пёсий.
Но
Ви не робкого десятка. Вместе с мадам президент, оказавшейся на удивление бойкой
женщиной, мы уничтожаем неприятелей — то исподтишка, то с терминаторским апломбом.
Затравка сюжета «Призрачной свободы» обрушивает на игрока вагон и тележку
экшена. Это даже ошеломляет — вместо присущего игре размеренного погружения вы стреляете, собираете кучу
патронов и снова стреляете, но уже в негодяев покрепче. Тем не менее в крышке
концов пальба стихает, а Розалинд Майерс просит вас отыскать «спящего» агента
Соломона Рида — его роль исполнил Идрис Эльба.
Рид
помогает Розалинд покинуть зона, но возникает ещё проблема: Сойка после
неудачного взлома военной техники как в воду канула. Начинается тот самый
триллер, какой обещали в анонсах разработчики, — с миссиями в стиле Джеймса
Бонда, шпионскими явками, борьбой за власть и костяками в шкафах ключевых персонажей.
Попутно Ви осваивается в Пёсьем городе, узнаёт больше о лидере баргестов Курте
Хансене, вудуистах и «Патруле», посещает злачные пункты и бродит по рынку,
где можно купить то же самое, что и за стеной. Хоть костюм с иголочки
присмотрите, хоть машину или имплант. После игры с русской локализацией весть,
конечно, режет переход на английские голоса, но для фаната игры это пустяк.
Зато есть повод послушать Ривза в откровениях Сильверхэнда о его службе в
армии.
Раздельно
стоит отметить оформление локации, оказавшейся мрачнее других районов
Найт-Сити. Здесь больше наркоманов, бандитов и безнадёги, заросшие муравой руины
перемежаются чудовищными конструкциями, обжитыми вопреки замыслам архитекторов.
Сразу ощущаются вайбы «Побега из Нью-Йорка» Джона Карпентера (John Carpenter) и
кое-каких мест из Deus Ex:
Mankind Divided, особенно Города
Големов.
Вообще
с культурными цитатами у DLC полный порядок —
сотрудники CD Projekt RED неизменны традициям. Здесь и битва с шагающим танком из
«Призрака в доспехах», и пасхалка на тему «Джона Уика», и сюжет по мотивам «Сердца
тьмы». Даже главы студии в роли продавцов на базаре сидят — как в те
времена, когда Марчин и Михал действительно держали ларёк на
базаре в Варшаве.
Смените Ви на Мотоко Кусанаги — и получится финальная битва из «Призрака в доспехах».
А
ещё здесь несколько уникальных активностей. Можно выполнять задания фиксеров,
связанные с этой локацией, и закуситься с баргестами за очередной контейнер с
припасами, пункт падения которого отмечается столбом красного дыма, прямо как в
PUBG. Что особенно приятно, цепью к Пёсьему городу герой не
прикован. Если в начине сюда надо пробираться задворками, то затем достаточно
просто проехать через КПП, как все нормальные люди. Ну или воспользоваться
скорым перемещением. То есть ничто не мешает проходить сюжет «Призрачной
свободы» и попутно решать задачи в других зонах — например, закрывать
сердечный вопрос с Панам Палмер.
Почти как в GTA
Дополнение
вышло с патчем 2.0, который по объёму даже вяще, чем похождения Ви в Пёсьем
городе, — 27 Гб данных против 21. Эта «заплатка» должна была стать
венцом трудов, чтобы облики мегаполиса чаще завораживали, а не вызывали недоумение. После того как CD Projekt RED сплясала польку на
неписаных правилах построения отворённого мира, студия была вынуждена шаг за
шагом исправлять игру, равняясь на каноны. И
теперь мы можем оценить итог. Нет, горожане, ходящие туда-сюда вдоль улиц,
и повторы театральных сценок остались на месте — разработчики свято блюдут
традиции со пор частушки про Эмгыра, наделавшего в штаны. Но кое-что и впрямь
поменялось.
Чтобы скрыться от розыска, достаточно поиграть с полицейскими в кошки-мышки. Классика.
Первым
делом отметим копов, с какими была вообще беда — они целыми отрядами возникали
из воздуха за спиной нашкодившего Ви, но обладали памятью инфузории. Стоило
отколоться от них на расстояние плевка, как они забывали о нарушении. Теперь блюстители ведут себя адекватно — патрулируют улицы на
машинах и пешочком, преследуют героя дольше и усиливают натиск, если хулиган не
думает сбавлять обороты.
Устроено всё на манер GTA:
есть пять степеней розыска, и чем дольше набиваешь комбо из
преступлений, тем круче подкрепление у полиции. Обычные патрули сменяются
бронированными, а на пяти звёздах прилетают бойцы «Макс-так», осилить
которых очень тяжело. Интересно, что реакция сил порядка зависит от района. Если устроить переполох где-нибудь на задах,
полицейские приедут только после того, как доедят пончики.
Притом что с карты Найт-Сити вымели ворох вопросиков и кубовых меток с
криминалом, от которых рябило в глазах, да и пригодного для сдачи в почтомат
хлама поубавилось, количество активностей повысили в разы. Преступники никуда
не делись — просто теперь стычки с ними подаются как случайные события. Едет Ви
по своим делам, видает, что кого-то грабят — дай, думает, помогу. Выглядит это
естественнее, чем целый день зачистки сотен меток. Некоторые аркадные машины
стали рабочими — никто не мешает зарубиться в Trauma
Drama или Roach Race,
а вдобавок получить приз за первое пункт. Можно даже арендовать за 10 тысяч
евродолларов сычевальню, где рядом с кроватью стоит такой же автомат с «Гонкой Плотвы».
Спешно издайте это на Android!
У
врагов и заданий отныне нет уровней — можно идти куда глаза глядят и сражаться
с кем угодно. Совместно с этим
отпала и необходимость фармить опыт между миссиями, ведь противники и так
подстраиваются под возможности героя. С иной стороны, теперь и 100500
урона не вкачаешь. Бои стали сильнее зависеть от личной сноровки геймера, чем
от ролевых характеристик. А платье сделали просто одеждой, хотя некоторые вещи всё же добавляют защиту
или скорость отправки скриптов. Но они и выглядят как военные! Никакой вяще клоунады с трусами из адамантия.
И какой же открытый мир без стрельбы из транспорта на ходу? Этим давали побаловаться
и раньше, но сурово по сценарию и с видом от первого лица. Теперь высунуть
пушку из окна «Шевиллона» разрешают в любой момент — для разборок с бандитами
или копами даже на грешную землю ступать нет нужды. Показалась и
специальная активность для любителей драк в стиле «Безумного Макса» — угонять
для Эль Капитана тачки, помеченные на мини-карте лазурным рулевым колесом. За
вами тут же устремляется погоня, так что надо отбиваться — паля по колёсам, капоту и в лобовуху. А если заседлать мотоцикл и расчехлить
катану, можно устроить на дорогах Найт-Сити настоящую Road
Rash.
Ну чисто Геральт на Плотве!
Приметным
свершением стала работа над мини-картой — её научили менять масштаб в
зависимости от скорости Ви. Такая мелочь, а в поворот уже легче вписаться. Разумеется,
результат всё равно не тот, что нам обещали до релиза Cyberpunk
2077 (где интерактивное метро, спрашивается?), но уже приличный. Не стыдно людям показать.
Мама, я
нетраннер
Если
отворённый мир починили местами, то развитие персонажа переделали полностью.
От прежней версии остались разве что древа навыков со известными названиями —
«Сила», «Реакция», «Хладнокровие», «Интеллект» и «Техника». Но их теперь
дополняет новоиспеченный пункт, посвящённый биочипу, куда Сойка загрузила военные
программы «Милитеха», а Ви может прокачивать их, собирая очки из особых
терминалов в Пёсьем городе. Это, по сути, аналог мутаций из « Ведьмака 3». К тому же были пересмотрены умения в пяти обыкновенных разделах. Увы,
картинки с отсылками к культовым фильмам отсюда убрали — есть лишь намёки на
аниме-сериал Cyberpunk: Edgerunners. Зато все вложенные очки можно скинуть в любой момент, чтобы пересобрать билд по своему
вкусу.
Навыки делятся не только по веткам, но и по уровням — от новенького к мастеру.
В
умениях наконец-то воцарился порядок. Все они разделены по веткам с прицелом на
тот или иной аспект. В «Силе», например, дробовики и ударное
оружие. Пистолеты удалились в «Хладнокровие». А если нравится орудовать катаной и стрелять из штурмовых винтовок, инвестируйте
в «Реакцию». Появились бонусы для рывков, какими раньше активно злоупотребляли
противники, а ещё всякие трюки вроде прыжков из машины с одновременной пальбой
на полном ходу. Оно и удобопонятно, ведь драки стали куда динамичнее — можно связывать атаки и акробатику в комбо, вертеться в толпе неприятелей, будто ниндзя. Но остались в игре и пассивные бонусы — они помещены в пункт
«Развитие навыков» и улучшаются в зависимости от поступков героя.
Систему
имплантов тоже перелопатили. В окне аугментаций появились две важные шкалы: одна
показывает степень брони, а вторая — предел допустимых улучшений. То есть
установить у рипера всё и сразу не выйдет, а защита теперь зависит от
числа и качества хрома в теле героя, но никак не от надетого костюма. Что,
в общем-то, логично — вы Адама Смэшера видели?
Вдобавок любой имплант можно
улучшать за счёт специальных деталей, как раньше делали с пушками. Апгрейд
оружия стал доступен лишь для некоторых образцов, а вот прокачать подкожную
броню — это всегда пожалуйста. Отдельно стоит отметить, что ассортимент
риперов, как и мочь врагов, в игре версии 2.0 зависит от уровня героя. Не нашли у Вика
эпических примочек? Пройдите пару-тройку заданий и загляните к нему ещё раз.
Уже по облику вещей понятно, что они имеют защитные свойства. Но чтобы пули отскакивали от пиджака? Это вам не «Джон Уик».
Иными
словами, новоиспеченная система позволяет акцентированно развивать именно те качества
Ви, которые вам нужнее. Но какого-то ультимативного приёма, резко превращающего
всех кругом в мальчиков для битья, здесь нет. Единственный способ стать подобием
машины смерти — это киберпсихоз, достигаемый за счёт превышения лимита
имплантов после открытия навыка «Натуральный киберпанк». Во время припадка у
героя повышается болевой порог, а враги замедляются, словно угодили в
кисель. Лишь внутренних демонов надо кормить — стрелять, резать, крушить всё
вокруг. Как только цепь убийств прервётся, сойдёт на нет и военная одержимость.
Когда лучшее
— враг хорошего
Достоинства
обновлённой Cyberpunk 2077 можно перечислять долго. Приятно,
ведаете ли, наблюдать, как реагирует на неровности дороги ожившая подвеска
машины, как меняется звук мотора при включении заднего хода, как прохожие
отпрыгивают от бампера, а не кидаются под него. Только послушайте щелчки
выстрелов, когда в магазине кончаются боеприпасы, — просто кайф. Можно даже на
счётчик патронов не глядеть. У некоторых персонажей чуть подрисовали внешность,
что особенно актуально для Джонни Сильверхэнда — теперь он похож на Киану
Ривза до, а не после запоя. Авторы игры вложили в её украшение уйму сил, желая
по большому счёту стоило направить весь этот творческий задор на исправление
глюков.
Затея с удалением степеней у квестов и врагов вроде благая, но ведёт в ад пресловутого автолевелинга, делающего
рядовых противников не просто похожими, а вообще равными. Всем вынь да
положь по обойме в тушку — ни тебе суперсложных гангстеров, бой с которыми
планируешь, будто разговор с начальством о повышении зарплаты, ни расстрела
цельной ватаги плохишей хедшотами с глушителем за три секунды. А ведь есть такие
игроки, которые специально прокачиваются, чтобы затем гнуть роботов одной левой
и разламывать бетон лицом, как Кэнсиро из «Кулака Полярной звезды». В третьем
«Ведьмаке» тоже была опция подгонки мочи врагов под способности
Геральта, но её разрешали включать и выключать по желанию. А здесь принудиловка.
Джонни исчез после беседы с ним, а тень осталась — обычное дело даже для сценок в основном сюжете.
Но
главное, что в погоне за крупными целями разработчики позабыли о деталях, в
которых, как известно, скрыт дьявол. Речь о глюках, переживших патчи в десятки гигабайт. Машины то являются
из воздуха, то исчезают прямо на глазах, могут ни с того ни сего взрываться. Никуда не делись и пакеты с мусором, отправляющие героя в нокдаун,
и малопонятные судороги в стелсе — будто Ви кто-то толкает в бока и под зад.
Висящие над землёй персонажи, смешные коллизии — чего тут только нет. Судя по всему, разгребать
этот паноптикум уже никто не будет — он останется в игре навсегда и зазернится
в катарсисе. Сейчас живите с этим.
Вкусно, и
точка?
С
выходом дополнения Cyberpunk 2077 не стала лучше
или хуже. Теперь она просто иная — более динамичная, сложная, продолжительная
и собранная, чем на релизе. Кому судьба улыбнулась, тот ещё и улучшение графики на
дорогом ПК оценит. Разработчики по мере сил освободились от откровенного бреда вроде выпрыгивающих из задницы Ви копов. Кому-то изменения понравятся, другие
захотят, чтобы в меню вделали кнопку «Вернуть как было». Обе позиции можно
понять. Но для расстановки точек над i
в этой игре и прощания с движком REDengine сделанного в польской
студии вполне довольно.
С другой стороны, не ждите от патча 2.0 и
« Призрачной свободы» откровений или квантовых скачков, способных
навсегда изменить индустрию, как было с The Witcher 3: Wild Hunt. Сейчас история Ви — накрепко
сбитое, в меру забагованное, красивое и цельное произведение. Более значительных высказываний на тему киберпанка давно не было, и вряд ли они
покажутся в ближайшем будущем. Стоит ли игру в её нынешнем виде пройти хотя бы
разок? Однозначно да. Потянет ли вас к ней после одного прохождения? А это уже философский
проблема.
Плюсы: в DLC большой интригующий сюжет с неожиданными поворотами и интересными персонажами, а также самобытная локация, непохожая на иные районы Найт-Сити; масса мелких доработок; обновлённые правила развития героя и сражений, включая стрельбу за рулём; отворённый мир изменился явно в лучшую сторону.
Минусы: некоторые решения в геймплее можно назвать спорными, а ещё до сих пор встречаются баги, не исправленные со дня выхода игры.