Живо для платформы: PC
За Deep Sky Derelicts после появления игры год назад в «Раннем доступе» Steam как-то разом закрепилось прозвище «Darkest Dungeon в космосе». Не то чтобы оно обидное (Darkest Dungeon — одинешенек из лучших «рогаликов» последних лет), а, скорее, не совсем верное. В Deep Sky Derelicts нет системы стресса, из-за какой спускающиеся в подземелья здоровыми герои возвращаются параноиками и в принципе у персонажей нет каких-либо психологических и прочих личностных особенностей, из-за каких происходящее напоминает симулятор ухода за шизофрениками и алкоголиками. Зато тут есть свои особенности, благодаря каким Deep Sky Derelicts воспринимается как вполне самостоятельная игра.
Автостопом по дереликтам
Поступок, как вы уже поняли, разворачивается в далёком будущем, в космосе, где команда из трёх бравых наёмников исследует в розысках данных титульные дереликты — останки инопланетных кораблей и станций. Отряд желает выполнить поручение губернатора сектора и найти местоположение легендарного «Ковчега», флагманского корабля вымершей инопланетной расы. А в награду тот обещал предоставить наёмникам полноценное гражданство, какое позволит бросить неблагодарный труд космического сталкера и вселиться на какой-нибудь уютной планете.
Но до этого ещё далеко — героям придётся побывать и исследовать не один и не два, а свыше десятка дереликтов и даже побывать на самом «Ковчеге». А там мы не лишь ищем данные, но и сражаемся, собираем ресурсы, общаемся с сообщающими компьютерными панелями, встречаем торговцев, других собирателей и различных забавных персонажей, которым, как водится, нужна наша поддержка.
Можно, например, наткнуться на таксиста, который прилетел на дереликт, чтобы забрать с него исследовательницу — таксомотор вызвал её муж. Потом мы встретим эту даму, но та согласится улететь, лишь если мы поможем ей скачать какую-то там базу аудиоданных из компьютерной панели. А панель эта оказывается весьма болтливым роботом, какой, прежде чем поделиться данными, попросит ответить на ряд вопросов по модальной последовательности и теории валов.
Все действия в сражении иллюстрированы такими вот комиксовыми вставками.
В товарищем месте можно встретить сумасшедшего, жаждущего стать роботом и слиться с машиной. Или удивительную девушку по имени Листочек, которая рубится в какую-то игру на консоли и весьма нервно реагирует, когда её отвлекают. Ну и так далее. Какие-то банальные предметы вроде «пойди, найди для меня гриб или ещё что-нибудь негустое» соседствуют с такими вот забавными сценками, роднящими Deep Sky Derelicts в чём-то даже с «Автостопом по галактике». А уж какие тут можно прочесть интересные, шикарно написанные истории в датападах! Вот там как раз становится не до смеха — они, как правило, в весьма мрачных красках описывают этот неприютный футуристический мир.
Энергетическая безопасность
Впрочем, чтобы выживать в Deep Sky Derelicts, чтения и познания «лора» недостаточно. Нужно правильно подобрать партию наёмников, какие представляют разные классы — тут и медики, и воины-громилы, и собиратели, и лидеры, и техники. У любого своя роль на поле боя и своя ветка умений. И вы сами решаете, как их прокачивать и кого хватать в команду. Если кто-то оказался слаб и упал в сражении, то, вполне вероятно, лучше не врачевать его за большие деньги, а нанять нового бойца другой специализации — так можно гибко корректировать состав партии и, соответственно, манера прохождения.
Во-вторых, вылетаем на дереликты мы с базовой станции, где есть тот же губернатор, бар, медицинский отсек, а главное, магазин. Там перед вылетом непременно нужно закупаться портативными источниками энергии. Дело в том, что во пора исследования останков древних кораблей мы постоянно тратим энергию — герои ведь есть в специальных защитных костюмах, питаемых этим «топливом». Во пора перемещения по новым отсекам и сканирования местности вокруг, при решении каких-то квестов и прямо в сражении энергия тратится. А если она закончится, то до точки эвакуации придётся добираться без защиты — так вы рискуете утерять свою команду раньше времени.
Шутки «для своих» тоже в присутствии.
Поэтому приходится постоянно думать о своих энергетических резервах, возвращаться и улетать раньше времени, чтобы на базе восполнить резервы, перерабатывать найденные предметы на энергию, закупать энергетические контейнеры, модули жизнеобеспечения, эвакуационные маяки (позволяют моментально телепортироваться в зону посадки) и переносные энергогенераторы. Последние, если ввести их в определённых местах, позволяют «бесплатно», без энергетических затрат, перемещаться в пределах довольно обширной зоны вокруг них.
А на нашей базе, в научной лаборатории, можно и необходимо изучать технологии, увеличивающие запасы энергии и, наоборот, снижающие её расход, улучшающие эффективность сканирования и так дальше. Это очень полезно, но и обойдётся в кругленькую сумму. А деньги в Deep Sky Derelicts необходимы всегда и на всё. Поэтому постоянно ломаешь голову, как бы их эффективнее потратить. И как заработать, разумеется.
Карты, деньги, два ствола
Менеджмент энергии — первое, но не заключительнее, что отличает Deep Sky Derelicts от той же Darkest Dungeon. Самое основное — и мы об этом подробно писали в нашем превью, — что типический «рогалик» тут совмещён с механикой коллекционных карточных игр. Всё оружие и бесчисленные модификации к ним (до 12 на одного наёмника, точнее, на его снаряжение) — это не попросту, например, лазер третьего уровня, дающий плюс к технологии и шанс оглушить противника. Это ещё и две-три, а то и вяще карт с разными эффектами, которые кладутся в колоду конкретного бойца.
Карты массового воздействия особенно ценны.
Соответственно, в сражениях, какие тут напоминают одновременно о JRPG и Disciples, мы в свой ход используем выпадающие невзначай карты — они позволяют атаковать разными приёмами, восстанавливать щиты, накладывать здоровые ауры и ускорения на союзников, оглушать или пугать врагов и так дальше.
У каждого класса, естественно, может быть свой комплект оружия, модификаций и карт, работающих на его роль, поэтому в Deep Sky Derelicts вы фактически формируете разом три колоды. А учитывая, что почему-то никаких ограничений на количество карт в «деке» нет (что удивительно для полноценной ККИ), то сами понимаете, какой тут простор для творчества. Основное — помнить, что чем больше карт в колоде, тем меньше шанс, что вывалится самая нужная и крутая.
Все участники сражений защищены энергетическими щитами.
***
За пора пребывания Deep Sky Derelicts в стадии раннего доступа игру пуще всего критиковали за небольшую продолжительность и некоторые проблемы с балансом. Что ж, с полноценным релизом тут был доведён до ума и до логического завершения сюжет, добавлен endgame-контент, привнесены масса правок в баланс и набор карт. Ну а выполненная в манере комиксов картинка и атмосферная электронная музыка были неплохи изначально. В итоге получился не шедевр, конечно, но очень и весьма приличный и во многом оригинальный «рогалик», затягивающий не на шутку. Да ещё и с отличными текстами и черноволосым юморком. Хотя при желании можно, конечно, набросать список пожеланий — сделать немало нелинейный и насыщенный сюжет, добавить побочных квестов, придумать немало интересный менеджмент базы, ввести ограничения на размер колоды и какие-либо дополнительные ресурсы, которые расходуются на использование карт. Авторы всегда обновляют игру, так что, возможно, и меня услышат…
Плюсы: затягивающий игровой процесс на стыке «рогалика», стратегии и ККИ; вящая вариативность в том, что касается прокачки, модификации экипировки и создания колоды карт; юмор; небанальные квесты и персонажи; симпатичная писанная картинка; отличный электронный саундтрек.
Минусы: контента всё равновелико маловато; сюжет линеен; от ранней версии остались отдельный баги.