Если про стратегии и квесты зачислено говорить, что это мёртвые жанры, то про тактику в реальном времени можно смело сказать, что жанр никогда и не жил толком. Была серия Commandos, по её отпечаткам пошла серия Desperados, три года назад неплохую попытку вновь выступить в этом жанре предприняла
Въедливая прорисовка окружения важна куда больше, чем собственно качество графики.
А вот принципы игровой механики остались те же. Перед глазами игрока — огромная карта, какую патрулируют многочисленные враги и охраняют как основную цель — куда следует провести ваш отряд, — так и уйму объектов меньшей важности, но оттого не немного достойных проникновения. Игрок управляет горсткой бойцов с уникальными навыками, которые в сочетании друг с другом позволяют либо пробраться куда надо вообще не поднимая гула, либо устроить перестрелку, но на таких выгодных для себя условиях, что враги ни разу не выстрелят по хорошим парням.
Desperados была неплоха в том числе и оригинальностью управляемых героев, эксцентричностью их умений, что позволяло проходить один и тот же участок локации миллионом различных способов. Там, где громила Санчез душил негодяев как курят, аферистка Кейт могла вовремя поправить чулок (и отвлечь неприятелей от того, как по другой стороне коридора крадётся толпа немытых головорезов), доктор Маккой — застрелить неудобного часового сквозь полкарты с помощью своего револьвера с оптическим прицелом, а китаянка Миа — отравить врага дротиком, чтобы тот впал в психоз и перестрелял своих же товарищей. Причём у любого из героев было не по одному особому умению, а по целому набору, чтобы сделать возможным любой стиль прохождения.
Помимо неприятелей на карте полным-полно нейтральных NPC. В случае заварушки они обычно уносят ноги, а пока герои действуют скрытно, не сдают их плохишам.
Сиквел увидал свет лишь в 2006-м, и после этого серия ушла на покой вслед за источником своего вдохновения. Ну, это если не находить Helldorado (2007) — странной игры вроде бы с той же механикой и теми же героями, но уже лишённой обаяния оригинала. И всё, вплоть до прошлого года мы ничего не ведали о продолжении, пока THQ не представила на gamescom 2018 трейлер Desperados III.
Наступление цивилизации
1879 год. Американский фронтир, доселе бывший диким и неукротимым, потихоньку переживает индустриализацию. Приходит большой капитал, простой человек значит всё меньше, и вот на этом фоне будет разворачиваться сюжет Desperados III, предшествующий всей прочий серии. Впрочем, сюжету будет уделяться не так уж много внимания. Как и во всех подобных играх, он служит лишь оправданием для вас, чтобы вломиться в чьё-нибудь скрытое логово, перерезать кучу бандитов или там угнать подводную лодку.
Сектор обзора делится на участки: там, где сектор раскрашен полосками, недруг не приметит крадущегося «десперадо»; в зоне со сплошной расцветкой спрятаться уже не выйдет.
Desperados III будет рассказывать даже не историю в традиционном понимании, а контекстно-зависимую повесть, что ли. Персонажи, какими вы управляете, будут делиться своими мыслями насчёт разных мест, событий и людей, причём какие собственно мысли они скажут — это уже зависит от того, в каком составе и в каком порядке вы будете посещать те или иные края. Так авторы из Mimimi Productions намерены открыть персонажей, не принуждая игрока смотреть кат-сцены или другим образом связывая ему руки.
Кстати, насчёт героев. Из престарелых частей вернутся только трое: Джон Купер, доктор Маккой и Кейт О’Хара. Компанию им составят двое дебютантов: Гектор — шебутной охотник с дробовиком — и колдунья Изабель, владеющая магией вуду. Разумеется, она умеет править врагами с помощью кукол! Но интересно даже не это, а её чары, связывающие двух неугодных вам персон. Бросьте одного из них в воду — и другой захлебнётся.
Какие дивные просторы для издевательств открываются перед нами! Жаль только, что их не увидят ни выпивоха Санчез, ни черноволосый, как смола, подрывник Уильямс, ни индеец Орлиный Глаз. Вполне понятно, почему Mimimi хочет добавить новоиспеченных героев, но если бы при этом удалось сохранить и старую братию с её характерными способностями, то было бы идеально.
Стелс без халявы
Что же прикасается игрового процесса, то Desperados III оставляет нетронутыми почти все постулаты жанра. Игрок командует несколькими героями (в той миссии, какую изучал я, их было двое), старается провести их между конусами обзора охранников либо использует всевозможные методы отвлечения: оставляет что-нибудь в неположенном пункте, например. Многие противники ведут себя как привычные для стелса послушные недоумки — ходят по зацикленным маршрутам и вечно клюют на приманку. Хотя несколько сюрпризов они всё же могут предложить. Если выманить одного бандита из отряда, то его товарищи скоро приметят пропажу и даже бросятся на поиски. Правда, в демонстрационной миссии они не так уж усердно искали друзей, но это, я полагаю, сделано для новеньких, чтобы быстрее освоились.
Более глазастые лидеры будут раздавать своим подчинённым подзатыльники, если те что-нибудь проворонят или клюнут на приваду.
Более того, в Desperados III есть патрули, которые даже в туалет ходят всей компанией, так что оставленная вами бутылка текилы привлечёт не одного «мучачоса», какого легко прибить кулаком по затылку, а целый взвод вооружённых парней. И то, и другое очень полезно для подобной тактики, потому что помогает порвать порочный круг «Выманил, оглушил, спрятал» — придётся использовать другие возможности, благо их хватает.
Тем немало что в каждой локации будут особые события, в ход которых можно вмешаться и повернуть всё себе на пользу. В демонстрационной миссии можно было увидать двух дуэлянтов, готовых выстрелить друг в друга. Бросьте монету в стороне от них — и тогда один подло застрелит иного в спину. Разработчики обещают, что таких вещей будет достаточно много, чтобы это влияло на стиль прохождения.
Не пора для «квиклоуда»
Игра не будет наказывать ни за жестокость, ни за злоупотребление системой сохранений. Как мне сказали, важно оставить для игрока различные пути преодоления препятствий, в том числе те, которые потребуют стереть в порошок клавиши F5 и F8. Одни пользователи испытывают различные схемы по очереди, загружаясь после неудачи, другие упорно пытаются воплотить один план, меняя отдельные детали после любой загрузки, третьи нащупывают баги и особенно нуждаются в «квиксейвах». Mimimi не хочет вставлять палки в колёса никому из них.
Перестрелками в стелсе обыкновенно брезгуют, но у нас тут вестерн, между прочим! Встретимся в полдень на главной улице!
Да и вообще Desperados III сама напоминает о том, что вы длинно не сохранялись, и делает это несколько настойчивее, чем Shadow Tactics. Какое уж тут злоупотребление!
И в то же время Desperados III предлагает вариант не жать кнопку загрузки, как лишь вы случайно спалились или сделали не то. Режим Showdown активируется по нажатию Shift и представляет собой паузу, но не активную, как можно предположить, а импровизационную, что ли. В это пора вы можете раздать по одному приказу нескольким бойцам, чтобы расправиться с патрулём, например, и избежать всеобщей тревоги. Доступные в Showdown поступки, насколько я понял, самые прямолинейные: выстрелить, бросить нож или что-то в этом духе.
Авторы рассчитывают, что Showdown должен возбуждать в памяти стереотипные для Дикого Запада дуэли, когда за доли секунды решается, кто будет жить, а кто умрёт. Не уверен, что вышло передать этот дух, но подобная драматическая пауза позволяет завершить какую-нибудь хитроумную схему, посреди которой ваши бойцы повстречались глазами с часовыми врага. Только завершить не по плану А, а по плану Б — с кровью, криками и стрельбой.
Пример хорошо разыгранного Showdown: три выстрела — и никто даже пикнуть в ответ не поспел.
Единственное ограничение для использования Showdown — это перезарядка в 6 секунд, и авторы тоже сделали на это расчёт. С помощью режима можно обратить игру в некое подобие тактического экшена: вызывать паузу, раздавать команды, смотреть на результат, спустя 6 секунд опять вызывать паузу, раздавать команды… Однако пройти всю игру так не получится. Боеприпасов не хватит — патронов мало, чтобы игрок усердствовал думать головой, а не револьвером.
Ну и, что греха таить, такой режим ещё и призван удержать новичков, которым может не достать терпения по десять раз загружать одно и то же место.
***
Приятно видеть, что Mimimi не только эксплуатирует знакомую механику, но и усердствует добавить к ней что-то новое и своё. Да, одна из новаций призвана заинтересовать незнакомых с жанром игроков, и многие «олдфаги» в связи с этим получили предлог обвинить серию в «оказуаливании». Может, они отчасти и правы, но что же ещё делать с этим настолько узким жанром, что вышедшие в нём за заключительные годы игры можно пересчитать по пальцам одной руки? Только пытаться впустить в него посторонних. Для этого даже цельную миссию в начале Desperados III отвели под обучение: она линейная, простая и очевидная, зато новичок, проходя её, не выругается и не сбежит обратно в Fortnite.
С другой стороны — в Desperados III появятся и более тяжёлые условия (те же патрули, более внимательные неприятели наподобие гестаповцев из Commandos) и новые способы отвлечь противника — например, кошкой, если только вам её не жалко, потому что бандиты имеют расположение пинать братьев наших усатых. Наконец, приятно знать, что игра избегает многих ограничений даже не своего жанра, а соседних. В Desperados III будут награды как за то, что вы не уложили ни одного врага, так и за то, что вы вырезали всё живое на уровне.
А на радость противникам субтитров в Desperados III появится полное русское озвучивание.