[ была скорой, как Ferrari Джона Кармака (John Carmack), то в сиквеле на гоночную машину будто установили турбонаддув.
Если на манежу есть Каркас, то право пользоваться ракетницей придётся еще заслужить, говорят разработчики: слишком велик риск угодить в стену и покалечить себя взрывной волной.
Никаких укрытий. Будь мужиком
Итого мы имеем: двойной скачок, двойной рывок, раскручивание на трубах, подтягивание на платформы, карабкание по некоторым стенам, порталы, крюк-кошку на двустволке и платформы-батуты из Quake III. Кат Рока научился преодолевать гигантские расстояния, не касаясь земли, и в коридорах прошлой части ему теперь было бы узко. Поэтому действие Eternal почти всё время разворачивается на открытых аренах — порой даже в открытом космосе, где в невесомости левитируют рвущиеся бочки. «Мы подумали: почему бы нам не добавить в космос взрывающиеся бочки? — смеются разработчики. — И добавили!»
Одна из манежей в демоверсии представляла собой архипелаг крохотных парящих островов — совсем как Зен из Half-Life. На площади размером с носовой плат прятаться от врагов негде — остаётся только перепрыгивать с одного островка на другой. Благо падение в пропасть сейчас не убивает (только отнимает немного здоровья и телепортирует на ближайшую платформу), но на самих островах повсюду раскиданы генераторы силовых пустотелее, которые наносят урон, если не успеть выбежать из зоны поражения. «В DOOM 2016-го года это был бы обычный коридор», — сообщают авторы игры. Но теперь, в сиквеле, главной тактической задачей бесконечно мобильного игрока должен стать розыск пространства для манёвров. Остановка равносильна смерти: если перестать двигаться, здоровье закончится секунды за две.
Да, до этого острова можно допрыгнуть. Над, под и между ними спрятана уйма негласных зон — DOOM Eternal верна традициям.
Наградой ему становится кровопролитие
Всё оружие из предыдущей игры на месте и в новой, лишь пушку Гаусса переименовали в баллисту. В демоверсии не было разве что BFG, но опасаться за её наличие в готовой игре, пожалуй, не стоит: какая DOOM без BFG? «Горнила», показанного в трейлерах, в сборке для «ИгроМира» тоже не очутилось, зато появился blood punch — мощный удар кулаком с откатом в несколько секунд.
В ближнем бою Палач Рока намного мощнее себя старого, но не только за счёт нового умения. В рукава Преторианской брони теперь вставлены выдвижные лезвия, а из её левого плеча выступает огнемёт, вылитый на пушку Ревенанта. И если функция клинков скорее эстетическая, то второй девайс привносит в игру тактические нововведения: урона он наносит немного, но, если с его помощью поджечь противника, из того выпадет несколько осколков брони, которая здесь нужна как атмосфера.
Вооружившись парой лезвий, Палач Рока оказался не прочь перенять несколько эффектных добиваний у Кровавой Рейн. Любоваться бессердечными анимациями, впрочем, особенно некогда — в это время нужно запланировать свои действия на ближайшие пару секунд.
Другой заботой игрока в DOOM Eternal, помимо поиска пространства, стал менеджмент ресурсов. «Зверские убийства», как и ранее, восполняют очки здоровья, а резня бензопилой всё так же даёт патроны — вместе с новым огнемётом, генерирующим броню, Кат Рока переходит на самообеспечение. Аптечки и коробки с боеприпасами теперь разбросаны по аренам в куда меньшем количестве — их роль отныне выполняют немощные враги. Разработчики специально расставили в коридорах неповоротливых зомби — убивая их тем или иным образом, можно будет восполнять резервы нужных ресурсов.
Держаться от врагов поодаль больше нельзя: быстро закончатся патроны. Игра повышает степень адреналина, всеми способами заставляя главного героя лезть в гущу противников — это куда опаснее, чем стрелять издали, но иного пути теперь нет. «Каждое сражение — это головоломка, но её решение всегда одно и то же: быть агрессивным, — утверждают представители id Software. — У любого врага, как у шахматной фигуры, есть сильные и слабые стороны. DOOM Eternal похожа на шахматный блиц: для победы необходимо мыслить стратегически, но времени на это никогда нет».
В комментариях под видео с геймплеем игры люди часто жалуются на излишне, по их суждению, пёстрый интерфейс. Разработчики объясняют выбор гаммы так: нужно, чтобы игрок воспринимал информацию как можно скорее. Коробки с патронами, как и сами пушки, тоже раскрашены в яркие цвета, чтобы сразу становилось понятно, что чему отвечает.
Cyberdemon May Cry
Во время игры мне порой не удавалось отделаться от ощущения, что Eternal напоминает слэшер. Возросла роль ближнего боя, персонаж обзавёлся морозным оружием и стал намного мобильнее, а к каждому врагу требуется индивидуальный подход — не хватает только счётчика комбо и облика от третьего лица. Появился даже аналог золотых сфер из Devil May Cry: по уровням разбросаны зелёные шлемы — «ванапы», какие мгновенно возрождают Палача Рока на месте гибели. Как это объяснено сюжетно, я не знаю, но кого в этом шутере вообще волнует сюжет?..
«Эта игра сложная, и кончина — неотъемлемая часть обучения, — говорит id. — Погибать придётся часто, но, умирая, вы всегда будете знать, что собственно сделали не так, и возврат к контрольной точке стал бы слишком суровым наказанием за ошибку. DOOM — это супергеройская история, где вы правите персонажем невероятной силы, и вдобавок к этому мы хотим, чтобы вы всё время чувствовали себя умным».
За дверью — негласная сверхсложная арена для самых умных Палачей Рока. Чтобы туда попасть, придётся найти на уровне особый ключ.
***
Doom ставит скорость во главу угла с 1993 года — ещё Джон Кармак оптимизировал свой движок как мог, чтобы добиться как можно немало быстрой прорисовки кадров. И с этой точки зрения Eternal стала кульминацией серии. Разработчики говорят, что не соображают, как теперь играть в предыдущую часть, — настолько она кажется медленной. Грядущая игра, по ощущениям, быстрее даже первых долей франшизы — по динамике она скорее напоминает Quake III для одного игрока. Говорить «для одного игрока», правда, не совсем неизменно: id уже демонстрировала, как игроки смогут брать демонов под своё управление и вторгаться в миры к кому-нибудь ещё. В демоверсии этой возможности, впрочем, не было.
Новоиспеченной части DOOM уже есть чем удивить, но она, похоже, пока далека от готовности: недавно стало известно, что выход игры задерживается. Охота верить, что слово Eternal в её названии не относится к длительности разработки, но долгожданное свидание в Аду откладывается как минимум до 20 марта.