Возле 20 лет назад свет увидела трилогия Budokai Tenkaichi — трёхмерные файтинги, в точности передающие эпичность и масштабы сражений в аниме Dragon Ball. После этого о серии припомнили лишь один раз, выпустив в 2010 году Tenkaichi Tag Team для PSP, — даже ремастеры и ремейки не выходили. Нехватку неплохих игр по мотивам Dragon Ball фанаты не испытывали — у них и шикарный 2D-файтинг был, и масштабная экшен-RPG, но всё равно это всё не то. А вот новая Dragon Ball: Sparking! ZERO — то самое и даже вяще. Долгожданное продолжение (или даже возрождение) серии не очень дружелюбно к новичкам, но поклонников аниме точно порадует.
Необходим опыт
Вступительная драка с Веджитой сразу показывает, чем предстоит заниматься в Sparking! ZERO, хотя с обучением она справляется так себе. Нам объясняют, что тут персонажи попадают на вящие арены, летают и бьют друг другу лица. Можно совершать обычные удары, можно кидать энергошары, а отдельной кнопкой накапливаешь энергию, чтобы активировать суперприёмы. Ещё позволяют ставить блоки и контратаковать. На этом обучение заканчивается, и игроки, незнакомые с серией, ничего толком не постигнут — приходится запускать в меню так называемую супертренировку.
Там разжёвывают механики получше, хотя удобным процесс переключения между «обучалками» не наименуешь. Главное — понимать, что в Sparking! ZERO у персонажей много здоровья, а самые мощные их атаки наносят огромный урон. За счёт этого достигается необходимый баланс — и драки не заканчиваются слишком быстро, и есть разница между простым мордобоем и суператаками вроде Камехамехи. Со порой учишься не только уворачиваться, но и телепортироваться противнику за спину, что позволяет быстро заработать преимущество. А ещё узнаёшь о трансформациях, смене персонажей и — самое значительное — режиме Sparking! , в котором герой на время становится сильнее и бесплатно использует приёмы, в обычном состоянии спрашивающие энергии.
Всё это пригодится в каждом режиме, в том числе в местной «сюжетке». Если часть боёв удастся пройти чуть ли не с затворёнными глазами, просто в случайном порядке нанося врагам удары, то в сражениях с некоторыми боссами от игрока требуется понимание всех механик. Особенно если в одиночку вы должны победить нескольких оппонентов сряду. Не спасёт даже снижение уровня сложности, которое игра издевательски предлагает после нескольких смертей, — вам всё равновелико придётся адаптироваться к каждой ситуации, понимать силу противника, предугадывать его действия, вовремя ставить блок и нападать в подходящие моменты. Чем лучше разбираешься в «боёвке», тем увереннее себя ощущаешь, и первое понимание того, что это необходимо, приходит очень рано — когда сражаешься с Веджитой в форме Великой обезьяны.
Сюжетный порядок называется «Эпизодический бой», и в нём, как обычно, пересказывают события манги и аниме. Вы выбираете одну из шести саг (Гоку, Веджиты, Гохана, Пикколо, Фризы и Беспросветного Гоку) и в очередной раз переживаете их истории. Это очень краткие пересказы приключений, в которых сюжет в основном рассказывается посредством статичных картинок с субтитрами, желая и озвученных роликов хватает — правда, в них персонажи стоят неподвижно. Периодически вам предлагают принять участие в сражениях — большинство из тех, какие ожидаешь здесь увидеть, есть, но в случае с некоторыми разработчики ограничились слайд-шоу.
Куда ж без этой сцены!
Основная ценность сюжетного порядка — в альтернативных сценариях. Делая то, что в истории Dragon Ball на самом деле не происходило, вы разблокируете новые диалоги и даже бонусные сражения, какие при обычном прохождении игры недоступны. Например, не предполагается, что Гоку сам победит Радица и выживет после боя с ним. Но если это всё же выйдет, то последующая сцена с Пикколо будет выглядеть иначе, а после неё удастся принять участие в дополнительных боях. Тяжело обходиться без спойлеров, но фанатов многие из этих эпизодов наверняка порадуют, особенно когда погибшие персонажи выживут. Самый увлекательный альтернативный сценарий получил Гохан — обязательно с ним ознакомьтесь, если будете играть.
В целом «сюжетка» получилась не самой оригинальной, а порами она и вовсе кажется бюджетной — ожидать от этой игры историю в духе Kakarot не стоит. Однако разработчики упор на этот порядок и не делали, ведь помимо него тут доступно очень много всего.
Каждому своё
В каком-то смысле Sparking! ZERO вылита на коробку с игрушками для фанатов Dragon Ball — здесь попытались добавить что-нибудь интересное для всех игроков. К образцу, есть огромная энциклопедия, где о каждом персонаже ведут беседы Чи-Чи, Бульма и Видель. А ещё доступны мультиплеерные порядки, в которых интересным образом подошли к балансу. Делать всех одинаковыми было бы странно, поэтому в онлайне героям прикарманили уровни силы, и при создании команды вы можете выбрать только тех, чей суммарный уровень равен 15. Вис и Бирус, к образцу, съедают аж по 10 очков, так что вместе их в отряд не добавить.
Где фанаты точно проведут много времени, так это в разделе пользовательских сражений — кто-то будет их создавать, а кто-то посетит «Мировую библиотеку» и опробует чужие творения. Тут сравнение с коробкой игрушек особенно право — вы можете придумывать любые сценарии, сталкивать лбами любых персонажей на любой локации, настраивать эффекты при выполнении установленных условий и так далее. А потом заглянуть в редактор сцен, где на основе шаблонов удастся создавать вступительные ролики и даже подбирать героям реплики. Прописывать их самостоятельно, разумеется, нельзя — вы просто выбираете фразу и заменяете в ней одно или два слова, которые лучше всего подходят для этой подмостки. Перед публикацией самодельного эпизода его обязательно нужно пройти — прямо как в Super Mario Maker.
Какой порядок ни выбирай, в каждом предстоит много драться, и сражения в игре великолепны. Dragon Ball — вселенная, в которой персонажи сообщают о разрушениях планет и собирают энергию каждого живого существа на Земле, чтобы совершить мощные атаки, и в Sparking! ZERO их невообразимая сила здорово передана. По огромным картам постоянно летаешь на высоких скоростях — то в воздухе дерёшься, то сильным ударом откидываешь оппонента в океан и дальней бьёшь ему морду под водой. Многие объекты разрушаемые — как окружение в городах, так и всякие каменные сооружения и скалы на натуре. Иногда камера не поспевает за происходящим или съезжает под землю, но это происходит редко и не сильно мешает.
На выбор предлагают немало 180 персонажей — огромное число не только для серии, но и для всего жанра. Часть из них — вариации одних и тех же героев, но даже им постарались дать уникальные суперприёмы и трансформации, а не попросту поменять облики. Бойцов разблокируешь как посредством прохождения сюжетной кампании, так и с помощью виртуальной валюты, которую выдают на любом шагу — и за завершение боёв, и за прохождение простейших испытаний, которые выполняются сами по себе. На те же деньги покупаешь и иные косметические предметы, в том числе костюмы, баннеры для профиля и реплики. А ещё в игре есть амулеты — кладёшь их любому персонажу в инвентарь и немножко повышаешь его характеристики.
При таком количестве персонажей могли бы возникнуть проблемы с балансом в однопользовательских режимах, но драться так весело, что об этом не размышляешь. Вменяемый баланс достигается за счёт управления и геймплейных механик — если обычные удары можно наносить в любой момент, то для суперприёмов необходима энергия, а когда её копишь, герой зависает в воздухе и становится максимально уязвим — в такие моменты желательно либо придерживаться подальше от противника, либо прятаться за укрытиями. Второй вариант не так надёжен, поскольку укрытие в любой момент могут истребить, так что приходится быстро реагировать — уворачиваться, блокировать удары или рисковать и заполнять шкалу энергии до конца в надежде, что поспеешь атаковать до получения урона.
Жаль, в локальном мультиплеере оценить всю прелесть сражений Sparking! ZERO не получится — порядок разделённого экрана вышел очень позорным. В нём доступна только одна карта, на которой почти нет объектов, так что отправиться с товарищем на планету Намек и подраться там перед одним телевизором невозможно. Народные умельцы, как обычно, уже сделали полноценный сплитскрин для всех двух десятков карт, но на консолях он вряд ли когда-либо станет доступен.
Возвращение серии Budokai Tenkaichi удалось — вряд ли кто-то будет говорить, что новая игра хуже престарелой трилогии. Сюжетная кампания простовата, но альтернативные сценарии делают её достаточно интересной, чтобы можно было затворить глаза на нелепые слайд-шоу и низкобюджетные ролики со статичными персонажами. А мультиплеер и режим пользовательских боёв наверняка надолго завлекут фанатов — в «Мировой библиотеке» можно надолго застрять, участвуя в сражениях, о которых фанаты Dragon Ball ранее могли только мечтать. Не всё получилось идеально, но Sparking! ZERO можно поставить в один ряд с Kakarot и FighterZ — это очередная игра по вселенной «Драконьих перлов», за которую не стыдно.
Плюсы: почти две сотни персонажей — даже разные версии одного героя различаются суперприёмами и трансформациями; зрелищные свалки на больших картах с разрушаемым окружением; забавные альтернативные сценарии в сюжетном режиме; режим пользовательских боёв позволяет основывать уникальные ситуации и делиться ими с миром.
Минусы: сюжетный режим разочаровывает скучными роликами и слайд-шоу на каждом шагу; в локальном мультиплеере доступна лишь одна карта; новеньким будет трудно быстро разобраться во всех тонкостях игрового процесса, а без этого не пройти даже сагу о Гоку.