Представлялось бы, метроидваниям сегодня трудно чем-то удивить — вот разве что  Hollow Knight: Silksong сильно удивит, если всё-таки выйдет. Однако авторам  Ender Lilies: Quietus of the Knights в 2021 году это частично удалось — там девочка под грустные переливы фортепиано избивала, очищала и тут же поглощала призраков, чтобы их руками и умениями продолжать избивать вытекающих. Звучит странно, но игралось свежо, а выглядело очень стильно. И вот сейчас вышла полная версия сиквела. Удалось ли разработчикам опять нас удивить?

Всех спасут маленькие девочки

События  Ender Magnolia: Bloom in the Mist происходят спустя несколько десятков лет после того, как в первой доли прошёл Дождь Смерти. Дождь этот сеял скверну, из-за чего практически все погибли или превратились в обезумевших чудовищ. Основная героиня, хрупкая девочка Лили, выжила, но толком ничего не помнила, зато могла очищать осквернённые дави прикосновением своей ручки.

Испарения скверны в новой игре привели к новым бедам. Они свели с ума гомункулов — ненастоящих живых существ, созданных с помощью магии. Произошло это в Дымной стране — величественном государстве магов, которое мастерило на гомункулов особую ставку, считая, что это последнее достижение прогресса откроет дверь в прекрасное будущее. Дождь Кончины нарушил эти планы, а разбирается со всём другая девочка — Лайлак, которая обладает силой «настройщика». Фактически она, как и Лили, очищает поруганных существ, приводит их в чувство, после чего некоторые гомункулы начинают путешествовать с ней и дают свои умения.

Как и в первой доли, эта история выдержана в меланхолично-депрессивных тонах. Под печальные, но очень красивые мелодии от группы Mili сражаемся, изучаем мир, слушаем невесёлые истории очищенных гомункулов и пытаемся разобраться, что случилось и кто повинен, чтобы в финале получить одну из двух концовок.

То есть тут мало что изменилось. Одну девочку-спасительницу сменили на иную, призраков сменили гомункулы, а тематика, стилистика и отчасти музыка остались те же. Можно ли было ожидать большего разнообразности? Да. Хочется ли упрекнуть авторов за его отсутствие? Нет. Ведь обе игры — части единого творческого замысла. И в этом смысле они обе целиком аутентичны и печально-прекрасны.

ENDER MAGNOLIA: Bloom in the Mist: Обзор почти идеальной метроидвании

Важный выбор

Но самое главное, что в них интересно играть. Причём в Ender Magnolia авторы прочертили работу над ошибками и играть стало ещё интереснее и комфортнее. Это всё та же классическая метроидвания, где мы бегаем, прыгаем, дерёмся и порой соображаем: сейчас туда-то не пройти, потому что ещё нет рывка в воздухе или умения пробивать дыры в полу. А потом мы все эти и другие способности получаем и возвращаемся, чтобы минуть дальше.

Только в Ender Magnolia эти и другие важные навыки мы получаем после победы над ключевыми боссами, какие вливаются в нашу команду. На экране мы всегда видим только Лайлак, но когда она атакует тем или иным способом или использует умение, то на миг возникают и её спутники.

ENDER MAGNOLIA: Bloom in the Mist: Обзор почти идеальной метроидвании

Их навыки можно модифицировать, и с этим отчасти связана уникальность игры. Например, есть штурм вылетающим по прямой, как кулак, гомункулом, и её можно заменить броском, замораживающим врагов, или направленным строго вверх ударом, какой рикошетит от препятствий. Другой гомункул позволяет атаковать и стрелять издали, а можно найти модификацию, которая основывает торнадо, отбрасывая врагов и пробивая блок.

Понятно, что использовать всё это нужно в разных ситуациях. И то же самое с реликвиями, какие периодически находим, — если впереди бой с боссом, то нет смысла занимать слот реликвией, которая восстанавливает 3 % здоровья после любого убийства врага, а лучше установить артефакт, снижающий урон от вражеских атак.

Жонглировать этими инструментами можно сурово в местах отдыха, где Лайлак восстанавливает здоровье. С одной стороны, это не очень удобно, а с другой — вынуждает обдуманно подходить к выбору. Там же, в пунктах отдыха, можно менять снаряжение (например, браслеты) и улучшать навыки.

В местах отдыха мы видим всю команду.

В местах отдыха мы видим всю команду.

На покупку амуниции и прокачку нужны материалы и особые предметы, которые мы всю дорогу собираем на локациях. За них в мастерской разрешают не только те же браслеты приобрести, но и добавить слоты под реликвии. Ну и вообще в сундуках и дальних уголках карты можно найти много интересного — так, фрагменты талисмана, увеличивающие запасы здоровья, и страницы гримуара, расширяющие ассортимент мастерской.

Главное — комфорт и гибкость

В игре цело интересных локаций — она стала масштабнее по сравнению с первой частью. Помимо основных уровней есть ещё скрытые, отыскать которые можно разве что случайно — так я, к своему удивлению, попал в прекрасную Башню цепей, сплошь покрытую алой листвой. Тут и эстетика сразу сменилась, и враги появились новые, более опасные.

Помимо выросших масштабов кидаются в глаза и другие приметы работы над ошибками. Компаньоны, дарующие уникальные навыки, теперь более интересные — с ними порой можно поболтать не только в кат-сценах, но и в местах отдыха. Прокачка, враги и сражения опять же стали более продуманными, а зачисления — более разнообразными.

Наконец, улучшилась карта. Игра не пытается испортить вам удовольствие утомительным бэктрекингом. В любой момент можно вернуться в пункт отдыха, а оттуда — к любому открытому чекпоинту. На карте прекрасно видно, где вы уже были, где какой предмет пропустили, где заперты двери и так дальше.

ENDER MAGNOLIA: Bloom in the Mist: Обзор почти идеальной метроидвании

Но игра не стала слишком простой — она более гибкая в плане сложности. Авторы сначала хотели увеличить сложность, но разрешили оставить хардкор студии FromSoftware. В итоге они несколько упростили среднюю сложность, но ввели возможность всё настроить под себя — при жажде можно даже низкий уровень сделать ещё легче, а можно выкрутить силу атаки, здоровье врагов и прочие ползунки на максимум, получив тот самый хардкор и даже вяще. И такой подход мне очень импонирует. Да, некоторые ситуации и боссы всё равно могут показаться душными, но это скорее исключения.

В битвах с боссами необходимо постоянно от чего-то уворачиваться.

В  Ender Magnolia: Bloom in the Mist очень комфортно и приятно играть — ловишь то самое «состояние потока». Преодолевать тоже доводится, но от этого получаешь удовольствие — как и от того, насколько игра шикарно выглядит и звучит. Скажу так: вы можете верить и ожидать  Silksong, но почти идеальные метроидвании выходят прямо сейчас.

Плюсы: любопытный сеттинг и сюжет; увлекательный и комфортный геймплей; успешная механика смены активных атак и навыков; простор для исследования; гибкая настройка сложности; выдающееся художественное исполнение.

Минусы: не все боссы равно интересны.

Оценка игры