Сравнительно недавно некий олигарх, ФИО какого нынче появляется в киберспортивной прессе даже чаще, чем тот самый выпуск программы «Намедни» в ностальгических текстах, вслух скопился влить в прогейминг много денег. Мы на Progamer.ru даже попытались организовать мозговой штурм на тему, куда в киберспорте вообще можно потратить 100$млн имени Алишера Усманова, и не смогли пришагать ни к чему сильно конкретному. Как показала история, это потому, что мы, во-первых, таки молодые и наивные, а во-вторых потому, что не желаем думать про нехорошее.
К чему это я.
Тут блог esportsobserver.com раскопал подтверждение баламутящим эфир слухам, что ESForce Holding (дочка USM Holding, бывшая Vrtus.pro Group) помимо прочего прикупили себе 90% польской конторы Lounge Sp.z.o.o. То есть, приобрел 90% CSGO Lounge. Люди, стоящие над Virtus.pro и (частично) Natus Vincere.
По слогам: молодцы-инвесторы сейчас одновременно владеют прогеймерской командой и бизнесом по приему ставок на киберспорт. А также компанией-устроителем турниров, завязанным на киберспорт ритейлером и студиями по созданию тематического контента. Esportsobserver вон и вовсе сообщает, что ESForce стоит над целыми 180 сайтами из СНГ, посвященными прогеймингу. Ваш покорный в принципе затруднился бы наименовать два десятка подобных ресурсов и на самом деле не знает, откуда собственно взята эта цифра (а еще статистика, согласно которой бизнес ESForce охватывает 80% киберспортивной аудитории СНГ); блог отсылает нас к заявлением самого холдинга. Жалко, без гиперссылки.
Зато с доказательством по главному делу все в порядке. Цифровую версию соглашения о покупке ESForce 90% Lounge на польском языке со всеми необходимыми идентификаторами может вольно скачать любой желающий.
Nota bene: несмотря на очевидный любому здравомыслящему человеку потенциал для прокрутки всяких развеселых схем по сравнительно честному отъему денег у прогеймерского народонаселения, за руку ESForce с Virtus.pro никто не хватал, и на данный момент любые пересуды на темы «было — не было» и «будет — не будет» есть незапятнанная спекуляция.
Другое дело, что заниматься одновременно киберспортивными коллективами и киберспортивными букмекерами — не ведаю, неэтично, что ли. Вот был я вчера простодушным болельщиком «Виртусов», а сегодня мне уже надо любой первый раз убеждать себя в том, что их подопечные не занимаются договорняками. Попросту потому, что ну уж очень близко они там друг от друга стоят. С иной стороны Луны, наверно, тоже будет весело. Глядишь на коэффициенты по ставкам и гадаешь, насколько сильно множитель 2.5 коррелирует с букмекерским инсайдом.
Ну и невозможно не отметить, как здорово ESForce взяли и купили себе киберспорт. Тяни, хе-хе. Целую, если хотите, производственную цепочку. С прогеймерамми, устроителями ивентов, командами стримеров, тематическими сайтами и букмекерскими конторами. Неужели что игры сами не делают и ключи к сокровищницам не продают и работают по большому счету на одном локальном рынке.
Что же до самих CS Lounge, то ресурс сейчас пытается выпрыгнуть из петли, накинутой на киберспортивных букмекеров самими Valve. Lounge взяли курс на обеление своей деятельности и желают вслух объявить всему свету, что они — сайт с азартными забавами, и получить соответствующую лицензию. Напомним, что ставки на ресурсе делаются не денежками, а внутри-игровыми предметами Counter-Strike: Global Offensive… у каждого из каких есть своя цена в реальной валюте. Иногда — весьма даже внушительная.
Из-за ультиматума от Valve CS Lounge пришлось остро сменить свою модель поведения с законом и отстранить от ставок обитателей многих европейских стран, а также США. Впрочем, ни Россия, ни Украина, ни Белоруссия, ни Казахстан, ни кто бы то ни было из СНГ под вырванную заморозку не попали.
Интересный момент — если валвовцы того пожелают, CS Lounge все равно будет предан анафеме и последующему отключению ото всех сервисов Steam. С лицензией или без. В таком случае Lounge придется либо бодаться с валвовскими юристами, либо трансформироваться дальней. Скажем, в сайт про денежные ставки на прогейминг. Аудитория-то уже набрана.
Да и инвестор вон показался.
UPDATE от 21.08.2016:
По просьбе одного счастливого обладателя кепки SK Gaming сообщаем: намедни ESForce приобрели еще и SK. Точнее, две трети их акций. Сейчас главная ударная мочь SK — это их бразильска команда по Counter-Strike: Global Offensive, что отсылает нас к изначальной проблеме. Отныне в группе риска внутреннего сделки значится еще и этот проект с богатой историей и не очевидными да этот момент перспективами.