Во бесчисленных списках лучших модов для Fallout 4 в основном фигурируют те, которые делают игру менее глючной и более спокойной, добавляют улучшенную карту, функциональные дисплеи, расширяют возможности поселений, позволяют играть за гуля или привлекать монстров на свою сторонку и так далее. А вот таких больших и значимых сюжетных модов, как Fallout: London, до сих пор не было. Другое дело, что работу Team FOLON совершенно не хочется называть пользовательской модификацией. По сути, это самостоятельная игра в духе творчества Bethesda, и точно так же за время прохождения она может возбуждать разные чувства — от раздражения до восхищения и обратно.
Пять лет на мечту
Конечно, интересные сюжетные моды для F4 уже были, но London остро выделяется. Ещё бы — мы получили совершенно новый регион, 200 квестов, 20 фракций, борющихся за власть, 7 попутчиков и столько же поселений. Всё это помещается на карте, сравнимой по размерам с локацией из DLC Far Harbor. И вам потребуется около 90 часов, чтобы освоить «лондонский» контент.
Наш первоначальный компаньон — английский бульдог.
Естественно, разработка столь масштабного мода, над которым трудились энтузиасты, не могла минуть без проблем. Работы начались в 2019-м, релиз изначально планировали на 2023-й, но потом перенесли на весну этого года. Затем проблем подкинула сама Bethesda — выпущенное ею некстген-обновление очутилось несовместимым с Fallout: London, и выход снова перенесли.
После неудачных попыток подружить патч с модом авторы выпустили его в GOG в изначальном облике, то есть совместимым с версией 2019 года. Для Steam-версии нужно делать даунгрейд, и в итоге сама по себе установка Fallout: London обратилась в отдельный квест, с которым не все справились.
Нет, это не робот из «Звёздных войн».
Назад в 2015-й!
Те, кто всё же справились и в принципе любят Fallout 4, едва-едва ли пожалеют об этих танцах с бубном. Поводы для раздражения есть, но они в основном связаны с самим оригиналом. Это, напомню, игра из 2015-го, какая даже спустя четыре года была неидеальной.
Поэтому для тех, кто давно уже не играл в Fallout 4, возвращение может очутиться весьма болезненным. Застревающие в текстурах персонажи; туповатый ИИ; долгие загрузки; чрезмерное количество слабо упорядоченных расходников, вынуждающее подолгу рыться в инвентаре; криво работающий прицел снайперской винтовки; в целом не очень удобные сражения, интерфейс и навигация, — и это не тяни список. Поводов для раздражения хватает, и в Fallout: London добавили новых — например, частые вылеты.
Это они так жгут на концерте Sex Pistols?
Лондон, гудбай!
Однако в этой модификации привыкаешь мучиться и терпеть. Дело в сюжете, масштабах, атмосфере и внимании к деталям. История разворачивается в полуразрушенном постъядерном Лондоне в 2237 году, между событиями первой и другой Fallout. Мы приходим в себя в капсуле в неизвестной лаборатории, сбегаем оттуда на поезде, который тут же терпит крушение, выживаем и пускаемся выяснять, кто мы, что мы, как это с нами случилось, что это за лаборатория такая и какие эксперименты там проводились.
Всё, что связано с лабораториями и экспериментами, выглядит ужасно.
Завязка, впрочем, не впечатляет. Авторы обыгрывают типовое до зевоты клише про амнезию героя, да ещё и делают это не лучшим образом. Персонаж сам говорит, что толком не понимает, что происходит и кто он, но уже минут сквозь 10 может легко ввязаться в бандитские разборки и даже выступить в качестве третейского судьи в конфликте между правящим фабрикой собачьих консервов и рабочими.
Господи, какие фабрики, какие рабочие, кто все эти люди, кто я? Дайте мне прийти в себя хоть немножко и сообразить, что творится вокруг. Тут явно не хватает более точного и тонкого вступления, которое бы аккуратно и логично выводило героя с таким диагнозом в этот суровый и незнакомый ему мир.
Правящий, кажется, британский родственник Харли Квинн.
Но эти первые впечатления забываются (ну, почти!) после того, как мы втягиваемся в выходящее и осознаём масштабы событий. В постапокалиптическом Лондоне, разбитом на 15 районов, идёт сложная борьба за власть и работают два десятка фракций, и ко многим мы вольны присоединиться.
Уже в самом начале лидер группировки Бродяг вываливает на ничего не смекающих нас тонны информации про местные разборки и предлагает присоединиться. Но я бы советовал сперва посмотреть мир, встретить другие фракции, разузнать их и тогда уже решить, с кем вы.
Есть тут и церковь, но важной роли она не играет.
Помимо всевозможных бандитов (например, из Синдиката) есть аристократы и властьимущие из Джентри, есть приверженцы Империи из Пятой колонны, загадочные Ангелы, штатское ополчение (по сути, копы, или Томми, как их называют в Лондоне). В наличии даже местные рыцари Круглого стола из Камелота, выступающие за республику.
Природно, у основных фракций свои взгляды, предложения и цепочки квестов. Соответственно, концовки тоже разные. И в целом с нелинейностью всё недурно, пусть и до уровня Fallout: New Vegas этот аспект недотягивает. Есть моральные дилеммы, некоторые задания можно выполнять по-разному, что воздействует на сюжет и меняет другие квесты. А ещё авторы доработали диалоговую систему F4 и заменили стандартные варианты «Да», «Нет» и «Сарказм» полноценными репликами.
Лондон — город контрастов
Далеко не со всеми фракциями встретимся разом. С основными политическими силами вы познакомитесь лишь часов через 20 (если не больше) после начала игры, но и до этого томиться не приходится. Мы помогаем людям-рыбам (это мутировавшие лондонцы, живущие у Темзы), захватываем движущийся поезд, решая, уничтожить его или перенаправить, совершаем экстремальную гуляние на лодке, нападаем на банк, где сражаемся не только с бандитами, но и с…дриадами.
Тут много привычных для третьей и четвёртой Fallout (и в цельном для игр от Bethesda) квестов в духе «Сбегай, убей, принеси». Но есть и действительно интересные задания, причём на разный вкус. Тут вам и хоррор-миссии, и почти юмористические, вроде возможности повстречать немцев на подлодке, где обнаружится искусственный интеллект Иммануила Канта — с ним даже можно пообщаться на философские темы.
Локации вящие и при этом насыщенные. Пробегая по своим делам по разрушенным улицам Лондона, вы можете случайно стать свидетелем разборок между персонажами, какие явно что-то не поделили, — вас тут же попросят о помощи, хотя никто не мешает и отказаться.
Рано или поздно наткнётесь на роботов-камикадзе, каннибалов, рыцарей в доспехах или пиратов с мушкетами. Или на висящего книзу головой (явно не по своей воле) гуля в шляпе и фраке — оказывается, это сборщик податей на службе одной из фракций. И он вполне может сделаться вашим компаньоном. В Fallout: London вообще интересные и колоритные напарники. Мне, например, понравилась весьма энергичная девица Кьера, которая называет себя знаменитой охотницей за сокровищами и искренне верит в путешествия во времени. С компаньонами можно знаться, а некоторые и сами инициируют беседы.
Здесь британский дух, здесь Британией пахнет!
Всё это умножается на атмосферу и проработку самого города, на то, как классно реализован Лондон. Кругом полно английских флагов, красных телефонных будок, таких же красных двухэтажных автобусов. Есть Темза, Биг-Бен, Вестминстер и иные достопримечательности, пусть и не совсем целые. Периодически на всё это опускается туман и начинается дождь. Не хватает только, чтобы из наушников раздалась песня «Полгода нехорошая погода» из советской, но британской по духу картины «Мэри Поппинс, до свидания».
Есть и другие детали. Кто-то кинет в диалоге, что они, мол, хотят устроить Anarchy in the U.K. (так называется культовая песня Sex Pistols), кто-то пропоёт «Боже, храни королеву». Показалась даже радиостанция с британской музыкой в стиле Beatles — это помимо двух других: с классикой и джазом из третьей и четвёртой игр.
И разумеется, тут много чая и чайников. Есть даже верстаки, где чай можно готовить — разные виды дают те или иные эффекты в качестве расходников. Судя по отзывам, сами лондонцы в восхищенье от игры и говорят, что здесь много отсылок, понятных только жителям Туманного Альбиона.
Английские флаги вывешены на любом шагу.
Но все, я уверен, оценят то, как серьёзно авторы подошли к своей работе. Они сделали множество новых ассетов, в том числе для плакатов, терминалов, рекламных вывесок и денежек — здесь валютой служат не крышечки от «Ядер-Колы», а билеты в метро. И даже «Волт-боя» сменили на ATTA-Boy — для него нарисовали новоиспеченные анимации, которыми презентуют все доступные умения.
Анимации забавные.
Все диалоги озвучены — да, некоторые актёры, кажется, переигрывают или их голоса не совершенно подходят, но по большому счёту всё сделано на хорошем уровне и непохоже на фанатские поделки. Авторы даже заморочились и придумали новоиспеченных диджеев для радиостанции, где крутится старый добрый джаз. И вот там забавные диалоги грубоватой гулихи и настоящего английского джентльмена озвучены попросту шикарно.
Где-то проще, где-то сложнее…
В самом геймплее тоже есть изменения — и касаются они не только расширенных диалогов. Ролевая система сделалась попроще. Всё сводится к тому, что мы вкладываем одно очко в увеличение характеристик или в изучение/улучшение многочисленных навыков, отдельный из которых как раз зависят от параметров персонажа.
В основном умения перекочевали из оригинала. Но многие, в том числе и я, заметили, что в London, так, можно одновременно выучить оба «гендерных» перка — один повышает урон против женщин, а также даёт уникальные реплики при общении с ними, другой делает то же самое в отношении мужчин.
В режиме V.A.T.S. все равны.
А вот сражения, наоборот, стали сложнее. Точнее, враги тут немало жирные и опасные, а дефицит патронов и лекарств, как и денег, довольно серьёзный — особенно в первой трети прохождения. Я играл на нормальной сложности и вечно испытывал напряжение, а в битвах с сюжетными боссами то и дело хотелось снизить градус. Но на Very Easy справиться с каким-либо легендарным гулем тоже будет непросто — даже при поддержке нескольких NPC.
В целом драки проходят по знакомой схеме.
Рецепт удобопонятен — исследовать мир, делать квесты, прокачивать персонажа и его снаряжение. К слову, в Fallout: London появилось много новых объектов и видов оружия. Один из самых колоритных — мушкет: заряжается он ну очень долго, но надо видеть, как это анимировано!
О неимущем дизайне замолвите слово
И всё-таки в ряде аспектов чувствуется, что авторам не хватило опыта. Это прежде всего проявляется в дизайне кой-каких заданий и локаций. В целом исследование мира построено по принципу оригинальной игры — ходим, бродим, всё обчищаем и зачищаем, подогреваем своё любопытство ожиданием новоиспеченных встреч, сражений и приключений, понимая, что обязательно на что-то интересное наткнёмся. Но бывает сложно понять, как добраться до необходимой точки, чего хотят от нас авторы, где находится этот нехороший тоннель, который нужно взорвать, и так далее.
Или вы приходите на лондонский мост, вас упрашивают заплатить за проход, вы пробуете угрожать, чтобы избежать платы, навыка хватает, а в ответ вам говорят — ну хорошо, попросту сходите в район соседнего моста и там уничтожьте три лагеря каннибалов! А это происходит почти в начале игры. Блин, да несложнее сразу отдать эти несчастные 10 билетов или завалить вас всех!
«Официального» перевода на русский у мода нет.
О чём думали дизайнеры, когда собирали на улице у одного из домов несколько десятков бандитов из Синдиката? Едва-едва завидев нас, они атакуют всей толпой. Справиться нереально — приходится со всех ног драпать в сюжетное здание. А на выходе из него с подобный же скоростью убегать снова. Понятно, что такого и в оригинале хватало, но зачем пополнять этот кладезь гейм-дизайнерской думы?
Возводим баррикады прямо на лондонском мосту.
Уже в самом начале, когда мы знакомимся с Бродягами и начинаем на них работать, нас закидывают однотипными заданиями. Да ещё и локации в том районе не выдающиеся.
Добавьте сюда вылеты, баги (у меня, например, отправленные в поселение напарники после пропадали или отказывались разговаривать) — и в итоге игра может отпугнуть уже на старте. Хотя, как я сказал, всё куда немало эпично и интересно, а задания со временем будут попадаться и нетривиальные.
Обычное лондонское утро.
Если вы любите Fallout 4 и в принципе фирменный геймплей Bethesda и желаете поучаствовать в новой истории, но с привкусом английского чая и запахом Темзы, то попробовать Fallout: London однозначно нужно. Игра недотягивает до степени New Vegas в плане нелинейности и проработки квестов/диалогов/персонажей (ну, в большинстве случаев), но всё равно это очень мощная и профессиональная труд, которую язык не поворачивается назвать любительским модом. Но если играть в такое в 2024 году вам морально и физиологически больно, то лучше не прикасайтесь. Авторы обещают выпустить патчи, исправляющие разные ошибки, но саму идеологию гейм-дизайна в рамках этого мода они не исправят. Я в равновеликой степени и удовольствие получил, и в экран наматерился.
Плюсы: большой сюжет со множеством заданий, локаций и фракций, к каким можно присоединиться; очень атмосферный и подробно созданный постапокалиптический Лондон, который интересно исследовать; напряжённые сражения; колоритные напарники; прекрасные пейзажи; отличная работа с музыкой и озвучкой (хотя есть исключения).
Минусы: баги и вылеты; в начале немало скучных локаций и шаблонных квестов; не очень удачный дизайн некоторых локаций и миссий; в основе своей это всё та же игра почти 10-летней давности со всеми вытекающими.