Живо для платформы: PC
To the Moon — одна из тех игр, которые принято причислять к созданиям искусства. И правда — если искусство призвано прежде итого вызывать сильные эмоции, находить душевный отклик у зрителя или читателя, то творение студии Freebird Games управилось со своей задачей на двести процентов.
Эта маленькая игра, наружно напоминающая обычное инди, сделанное на RPG Maker, заставляла тысячи людей проливать вёдра слёз — так сильной, эмоциональной была история о том, как сотрудники корпорации «Зигмунд» основывают искусственные воспоминания в разуме своих умирающих пациентов и подают им ещё один шанс прожить жизнь, осуществив своё заключительнее желание. Через три года вышел небольшой приквел A Bird Story, но полноценное продолжение приспело только сейчас, спустя шесть лет. И получилось оно одновременно и вылитым, и непохожим на оригинал.
Вот теперь понятно, почему игра сделана на RPG Maker.
Человек на Месяцу
На самом деле, когда говоришь о том, какой трогательной и слезоточивой была история в To the Moon, собственно мне трудно удержаться и не сказать — это была такая сознательная манипуляция эмоциями игроков. Два доктора из «Зигмунда» пытаются осуществить последнюю мечтание умирающего Джонни — полететь на Луну, чтобы увидеться там со своей давным-давно скончавшейся женой, потому что когда-то, ещё в детстве, они договорились повстречаться именно там, если потеряют друг друга. Согласитесь, даже несложное описание сюжета вызывает слёзные позывы.
Кан Гао (Kan Gao), автор To the Moon, утилитарны сразу же торпедировал чувствительных игроков смертями близких Джонни, собственными драмами и трагедиями. Но и назвать эту манипуляцию дешёвой никак невозможно — там была грамотно выстроенная интрига с развязкой-катарсисом, меланхоличная музыка, масса интересных деталей и даже отличный юмор. Ну как тут устоять!
Припомнить и изменить
А вот в Finding Paradise всё несколько сложнее. Игра не пытается непременно и разом вызвать у вас слёзы, а поднимает более серьёзные вопросы о том, что такое счастье и что мастерит человека счастливым, о сожалениях, которые мы испытываем в своей жития, о том, стоит ли что-то менять, о разнице между реальностью и ожиданиями, об одиночестве и так дальше.
У Евы Розалин и Нила Уоттса, тех самых докторов из компании «Зигмунд», новоиспеченный клиент — находящийся при смерти (а фактически в коме) Колин, какого можно было видеть в A Bird Story мальчиком, пускающим бумажные самолётики. Так вот, Колин, в отличие от Джонни из первой доли, прожил долгую счастливую жизнь — и каково его последнее жажда, толком не знает и он сам.
В какие-то моменты у нас даже появляется выбор.
Об этом он сообщает Еве и Нилу лично, когда те с помощью своей супертехники погружаются в его башку и в его воспоминания. Вроде бы всё сбылось — он был музыкантом, потом пилотом, женился на излюбленной женщине, которая родила ему сына. И всё-таки что-то тревожит Колина, не даёт спокойно уйти, поэтому наши доктора должны, внимательно изучив мемуары, изменить их так, чтобы помочь клиенту.
В процессе выясняется, что в его существования была ещё одна девушка, с которой Колин был знаком с раннего младенчества. В этом, понятно, и кроется основной нерв повествования Finding Paradise. Ружьё, какое весь первый акт висит на стене, обращает на себя внимание, но не бьёт, во втором и третьем бабахает так, что мало не покажется, — с умением интриговать и изумлять у Кана Гао по-прежнему всё в порядке.
В кругу воспоминаний
Другое дело, что до этой кульминации и развязки ещё надо, условно сообщая, высидеть в зале. Понятно, что поклонники творчества Freebird Games дотерпят в любом случае и саму такую возможность подняться и уйти примут за акт богохульства. Но вот у новичков, у тех, кто придёт сюда, не изведав предварительно магии To the Moon, могут возникнуть проблемы и проблемы.
Дело в том, что первая глава очень затянута. Там, где в прошлой игре почти разом были смерть, слёзы и драма, в Finding Paradise первые часа четыре (а то и пять) мы наблюдаем довольно банальные вещи. Герои путешествуют по воспоминаниям Колина, видают, какой он был маленький, как встретил свою соседку, ставшую на длинные годы лучшей подругой, как учился музыке, как стал пилотом, как познакомился с грядущей женой, как сделал ей предложение, как они полетели в свадебное путешествие…
За эти 4 — 5 часов можно посмотреть чету фильмов Тарковского или Андрея Звягинцева, прочитать «Волны» Вирджинии Вульф (Virginia Woolf) или желая бы начать «Улисс» Джойса (James Joyce) — вот это подлинно настоящее искусство, где про те же самые вопросы, которые поднимаются в Finding Paradise, сообщают куда интереснее, сложнее и небанальнее.
Теперь можно менять наружность главных героев — докторов.
Так, во всяком случае, кажется, когда ты в очередной раз по сфере собираешь ключевые фрагменты памяти Колина и активируешь в мини-игре (сейчас это вариации на тему «три в ряд») важные узловые воспоминания, чтобы миновать дальше. Да, это разбавляется аркадными вставками в стиле QTE и отличным юмором (одна пародия на «Крёстного папу» в аэропорту чего стоит!), но тем не менее ощущение затянутости не покидает.
К тому же начинает представляться, что ты уже раскусил главную интригу этой истории. Ведь в Finding Paradise мы перемещаемся по воспоминаниям пациента не в суровой хронологической последовательности, соответствующей разным периодам его жизни, а вперемешку, перескакивая, так, из раннего детства в старость или зрелость и обратно. Так мы сразу видим немало полную картину жизни Колина и примерно понимаем, к чему всё вроде бы шагает.
Смех и драма
Однако ружьё, которое стреляет во втором акте, переворачивает всё наверх тормашками. Ты начинаешь понимать, что без длинной первой главы эффект не вышел бы столь сильным.
И всё уже перестаёт быть таким уж банальным. Тем немало что дальше фантазия Кана Гао раскрывается по новой — тут и хоррор, и какие-то пародийные аркадные вставки в духе японских RPG, файтингов и скроллеров. Юмора в Finding Paradise вообще в разы вяще, чем в To the Moon. Плюс какие-то чисто гиковские шуточки, отсылки то к «Крёстному папе», то к супергеройским комиксам с проламыванием «четвёртой стены».
Всё это, что называется, разбавляет саспенс, мастерит историю, с одной стороны, менее сконцентрированной на слёзах и трагедии, а с другой — более разнообразной. Но в любом случае финал всё так же заставляет изведать потрясение — быть может, не такое сильное, выворачивающее давлю наизнанку, как в To the Moon, но более осознанное, тонкое и взрослое по своей сути.
Несмотря на «пиксели», в такие моменты игра выглядит отлично.
***
Повторюсь — в авторском кинематографе и литературе есть произведения искусства, какие рассказывают о тех же самых вещах более интересно и небанально, чем это мастерит автор Finding Paradise. Но в рамках именно игрового, то есть немало понятного и доступного, языка он, безусловно, гений — мало кто в этой индустрии умеет строчить такие насыщенные, глубокие и эмоциональные истории. Да, кто-то произнесёт, что погнавшись за разнообразием и масштабом, сделав просторнее локации, добавив вяще юмора, пародий и аркадных вставок, он придумал менее эмоциональный и мощный по накалу сюжет. Но на самом деле история тут просто иная — более сложная и взрослая, заставляющая о многом задуматься во пора и после прохождения.
Плюсы: атмосферная и глубокая история; немало разнообразный по сравнению с первой частью игровой процесс; чуть немало детальная и сочная картинка; волшебная музыка.
Минусы: пунктами игра выглядит чрезмерно затянутой.