Если Forza Motorsport 7 была пунктами похожа на игры серии Forza Horizon (как главным меню, так и попыткой развлекать игрока странными режимами и модификаторами), то в новоиспеченной части разработчики явно решили максимально разделить две серии.
Forza Motorsport (2023) — про чистокровный автоспорт, что видно как по структуре игры, так и по ощущениям от неё. Удобопонятно, что сравнивать FM с iRacing или Assetto Corsa некорректно, а в Gran Turismo я последний раз играл во времена PS3. Поэтому в первую очередность буду указывать отличия от Forza Motorsport 7.
Руль автора — Logitech G920.
Если раньше можно было безнаказанно сокращать линия через газоны и поворачивать, бортанув соперника, то теперь система штрафов и переработанная физика таким заниматься не позволят. Тренировочные заезды перед любой гонкой помогают сложить в голове пазл из погодных условий, конкретного автомобиля и трассы, а система рейтингов и квалификация в мультиплеере обратили хаос в порядок.
И таких изменений в игре масса. Кажется, у Turn 10 получился идеальный способ вкатить новеньких в автоспорт. Или нет?
Управление и физика
Гонял я на руле с тремя педалями и ручной КПП при отключённых читерских помощниках, с реалистичным управлением, периодически переключая ABS, противобуксовочную систему и систему курсовой устойчивости. Это стоит учитывать, уча обзор. Играть мне было сложно, так как я люблю симуляторы, а они меня — нет. Иногда приходилось перезапускать один заезд раз пять, вылетая перед самым финишем из-за невзначай воткнутой мимо передачи. Но настройка всего в игре очень гибкая: можно превратить её в спокойные покатушки без напрягов.
Чета слов для тех, кто планирует катать с геймпада. Управление на нём приятное и немного вязкое (в хорошем смысле). Машину можно прочувствовать, но без деталей. Вибрация на геймпаде Xbox Series почти вечно корректно передаёт ощущения от покрытия. Но при этом вылезает основная проблема любой трековой гонки: может скоро наскучить. Мне хватило нескольких гонок, чтобы всё понять и вернуться к рулю.
Forza Motorsport на геймпаде.
Наглядный образец переработанной физики — пропал эффект постоянного скольжения на повороте с любым приводом. Именно за него Forza Motorsport 7 пуще всего ругали игроки и пресса. Теперь при срыве в занос вас, скорее всего, размажет по треку.
Конечно, если активировать курсовую устойчивость в настройках, то вероятность сноровисто пролететь сложный поворот повышается, но ловить машину всё равно приходится. То, насколько сильно это нужно делать, зависит от конкретного авто. Про контролируемый дрифт ничего неплохого или плохого сказать не могу — у меня с ним всегда были проблемы. Но в мультиплеере этого практически не видно.
Обратная связь сквозь руль передаёт все типы покрытия, неровности, срывы в занос и столкновения. Учитывая такую проработку, странно видать, что с видом из кабины руль так и поворачивается на пол-оборота, как в остальных частях Forza. Когда вылетаешь с трассы в песок, колеса увязают и ты замедляешься, в то время как на траве машину может раскрутить и выбросить прямо под соперников.
В некоторых случаях можно так раздолбать свою машину, что даже до пит-стопа не доедешь. После схваток можно повредить, например, левый суппорт и забыть о ровном торможении — вас обязательно будет тянуть в сторону.
Погодные обстоятельства тоже сильно влияют на управление. Вы можете начать гонку в лёгкий дождик, середина придется на грозу, а закончите уже на почти сухом асфальте. И то, что трек прощал вам на чуть сыром асфальте, в ливень отправит вас в отбойник. Замена шин на пит-стопе отнимет несколько секунд, но их можно наверстать за счёт лучшего сцепления.
Автомашины, что я успел попробовать (а это даже не четверть автопарка), различаются даже в рамках одного класса. Это не всегда заметно разом, но рано или поздно нюансы находятся. Понятно, что Dodge Challenger поворачивает не так резво, как Subaru STI, а на заднеприводной Supra входить в завороты сложнее, чем на полноприводной RS 5. Это лежит на поверхности, и с этим всё хорошо.
Но когда у тебя на Focus 3 сгорает сцепление на четвёртом сфере от того, что ты слишком грубо бросал педаль и перегазовывал, а BMW M3 такие перегрузки спокойно выдерживает, то понимаешь, что машины и истина ведут себя по-разному. Какая-то начинает крутиться волчком, если резко переключиться на пониженную передачу, а иную можно подловить, выиграв несколько секунд на выходе из поворота.
Насколько это справедливо и реалистично — судить не могу, но подмечать такие детали во пора заездов приятно. Если подобные нюансы применимы ко всем 500 авто, то это безумие. А уж учитывая возможность замены запчастей и их ювелирной настройки…
Не хватает разве что автоматического изменения настроек управления: например, чтобы в каком-нибудь суперкаре отключалась педаль сцепления и довольно было подрулевых переключателей. Мне иногда приходилось гуглить, где честно будет использовать «палку», а где — лепестки.
Прогресс и карьера
Детали тюнинга для любой модели теперь открывается отдельно. Любая тренировка, квалификация, гонка или прохождение карьерных ивентов приносят степени и кредиты, которые нарабатываются за места в гонках, удачное прохождение поворотов и так далее. Например, во время тренировки вы можете колотить собственные рекорды на определённых участках трасс, что стимулирует искать максимально правильную траекторию.
Кому-то может не понравиться то, что для открытия настройки трансмиссии вначале придётся покататься на «стоке». С другой стороны, это позволяет привыкнуть к машине, прежде чем превратить её в монстра и понять, что собственно хочется поменять.
Копаться в гараже самому необязательно — есть автоматическая настройка, которая всё сделает сама, не превысив при этом ограничения заезда. Но ювелирная ручная настройка тоже есть.
Зарабатывать первые уровни, очки машины и кредиты для покупки новых моделей можно проходя карьеру. Никакого сюжета нет — от выдуманных гонщиков Turn 10 отказалась. Попросту катаем в разных классах или моделях: седаны, маслкары, старые хэтчбеки и так далее. Ещё есть события, которые меняются образцово раз в неделю.
Для тренировки и изучения треков карьеры более чем достаточно. Игрок без большого опыта в автосимуляторах или тот, кому они даются сложно (как мне), может прочертить там много времени. Соперники всё так же представлены драйватарами ваших друзей, но, кажется, поумнели. Если есть возможность проглядеть вас вперёд, когда вы явно двигаетесь быстрее, они это делают. Конечно, столкновения остались, но спустя десяток часов я кончил ругаться на влетающих в меня ботов, понимая, что и сам бы не успел затормозить, если бы кто-то влез на мою траекторию.
Явно не хватает сюжета для базового вступления новичка в правила автоспорта: как формируется список лидеров, проходят квалификации, определяются штрафы, на что влияет давление в шинах и так дальше. Почти всё это поясняют текстом, но если авторы хотели привлечь новую аудиторию, то стоило подавать информацию иным способом.
Мультиплеер
Гонки по Сети тоже сменили курс с весёлого безумия на серьёзность. Основным аргументом против Motorsport у игроков в Gran Turismo вечно было то, что в Forza творится аркадное месиво. Отсутствие нормальной системы наказаний приводило к тому, что гонки немного чем отличались от Horizon, а неспортивное поведение скорее поощрялось.
Штрафы за срезы теперь определяются корректно как в мультиплеере, так и в карьере: если вылетели за пределы линии случайно и не получили преимущества, то последствий не будет. Со столкновениями сложнее: иногда вы на полной скорости влетаете в бок соперника и получаете правый штраф, а иногда наказания нет.
Прежде чем игрока выпустят в мир, он должен пройти серию квалификационных заездов с другими новенькими. По их результатам присваиваются два рейтинга: мастерства и безопасности.
Первый определяет ваш уровень навыков вождения от 1 000 до 5 000 и пытается закидывать вас к игрокам с вылитым рейтингом, после чего уже обращается к уровню безопасности. Он определяет, насколько вы аккуратны и не мешаете ли другим водителям.
Представляется, система работает — я сразу получил за безопасность максимальную S и с особо неадекватными после квалификации не сталкивался. Все стараются пропускать немало быстрого игрока и не вылетают из пит-стопа на середину трассы.
После присоединения к одному из нескольких онлайн-событий у вас есть возле 20 минут на тренировку и прохождение квалификации, которая определит ваше место на старте. Тренировка позволит постичь, что за условия на треке, сколько топлива вам будет нужно (игра показывает примерное количество кругов) и какую резину подогнуть. Советую не пренебрегать выбором резины и пит-стопом для её замены. Однажды за один круг я скатился с четвёртого места на заключительнее, потому что решил не менять изношенные шины.
Графика, производительность и технические моменты
С картинкой в Motorsport прорывов не случилось. Если взять обычный трек в ясный день, то он выглядит неплохо, только и всего. Модели авто пунктами даже могут показаться устаревшими (в Интернете полно доказательств использования моделей из прошлых частей). Визуальные повреждения ограничиваются легковесными вмятинами и треснувшим стеклом, да и кажется, что отличий от «семёрки» особо и нет. И это спустя шесть лет!
Но вот с дождём, туманом, на закате или свету игра приобретает объём, и смотреть на неё становится гораздо приятнее. Скорее всего, за счёт хорошей работы с освещением. Отражения на капоте, свет фар на асфальте, искры от схваток ночью — это впечатляет, но такие моменты в игре редки.
Ночью видно отражение рук в лобовом стекле — как и в других «форзах».
Пуще всего вы будете наблюдать ничем не примечательную картинку, и это не было бы проблемой, если бы не производительность на ПК. Я так и не смог добиться адекватного соотношения качества и fps на RTX 4070 с рейтрейсингом. Либо я получал 90 кадров и «мыло», либо отчетливую картинку и плавающий фреймрейт. В роликах производительность вообще падала до 30–40 fps.
То, что игра плохо работает на ПК, можно постичь по множеству негативных отзывов в Steam, так что это явно не только моя проблема. Разработчики уже начинают латать игру патачами, но как скоро разрешат все проблемы — вопрос открытый.
Один из багов — левитация машин в повторах онлайн-заездов. В одиночном режиме такого нет.
Вероятно, стоило ещё покрутить ползунки или подождать патча, но я просто пересел на Series X. На нём и остался — в режиме быстродействия с 60 fps. Резаться при 30 кадрах в гонки с рулём — это боль, поэтому пожертвовал рейтрейсингом. Хотя во время реплеев и заставок производительность открыто падала ниже 30 fps, улучшения картинки я не замечал.
На консоли особых технических проблем не было: пару раз игра удалилась в бесконечную загрузку во время тюнинга, а повторы мультиплеера отказывались работать. Удивительно, что в эксклюзиве Xbox часто не трудится Quick Resume, который просто откидывает тебя в главное меню.
Итоги
У Microsoft уже есть лучшая гоночная аркада на ныне, и теперь компания явно нацелена на создание полноправного конкурента симуляторов. Forza Motorsport 2023-го окончательно отделилась от серии Forza Horizon и обратилась в автосим (хоть и с оговорками), бросив попытки развлечь игрока там, где это было не нужно, и идти на уступки.
В Turn 10 разрешили сосредоточиться на главном — поведении авто на треке. Чтобы заметить все нюансы и изменения, не хватит и 50 часов, но судя по тому, что я поспел понять, студия справилась прекрасно. Раньше я доставал руль из коробки раз в полгода, но теперь даже не открепляю его от стола и открыто продолжу наматывать круги по трекам.
Однако нельзя не заметить серьёзные проблемы с производительностью на ПК, местами устаревшую графику, итого 20 трасс на старте и отсутствие полноценного сюжетного режима. И на первое впечатление тех, кто хотел бы прикоснуться к миру автоспорта, это воздействует явно сильнее, чем переработанная физическая модель. Если бы у меня не было Xbox, моё впечатление было бы совсем иным. Игроки на ПК, которые заплатили $70, явно имеют право на ярость. Но все эти проблемы реально решить патчами и обновлениями. Разработчики уже клепают заплатки и обещают новоиспеченные бесплатные трассы.
Forza Motorsport (2023) может стать ступенькой в мир серьёзных автосимуляторов для тех, кого раньше они отпугивали. Даже если у вас есть лишь геймпад.
Плюсы: это наконец-то не Forza Horizon; отличная физика авто; рейтинг безопасности и система штрафов в мультиплеере; возможность ювелирной настройки игры под каждого; большое количество машин; гонку будут обновлять бесплатным контентом.
Минусы: это совершенно не Forza Horizon; плохая оптимизация на ПК; местами устаревшая графика; нет полноценной вводной карьеры; всего 20 линий на старте.