Живо для платформы:
«Да говорю же, занято!»
Живо для платформы:
«Да говорю же, занято!»
Однако то, как авторы распорядились доверенными им денежками, вызывает множество вопросов. «А чем вы, собственно, занимались последние два года?» — центральный среди них, и возникает он уже на этапе знакомства с основным меню. Одиночная кампания отсутствует. Обучение представлено в текстовом облике. В мультиплеере нет ни рейтинговых матчей, ни какого-либо разнообразия режимов. То есть можно сразиться в одном-единственном формате либо со случайными соперниками, либо с товарищами.
И если отсутствию «сингла» и режимов можно найти теоретическое оправдание (немного ли, может, там такая новаторская механика, что и не нужны они), то игнорирование созидателями интерактивного обучения жутко напрягает. Попадая в игру, не соображаешь ни что тебе делать, ни куда идти. Потом только догадываешься, что прежде итого нужно было обстоятельно изучить текстовый «туториал». Ну кто в наше пора знакомит пользователей с геймплеем таким образом?..
Сразу после запуска первого матча догадываешься, что несимпатичные сюрпризы только начинаются. Дешевизну проекта выдаёт искривленно поставленная, зато каноничная для «Пятницы» завязка: восемь молодых охотников палаток и свежего воздуха собрались вокруг костра в лесном стане. И тут без всяких предисловий, без какой-нибудь подводки появляется Джейсон Вурхиз и наносит несовместимую с житием травму отбившемуся от стада пареньку. Наши «герои» демонстративно ужасаются и с отвисшей до земли челюстью разбегаются кто куда… Этот идиотский, никчёмно поставленный зачин, в каком никто не говорит ни слова, нужно будет наблюдать безотносительно перед каждым матчем.
То есть игра, в которой напрочь отсутствует сюжет, успевает всучить вам следующую самоидентификацию: «Я сказочно умный американский подросток, какой при виде опасности убежал за пару километров от своих товарищей и теперь бредёт обратно, чтобы спасти их и себя». Удобопонятно, что в фильмах детишки тоже не отличались особой сообразительностью, но посвящать один-единственный нарративный момент диагностированию идиотизма героев — это слишком.
Творение IllFonic — недорогой фансервис, сколоченный из знаковых моментов фильма, на скорую длань соединённых тем, что в элитных девелоперских кругах называется «уникальным геймплеем». Созидатели, возможно, и являются воинствующими фанатами «Пятницы», а цели их могли быть открытыми и благими. Но видит покойная мама Джейсона, они совершенно не соображают, чем интерактивные развлечения отличаются от кино. Здесь недостаточно скопить в одном кадре хоккейную маску, топор, прячущихся детишек и их расчленённые тела. Видеоигровая адаптация хоррор-фильма — задача, с какой и более профессиональным представителям геймдева справиться непросто.
Кого бы вы напугались больше?
Дальнейшие события игровой сессии, если глядеть на них с точки зрения здравого смысла, напоминают школьную забаву «Казаки-разбойники», лишь казачок тут один. Однако поклоннику фильмов о Джейсоне разом станет ясно, что местный геймплей — это развёрнутая во временной плоскости одного матча сюжетная черта разных картин серии «Пятница, 13-е». То есть пользователи тут прячутся, вооружаются битами, пытаются вызвать полицию. Лишь если в фильмах эти действия последовательно сменяют друг товарища, задавая атмосферу и выстраивая композицию, то здесь каждый из игроков одновременно с иными реализует какую-то маленькую историю, которая на пару секунд воскрешает ту самую атмосферу и подаёт почувствовать тот самый ужас. Однако эпизод заканчивается, и ты остаёшься ни с чем — в хорроре, какой претендует на статус страшного и ужасного, прежде всего должен присутствовать выверенный темп.
Вот представьте: бежите вы от Джейсона. Силы на исходе, маньяк уже дышит в спину. В отчаянии запрыгиваете в окно дома. Сквозь мгновение входная дверь начинает трещать от ударов топора преследующего вас злодея. Вроде всё крепко, но вдруг враг останавливается. Вы смотрите в окно — а он, забыв о вас, уже ковыляет за иным пробегающим мимо «разбойником». Последний выписывает круги возле толстого дерева, а Джейсон беспомощно пытается его достать.
Затем парочка возвращается назад к дому, из которого вы наблюдаете шоу. Картина повторяется: тинейджер запрыгивает в окно, а убивец вновь долбится в дверь. И опять прекращает. На этот раз к громиле подбежала озорная девчонка и кинула под ноги петарду, от которой того настиг десятисекундный ступор. Шалунья тоже запрыгивает в окно, и вы втроём закатываетесь от смеха над убийцей-неудачником.
Подобный карнавал выходит в каждом матче — атмосфера триллера рассыпается, саспенса нет, ужас превращается в комедию. Удобопонятно, что это издержки асимметричного мультиплеера. Но, во-первых, как уже было сказано, разработчики обошли нас одиночной кампанией, на которую можно было переложить ответственность за «верный» ужастик, а во-вторых, многопользовательский режим мог быть куда немало продуманным.
Заливать топливо в лодку ещё никогда не было так весело!
Итак, ситуация на начин матча следующая: выжившие приходят в себя в разных долях лагеря, а Джейсон стартует в своей лачуге. Если с планами на житье маньяка всё более-менее понятно, то у его жертв спектр задач будет широк. Однако все они сводятся к одному — выжить. Чтобы избавиться, подростки должны выполнить последовательность действий на карте. Так, чтобы завести машину, необходимо отыскать бензин и починить двигатель, а чтобы вызвать полицейских, придётся восстановить связь. Однако задачи отличаются лишь формально. На практике 90 % времени ты рыскаешь по округе в розысках вещей.
Детишек восемь, а Джейсон один — с большой частью вероятности в следующем матче нам предстоит заниматься всё тем же: искать объекты. Игр через пять понимаешь, что бегать от маньяка просто наскучило. Единственные яркие моменты геймплея — это встречи с Вурхизом, какие довольно часто заканчиваются фатально. Да, ты можешь красться на корточках, тихонько закрывать за собой двери, обыскивать любой домик и двигаться к своей победе. Но это дико скучно, в этом однотонном процессе нет ничего интересного.
Чтобы добавить остроты, придать поступку немного пикантности или хотя бы элементарно ускорить его, начинаешь без стеснения носиться, привлекая внимание Джейсона. Если маньяк великодушно обратит на жертву внимание, зрение персонажа начнёт сбоить, заиграет нервозная музыка, и тогда вы испытаете желанный прилив адреналина. Последующая гонка от кончины — это единственная ценность Friday the 13th. И если вам пришлось познакомиться с топором Джейсона, то после крахи будьте добры десяток минут наблюдать за метаниями своих коллег. По-иному опыт не получите.
Выжившие беззащитны, а Джейсон почти бессмертен (его смертоубийство — самый сложный сценарий победы для подростков), поэтому ни о каком силовом противостоянии маньяку в большинстве случаев выговоры идти не может. Попали в поле зрения убийцы — остаётся лишь бежать и прятаться. Множество объектов на локациях интерактивны: мы можем залезть в окно, шмыгнуть под кровать, затаиться в шкафу. В этих эпизодах мощнее итого выстреливает скудная хоррор-обойма «Пятницы»: когда ты, затаив дыхание, возлежишь под кроватью, а в метре от тебя ступают тяжёлые ноги Вурхиза, подлинно начинаешь ощущать себя героем-бедолагой из фильмов своего младенчества.
Вот почему страшные парни в кино всегда знают, где запрятывается их жертва.
Игра за Джейсона куда немало увлекательна. У маньяка есть способности, которые позволяют почувствовать себя натуральным злодеем — всесильным и непобедимым. Тут и телепортация, и подсветка жертв, и усиление вести — основного средства нахождения человечины. Громила может разрубать двери, кидать ножики, останавливать машины. Но самое интересное начинается, когда Джейсон выслеживает неприятеля и берёт курс на его уничтожение. Тушка сначала бежит скорее нашего героя, но силы покидают её, и скоро беззащитное тело, истерично размахивая какой-либо сковородой, полным отчаяния взглядом смотрит в глаза своей судьбине…
Пространства для таких весёлых гонок здесь достаточно. Территория локаций будет большая — её хватает для того, чтобы парочка выживших могла включить стелс-режим, вселиться в деревенских туалетах и заставить Джейсона выть от одиночества. Карт итого несколько, они крайне однообразны и схожи не только по сеттингу (леса и домики), но и структурно. Территориальные отличия никак не сказываются на логике геймплея: везде персонажи выполняют одни и те же поступки — перебегают из одной постройки в другую в поисках нужных предметов.
Стоит признать, что баланс сил всё же выдержан неплохо. У детишек масса способов противостоять Джейсону. Особенно в группе: при хорошем командном взаимодействии можно скоро отыскать необходимые предметы, а также дать отпор убивцу с помощью всяких капканов, бейсбольных бит и даже ружья.
По мере комплекта опыта игрок открывает новых персонажей, каждый из каких имеет свои характеристики. Кто-то меньше шумит, некто сильнее бьёт, кто-то бегает шустрее. Различия не столь существенны, однако для верного распределения ролей довольно важны.
Приблизившись к подростку, Джейсон может подхватить его, после чего перед носителем хоккейной маски поднимется нелёгкий выбор: что сделать с телом? Изящно расплющить башку, сжечь в камине, расчленить… Анимаций «фаталити» много, а добавочные приёмчики можно открыть по мере набора очков эксперимента. А ещё засидевшиеся в Friday the 13th игроки могут собрать коллекцию Джейсонов из различных частей франшизы, каждый из которых отличается оружием и предпочитаемой казнью. В всеобщем, фансервис обеспечен полностью.
Графическое исполнение в целом не коробит. Но чем длиннее играешь, тем больше недостатков подмечаешь. В частности, хуже итого пришлось персонажам: они анимированы из рук вон плохо. Детишки открывают рты, словно щелкунчики, натужно выпучивают очи, изображая страх, их движения топорны и неуклюжи. Способность Джейсона к телепортации вообще выглядит и ощущается как какой-то баг. Ну неужели невозможно было анимировать момент его исчезновения и появления какой-нибудь вспышкой или маревом?
Из мёртвой хватки Джейсона почти невозможно освободиться.
И это не тот случай, когда притязания к графике имеют второстепенное значение. В проекте, где всё ориентировано на создание атмосферы, подобным мелочам необходимо было уделить максимум внимания. Когда у твоего персонажа так холодное выражение лица, что легче поверить в то, что он член команды зомби-подкрепления для Джейсона, а не напуганный подросток, хочется крикнуть шагающему за тобой убийце: «Неплох топорами махать, мы из одной банды!»
***
Friday the 13th: The Game вышла весьма сырой во всех отношениях. Её механика недостаточно интересна и, что ещё хуже, немощно реализована. Игра просто недоработанная, и это ощущается в любом аспекте её дизайна, в отсутствии львиной доли необходимого для любого проекта контента. Иногда ей удаётся выдать натуженные моменты и пощекотать нервы, но большую часть времени геймплей сводится к монотонным и монотонным действиям. Разработчики взялись за очень амбициозную и сложную задачу и сорвались.
Плюсы: фансервис обеспечен на все сто; иногда случаются яркие ситуации.
Минусы: сырость во всех аспектах; игра вышла открыто недоработанной.