Анонс Gangs of Sherwood одновременно изумлял и интриговал — кооперативный экшн про Робин Гуда, который сражается с армией роботов шерифа Ноттингема в стимпанковой версии средневековой Англии. Разом было понятно — в такой игре точно будет юмор, и при этом она попытается составить конкуренцию боевикам а-ля Warhammer: Vermintide 2. Как очутилось, к этому можно относиться только с юмором.
Робин Гуд против роботов
Сразу надо сказать, что авторы Gangs of Sherwood — это бельгийская Appeal Studios, какая разработала культовое приключение 1999 года Outcast, считающееся родоначальником жанра нелинейных адвенчур в открытом вселенной. А сейчас студия готовит его продолжение с подзаголовком A New Beginning. Для многих главным в Outcast были не только свобода поступков и проработка мира, но также увлекательный сюжет, юмор и квесты.
Неудивительно, что и в Gangs of Sherwood всё хорошо с юмором и подачей — это, пожалуй, лучшая доля игры. Мы получили не просто набор карт для кооперативного прохождения, а связную сюжетную кампанию на три акта. Причём связывается она небольшими кукольными понятиями, в которых иронично обыгрываются основные события.
События эти типичны для легенды о Робин Гуде — мы противостоим шерифу Ноттингема и его лакеям, которые обдирают честных людей налогами. Но в Gangs of Sherwood всё это сделано с поправкой на стимпанк и тот факт, что перед нами видеоигра. Выходящее приправлено коварными экспериментами над жителями, которых похищают и превращают в роботизированных воинов с механическими клешнями, энергощитами и пулемётами.
Миссии соответственные — мы спасаем местных из плена, проникаем в шахты и лаборатории, сражаемся с огромными машинами, сопровождаем телеги с бомбами, чтобы с их поддержкой уничтожить 20-метровые артиллерийские пушки, и гоняемся за шерифом, который пытается удрать от нас на гигантском летающем корабле. И, разумеется, всю дорогу дерёмся с боссами, многие из которых выглядят впечатляюще.
Графика, дизайн и в целом аудиовизуальное исполнение в Gangs of Sherwood на вышине.
Робин Гуд и его друзья при этом постоянно что-то комментируют, шутят, с гордостью говорят о своём чувстве юмора, но в пылу сражений не вечно это замечаешь и вслушиваешься. На меня более сильное впечатление произвели забавные детали: например, два рыбака, которых можно повстречать на многих картах — они каждый раз сидят с удочками на огромной высоте над озером, несколько ошарашенно смотрят вниз и отпускают комментарии в духе «Где же лифт, когда он так необходим?».
Кроме того, мы постоянно собираем коллекционные предметы и потом в убежище (естественно, оно расположено в большом английском дубе) можем оценить их и услышать забавные комментарии героев — так, священная книга прожорливого монаха Брата Тука, примкнувшего к банде Робина, окажется сборником рецептов “лакомой и здоровой пищи”. Таких деталей в игре много.
Обязательная программа
К самому геймплею авторы Gangs of Sherwood тоже пришлись ответственно и выдержали всё в соответствии со стандартами жанра. Четыре персонажа со своими боевыми стилями и уникальными умениями? Есть. Сам Робин Гуд бьёт из лука и создаёт разные виды стрел с разными же свойствами — одни наносят повышенный урон на дальней дистанции, иные разлетаются на части при ударе и так далее.
Дева Мэриан, сестра шерифа (она хорошая, а за братца ей стыдно), во время легковесных атак быстро орудует своей рапирой и способна вызывать магнитные кинжалы — они автоматически притягиваются к целям, какие девушка атакует своим кнутом. Уже упомянутый Тук — классический танк, который раскидывает толпы врагов огромной булавой. А Малыш Джон, обладающий, несмотря на своё кличка, внушительным телосложением и бронёй, способен сильно бить механической рукой и накапливать «тепловые очки», чтобы штурмовать дважды, поджигать и взрывать противников.
Как видите, у каждого героя — разные и по-своему интересные стили и способности — авторы пришлись к этому творчески. Например, Джон, не обладая дальнобойным оружием, умеет вырывать из земли и разрушать башни, где укрылись лучники.
Кроме того, наши подопечные могут входить в состояние ярости (оно тут именуется «Инстинкт бунтаря»), в котором наносят повышенный урон, регенерируют и используют особые умения — те тоже уникальные для любого из членов банды.
Разумеется, на месте и прокачка. Непосредственно во время миссий персонажи получают уровни на чекпоинтах (между миссиями они сбрасываются) и находят сундуки не лишь с золотом, но и с артефактами, дающими пассивные бонусы. Ассортимент артефактов небольшой, но использовать их полезно.
Искать такие сундуки увлекательно — многие из них находятся в местах, куда могут попасть только определённые герои. Робин и Мэриан проникают в узкие проёмы и щели в стенах, а Джон и Тук попросту вышибают некоторые из них. И все способны лихо перемещаться по уровням с помощью крюка-кошки, в том числе для того, чтобы забираться в негласные места.
Уже после миссий, в убежище, заработанное золото увеличивает нашу славу в народе и общий ранг, что разблокирует новоиспеченные приёмы и умения для всех героев. Но покупать и активировать эти способности нужно для конкретного персонажа и за то золото, которое мы заработали прямо за него.
Навыки тут отдельные для лёгких и тяжёлых атак и для «Инстинкта бунтаря». Его эффективность и продолжительность тоже можно увеличивать. Кроме того, в убежище мы покупаем добивания, костюмы, увеличивающие характеристики персонажа, и добавочные слоты под артефакты.
Произвольная программа не удалась
Сражения в Gangs of Sherwood красивые, эффектные и вполне удобные с точки зрения управления. К тому же можно взаимодействовать с окружением — так, взрывать бочки, сбрасывать на врагов тяжёлые предметы и даже кидать на голову пчелиные ульи.
И что же тогда с игрой не так? Ну, во-первых, немного контента. Просто сравните с той же Vermintide 2: там — 5 классов и 15 профессий, тут — 4 персонажа с парой веток зачислений и умений, которые к тому же нередко представляют собой улучшенные версии одной и той же способности.
В Vermintide 2 есть 5 кампаний и немало 20 миссий, во время которых ещё выпадают «героические деяния» на выполнение одного из заданий с усложнённым геймплеем; плюс различные режимы, включая «Выживание». А здесь у нас одна кампания на девять миссий и пара дополнительных карт, где нужно биться исключительно с боссами.
И одно из самых главных упущений — в Gangs of Sherwood нет системы разнообразного лута, возможности выбивать негустое и ветеранское снаряжение, крафтить предметы. А покупка костюмов и поиск во время миссий уже упомянутых артефактов, которые всегда повторяются (чаще всего это самолечение при атаках и поджигание врагов) — очень слабенькая всему этому замена.
Уж не ведаю, по этой ли причине или по какой-то другой, но в Gangs of Sherwood довольно маленький онлайн. Желающих присоединиться к игре можно ожидать очень долго, да и поиск других банд выдаёт не так много вариантов. Поэтому нередко приходится играть в гордом одиночестве. И тут ещё одна промах — в отличие от той же Vermintide 2, с вами даже боты других классов не бегают.
А ещё в игре странный баланс. На нормальной сложности игра так простая, что непонятно, зачем тут ещё и лёгкий уровень. А вот на героическом сложность в разы увеличивается. При этом в одиночку пройти такие миссии сложно, но можно, особенно за Робин Гуда, какой, кажется, тоже рушит баланс — он намного сильнее остальных. А вот в команде, да ещё в полном составе, играть куда сложнее, что вроде бы не совершенно логично.
Понятно, что это подстёгивает сражаться грамотно и заниматься прокачкой персонажей. Но напоминаю, что миссий и карт не так много. И это будет быстро надоедает — особенно если играешь в неполном составе или в одиночку. Впрочем, и в кооперативе возможностей для взаимодействия, на самом деле, не так немало — вовремя включить целебную ауру, воскресить товарища или вместе открыть какую-то дверь.
Кто-то ещё жалуется на неловкое использование блока и баги, но я этого почти не ощутил — лишь раз персонаж намертво застрял в дереве.
Gangs of Sherwood сделана талантливыми людьми, и в цельном это зрелищный кооперативный экшн, у которого всё отлично с иронией, подачей и персонажами. Другое дело, что опыта непосредственно в этом жанре у авторов, видимо, нет, потому игре не хватает контента, баланса, а в некоторых случаях — и правильных гейм-дизайнерских решений.
Плюсы: неплохая сюжетная кампания; юмор и ирония; ослепительный сеттинг; интересные персонажи с уникальными умениями и боевыми стилями; зрелищные сражения; игра шикарно выглядит и звучит.
Минусы: не хватает контента и порядков; дисбаланс сложности; мало возможностей для взаимодействия; редко, но встречаются баги.