Коллектив Crystal Dynamics был основан в 1992-м, и спустя три года он выпустил платформер  Gex. Антропоморфная ящерица должна была сделаться персонажем уровня Соника или даже Марио — узнаваемым героем, которого ждала бы долгая жизнь в разных проектах. Трилогию игр с его участием мы таки получили. Все три вышли ещё в крышке прошлого века, а теперь усилиями Limited Run Games они доступны и на современных платформах в сборнике  Gex Trilogy. Если оценивать этот релиз как сборник собственно переизданий, то работа проделана так себе, но сохранились игры неплохо.

Продукты той эпохи

Для начала стоит рассказать обо всех играх по отдельности, поскольку заключительные две сильно отличаются от дебютной. Первая, которая просто называется  Gex, представляет собой платформер с видом сбоку и повествует о ящерице, попавшей через телевизор в «медийное измерение». Персонаж бегает по разным каналам и собирает телевизионные пульты, позволяющие разблокировать новоиспеченные уровни, коих больше двух десятков.

Меню паузы у всех игр общее, и почему-то оно напоминает… о  Persona 5.

Вдохновлялись разработчики тем, что было популярно на ТВ в то пора: разного рода шоу на MTV, мультсериалами вроде «Бивиса и Баттхеда» и так далее. В игре много отсылок к поп-культуре той эпохи — Гекс разговаривает цитатами из кинофильмов вроде «Индианы Джонса» и «Звёздных войн». Озвучил его американский комик Дэна Гулд (Dana Gould), не расстававшийся с этим героем на протяжении всей трилогии. В каком-то резоне Gex напоминает капсулу времени, при прикосновении к которой как будто переносишься в детство и включаешь старый MTV — в наших краях он не так уж мощно отличался от зарубежного.

Геймплейно же Gex даже сегодня кажется необычным платформером, поскольку помимо обычных прыжков и ударов хвостом персонаж умеет карабкаться по стенам. Участки, какие для большинства героев подобных игр были бы непреодолимыми, здесь встречаются на каждом шагу — если видите узкий горизонтальный ход, можете прыгнуть на стену, приклеиться к ней лапами и проползти куда надо. А в некоторых случаях карабкаться позволяют даже по стенам на далеком плане. Игра и так выглядит объёмно благодаря параллакс-скроллингу, а с такими механиками эффект усиливается.

Уровней довольно немало, они достаточно крупные, коллекционных предметов на них полно, да и секретов хватает. Здесь есть привычные для платформеров той эпохи проблемы вроде нужды иногда прыгать в неизвестность (что порой заканчивается приземлением на шипы) и замедленной реакции персонажа на бегу. Самый нервирующий недочёт — моментальная смерть при соприкосновении с водой. Те же шипы просто отнимают очко здоровья, равно как и противники, а вот от воды избавиться уже не получится. Точнее, получится в переиздании — в него добавили перемотку, и в любой момент вы можете перенестись на пару секунд назад.

Вторая и третья доли серии —  Gex: Enter the Gecko и  Gex 3: Deep Cover Gecko — совсем не похожи на первую. Они больше напоминают  Super Mario 64 — это трёхмерные платформеры, в каких из хабов мы переносимся на отдельные уровни. Там от нас тоже требуется собирать пульты, чтобы открывать новые локации, но если в первой доли эти предметы просто висят в воздухе, то теперь нужно выполнять задания для их получения — что-то собирать, кого-то побеждать, что-то уничтожать и так дальше. И во второй, и в третьей играх локации значительно больше, чем в оригинальной Gex, так что возвращаться к ним придётся не один раз.

Gex Trilogy: Обзор трилогии игр эпохи MTV

Больше всего в обеих трёхмерных играх впечатляет дизайн этих самых локаций — даже ныне, несмотря на сильно устаревшую графику, смотреть на происходящее без улыбки невозможно. Чего стоит хотя бы дом ужасов, в каком летают привидения, из стен вылезают жуткие физиономии, а статуи размахивают оружием. Или открытые пространства, где Гекса то цветы атакуют, то противники кидаются наскоро слепленными снежками. Творческая свобода у дизайнеров явно была безграничная — даже когда повторно запускаешь уже изученные степени, натыкаешься на мелочи, которые раньше не замечал. Третья часть не стала большим шагом вперёд по сравнению со другой, и в своё время её ругали за отсутствие инноваций и существенных изменений, но это не делает её плохим платформером — просто впечатления от сиквела останутся ослепительнее, чем от финальной игры трилогии.

Хвост пока не отвалился

Короче говоря, игры хорошие и прошли проверку порой — осталось понять, что сделали с ними в Gex Trilogy. А сделали, к сожалению (или к счастью), очень мало. К примеру, если в ремастере  Croc: Legend of the Gobbos перерисовали текстуры и позволяют вольно переключаться между старой и новой графикой, то тут над визуальной составляющей не работали вообще. Разве что добавили поддержку широкоформатного порядка, вот только если его выбираешь, то картинка растягивается — довольно сильно в первой игре и менее заметно во второй и третьей. Ну и про ЭЛТ-фильтр не позабыли, хотя он получился хуже, чем в других подобных переизданиях.

Gex Trilogy: Обзор трилогии игр эпохи MTV

В принципе, больше крупных геймплейных нововведений в сборнике нет. Можно отметить спокойное управление с помощью аналогового стика во всех трёх играх, но это как будто само собой разумеющееся. Плюс сообщают, что были исправлены некоторые баги и технические недочёты оригиналов, но это могут подтвердить разве что фанаты трилогии, учившие эти игры вдоль и поперёк. В остальном это те же платформеры, что и раньше, из-за чего Gex Trilogy скорее напоминает комплект сэмулированных версий. Тут суждения разделятся — кто-то будет рад, что игры оставили практически в первозданном виде, а кому-то покажется, что они заслуживали большего.

Я и сам не могу определиться, что лучше. С одной сторонки, все части Gex — продукты своего времени, которые лишний раз лучше не трогать. С другой — переиздание как будто действительно могло быть лучше: так, если бы создатели не просто переносили версии с первой PlayStation, а добавили бы эксклюзивный контент из портов для других консолей. Или сгладили бы углы вроде загрузок в первой игре, какие не длятся слишком уж долго, но явно не должны занимать столько времени на современных платформах. Да и камеру во второй доли не мешало бы усмирить — слишком уж часто она поворачивается в разные стороны.

Gex Trilogy: Обзор трилогии игр эпохи MTV

Зато не забыли про бонусный контент. Концепт-арты, обложки, многостраничные отсканированные руководства, несообразные рекламные ролики той эпохи — сюда завезли стандартный для подобных изданий набор. Плюс есть музыкальный плеер с композициями из всех трёх игр. Самым удивительным бонусом мне показалось интервью с Дэной Гулдом, разбитое на дюжину фрагментов, которые не только сами по себе куцые, но и, судя по склейкам, отредактированные. А комментариев разработчиков вообще нет, хотя они наверняка были бы интереснее, чем воспоминания того, кто попросту озвучивал персонажа. Даже видеоролики, в которых показаны прототипы уровней, записаны без закадрового голоса — досадное упущение.

Безусловно, появление трёх Gex на всех перронах — событие важное. Игры это не легендарные, но знаковые, и теперь их можно проходить без танцев с бубном и на компьютерах, и на консолях, пользуясь добавочными удобствами вроде перемотки. В то же время со стороны кажется, что работа была проделана минимальная — конечно, трилогия вряд ли заслуживает полноценных ремейков, как  Crash Bandicoot или  Spyro the Dragon, но хоть какие-то графические и геймплейные улучшения хотелось бы видать, не говоря уж о бонусном контенте вроде вырезанных уровней. Так что ради ностальгии с  Gex Trilogy ознакомиться стоит, но вдохнуть новоиспеченную жизнь в игры не захотели, хотя они явно того заслуживают.

Плюсы: три знаковые игры теперь доступны на всех перронах; возможность перематывать время упрощает прохождение всей трилогии; игры неплохо сохранились благодаря интересным идеям и довольно большому количеству контента; есть привычные для подобных переизданий бонусы вроде галереи концепт-артов, руководств и многого иного.

Минусы: практически нет ни геймплейных, ни графических улучшений, из-за чего переиздание больше похоже на эмуляцию; не хватает комментариев разработчиков — вместо этого тут интервью с актёром, озвучившим Гекса.

Оценка игры