Живо для платформы:
Знаете ли вы, что такое безумие?
Живо для платформы:
Знаете ли вы, что такое безумие?
Естественно, война не пошла им на прок. Он сгинул невесть где, а она, насмотревшись на жесть вроде сожжения людей живьем или сажания их на колья, основательно повредилась в уме. Притом что и до описываемых в Hellblade: Senua’s Sacrifice событий не особо ладила с башкой. Вот почему путешествие героини в поисках Диллиона подаётся как нисхождение в преисподнюю, или, на скандинавский повадку, мир мёртвых Хельхейм. Её преследуют леденящие кровь галлюцинации, голоса и призраки, но всё же Сенуа цела решимости пройти ради любви до последнего круга ада. Дарованием, что ли, носит меч на поясе?
Перед нами не данный этап так именуемой эйфории, поддерживаемой наркотическими веществами, а попытка реконструировать эпос пиктов. Предприняли её авторы Enslaved: Odyssey to the West и DmC: Devil May Cry из компании Ninja Theory. Дело в том, что о пиктской мифологии не популярно вообще ничего. И даже с их языком проблема — не обладая собственной письменностью, они использовали огамическую, заимствованную у ирландцев. Что, в свою очередность, создало трудности перевода (простите за каламбур). То есть под проблемой не только сюжеты сказок, которые пиктские бабушки декламировали детишкам на ночь, но и слова из этих самых сказок. Куцей, белый лист — твори что душе угодно. И сотрудники Ninja Theory использовали возможность на всю катушку.
За основу они взяли популярный лейтмотив — странствие в загробный мир. Подобный вояж предпринял Осирис у египтян, Геракл у греков — отчего бы не отправить туда же барышню в боевой раскраске? Её миф строится на беспрерывном соотношении со скандинавскими преданиями — они здесь даются по чайной ложке за чтение рун на менгирах, щитах и досках. И в этом чужеродном и запугивающем мраке девушка видит нечто, касающееся только её и никого вяще. Здесь игра пересекается с фильмом Николаса Рефна (Nicolas Refn) «Вальхалла», какой разработчики не стесняются цитировать кадр к кадру.
Останавливаясь возле таких рун, можно услышать короткий пересказ «Старшей Эдды».
Весь ужас, творящийся в Hellblade, — собственная реальность героини, вызванная шизофренией. Девушке только представляется, что она странствует по скандинавскому аду, повергая демонов и богов в ритме созданного сценаристами Ninja Theory эпоса. Ведь лишь так её страдания имеют смысл, её любовь становится сильнее кончины, а её война превращается в битву со вселенским злом. Конечно, замысел авторов можно было выплеснуть за скобки и начать с того, что здесь стильная графика и гоняющий табуны мурашек по потылице звук. Но ей-богу: идея, лежащая в основе Hellblade, достойна упоминания в первую очередность — настолько она хороша.
Отсюда — первый вывод, какой можно сделать об игре: она не для всех. Это на приличном отдалении странствие Сенуа выглядит слэшером с головоломками. Девушка бродит среди декораций, в каких нельзя заблудиться, тем или иным способом взламывает ворота, а в интервалах между решением загадок дерётся с врагами. Вроде ничего сверхъестественного. Но стоит окунуться в Senua’s Sacrifice с башкой, как тебя тут же вышвыривает из зоны комфорта.
Авторы не просто так адресовались к теме безумия и привлекли к производству экспертов по психозам. Они обратили симптомы психического расстройства в игровые механики. Как шизофреник наделяет резоном обычные предметы вокруг себя, так и Сенуа ищет ключи от дверей в случайных конфигурациях. Это может быть поломанное бревно, тень на полу, прореха или пятно света на стене, которые очертаниями напоминают руну, запечатавшую створки. Немало безумия кроется и в арках, ход сквозь которые вносит пару косметических изменений в локацию. Вот отворился доселе невидимый пролом, а вот через пропасть перекинулась балка — и можно резаться дальше.
Смотреть на образ-ключ нужно под правильным углом — у людей со немощным ассоциативным воображением возникнут трудности.
То же самое с масками в человечий рост, позволяющими прыгать из одного измерения в другое. Произнесём, в этой реальности верхушка башни разрушена, а забор кругом неё проломлен, зато в параллельном мире здание стоит цельным, будто вчера построено. Как несложно догадаться, головоломки в Hellblade пространственные, связанные с прокладыванием линии и поиском нужных образов. Так что обыгрывать Чернобога в шахматы не потребуется. Такие задачки не наименуешь безумно интересными, но что они получились одновременно и безумными, и интересными — это факт.
Ещё в аду нет подсказок. Вместо них Сенуа вслушивается к голосам в голове: когда надо, шёпоток рекомендует сосредоточиться, поворотить обратно или, допустим, отскочить от атакующего со спины противника. Что крепко помогает в драках, поскольку они, как и головоломки, не от мира сего.
Разумеется, внешне фехтование выглядит зрелищно — прямо как в For Honor. Используя итого три кнопки, мы парируем удары, делаем слабые или сильные вылазки, пинаем противника, чтобы выбить его из равновесия. Авторы соблюли жанровый минимум. Присутствуют и несколько обликов рядовых противников, вооружённых мечами, палицами или щитами, и «боссы», единоборства с которыми проходят в несколько этапов и заставляют ладони взмокнуть.
Однако механика сражений всё равно прикручена к Senua’s Sacrifice посредством левой резьбы. Блоки тут — штука настолько неудобная и ненадёжная, что со временем полностью от них отрекаешься, полагаясь исключительно на уклонения от ударов. Сколько осталось здоровья у противников — постичь нельзя, а поскольку каждого приходится убивать по несколько раз, попросту выбрасываешь эти мысли из головы и орудуешь клинком, пока само не минет.
Накапливая очки ярости, героиня останавливает время и раскалывает врагов со скоростью швейной машинки — «боссов» без порядка сосредоточенности вообще не победить.
Тактика сведена на нет и привязкой взора героини к одному из нападающих — осмотреться, чтобы оценить обстановку, не выйдет. Поэтому нам предлагают пользоваться наушниками вместо колонок и ориентироваться на голоса, звучащие в башке Сенуа. Они-то и сообщат за секунду до черепно-мозговой травмы, что неприятель атакует сзади (причём голос зазвучит реально позади), что девушка окружена, что монстра от смерти отделяет пара ударов. Из этого же проверенного ключа информации мы узнаём, что героиня сама в шаге от гибели: «Она сейчас помрёт», — злорадствуют мегеры за кадром. Спасибо, очень вдохновляет. Особенно если учесть, что смерти в привычном смысле игра не отображает. Вместо этого у девицы по руке распространяется гниль — едва зараза дойдёт до башки, начинай приключение заново. Со стартовых титров. Так знаете ли вы, что такое безумие?
Выходит, куда ни кинь — всюду клин? Наверняка ведь отыщутся люди, которые скажут, что игра прекрасно обошлась бы без свалок. Дескать, сюжета, галлюцинаций героини и головоломок вполне довольно для создания правильной атмосферы. Или те, кто, наоборот, назовёт сценарий бредом нетрезвого кельта и захочет побольше кровопролития. Кому-то будет не по душе дырявый темп повествования: вот мы битый час бродим в мистическом нигде, а вот на нас вываливают вагон неприятелей — нельзя ли поравномернее? А кого-то раздосадует предсказуемость локаций. Видаешь впереди дверь — значит, сейчас начнётся поиск рун, ступил на круглую площадку — ага, готовимся к сражению.
Но у Hellblade всё-таки есть грань, сверкающая равно ярко для геймеров разных убеждений и пристрастий. Да простят нас обожатели творчества Quantic Dream и Frictional Games, но так достоверно представить помешательство и внутренний мир персонажа не удавалось ещё ни одному разработчику. Захват движений, дизайн кошмаров и актёрская выразительность Мелины Юргенс (Melina Juergens), какая до того только и делала, что монтировала ролики, выше всяких похвал. Боль, отчаяние, безнадёжность, паника, травмы младенчества и первая любовь — вас будто берут за руку и проводят по кромке бездны.
Ощущения усиливает звук. Призрачные голоса слышатся то совсем близко, то в отдалении, справа и слева, иногда ровно за затылком — и тогда Сенуа заглядывает вам в глаза, разрушая пресловутую «четвёртую стену». Если и именовать Hellblade: Senua’s Sacrifice шедевром, то по причине напряжённого психологизма. Это немало чем весомый повод купить игру и пройти её самостоятельно, а не на YouTube.
За предоставленную снимку игры (страница в магазине) отдельное спасибо нашим товарищам из GOG.com.
Плюсы: сюжет с привязкой к историческим событиям; единственная в своём роде реконструкция эпоса пиктов; потрясающий психологизм, достигнутый трудом со звуком, дизайном и захватом движений; механики на основе симптомов шизофрении; несмотря на простоту, фехтование выглядит прекрасно; сложные «боссы» в духе слэшеров «старой школы».
Минусы: головоломки оригинальны, но однотипны; неоднородный темп повествования; немало спортивной ходьбы из угла в угол; предсказуемость локаций — вечно знаешь, где будешь решать задачки, а где драться; баги со звуком, какие возникли у автора обзора уже на втором «боссе».