Живо для платформы:
Американские горки на дому — мечта идиота.
Живо для платформы:
Американские горки на дому — мечта идиота.
История начинается весьма бодро и перспективно: наш герой становится свидетелем какого-то нехорошего действа, к какому причастен его сосед. Если опустить (а это рекомендовано для половины созданий современной культуры) логику «А почему бы не позвонить в полицию?», то продолжение будет интригующее: парень пробирается в чужой дом, дабы выяснить, что в своём подвале таит потенциальный преступник.
Но далее сюжет сворачивается в сюрреалистичный узел, распутывать какой — отдельная забава для посетителей тематических форумов. Каждый новоиспеченный уровень представляет собой проникновение героя в усовершенствованную обитель соседа. Когда и как он поспел отгородить себя от мира высоченной стеной или построить ветвистую сеть железной пути для вагонетки вокруг своего замка, — большой проблема. Почему раз за разом мы прокрадываемся в эти архитектурные творения, чего мы там разыскиваем и что же в конце концов натворил наш усатый негодяй, — всё это отличные предлоги для спекуляций.
И не надейтесь, что концовка всё расставит по своим местам. Она, во-первых, надвигается слишком неожиданно (прохождение займёт часа четыре), а во-вторых, лишь углубляет непонимание. Сразу и не веришь, что этот блеклый эпизод является финалом запутанной детективной истории. Вполне вероятно, что у сценаристов есть однозначное видение сюжета и они могут разъяснить каждую странную деталь повествования. Но мне, как рядовому пользователю, ни на секунду не захотелось минуть Hello Neighbor заново, чтобы, уже имея определённую информацию, пробраться в тайны её истории. Почему-то они кажутся не имеющими разгадки мистификациями.
Стул в стене — так могут лишь программисты.
Ведь с геймплеем та же проблема, что и сюжетом. Вначале ты увлечённо прокрадываешься по дому соседа в стелс-режиме, выискивая необходимые предметы, отвлекая его внимание, разгадывая логичные загадки. Но чем дальней, тем хуже. Механика остаётся той же на протяжении всей игры: герой может хватать вещи, кидать их, а также использовать некоторые из них. Свободно блуждающий по дому сосед разбавляет рутину короткими гонками. Многое тут напоминает современные хорроры вроде Alien: Isolation. Отвлечь внимание «твари» можно кинутым предметом, а прятки в шкафу и под кроватью сопровождаются пугающей трепетом экрана. Только вот из укрытия мы наблюдаем не жуткого монстра, а потешного усатого дядьку, какой, поймав нас, не примется отгрызать голову или отрывать конечности — вас попросту ждёт перезагрузка уровня.
Так всю игру мы и перемещаемся по локациям, выбирая не нервирующие противника пути и решая головоломки. В последних, собственно, и заключается геймплейная ценность Hello Neighbor. Ценность сомнительная, ведь логика, какой подчинены загадки, совершенно непрозрачна и мало кто осилит Hello Neighbor, не заглядывая на YouTube.
Так, над решёткой в случайной последовательности мигают четыре лампочки. Когда загораются все, линия открывается. В другой комнате мы обнаруживаем пушки, стреляющие теннисными мячами по четырём рычагам. Связь введена, и теперь нужно лишь как-то заставить эти машины «замолкнуть». Логично было бы просто взять и опрокинуть их, сломать, но решение, какое предлагает игра, куда менее тривиально. Для того, чтобы зафиксировать рычаги, необходимо возвести заграждение между ними и пушками. Но как это сделать? Разумеется же, вырастив несколько деревьев прямо на полу! А этого как добиться? Очевидно же — необходимо стащить граммофон из другой части дома и включить его в этой комнате. Под волшебную музыку на наших глазах раскинется чудесный сад…
Hello Neighbor — штука весьма странная. Во всех аспектах: в сюжете, механике, визуальном дизайне. Манера игры забавен и приятен: напряжённые звуковые эффекты и типические хоррор-элементы любопытно резонируют с красочной графикой. Многие локации выполнены добротно, встречаются веселящие глаз интерьеры.
Когда спрос превышает предложение.
Однако сюрреалистические притязания авторов, похоже, сыграли злую шутку, ибо многие участки степеней сделаны спустя рукава. Куча комнат не имеет меблировки, сами предметы окружения постоянно повторяются, интерьеры не повествуют историю. Они будто сколочены без всякой логики и смысла — в чаянию на то, что более креативные пользователи сами усмотрят в них эту историю. Создаётся ощущение, будто созидатели вдохновились The Beginner’s Guide, решили сделать так же, но таланта не достало. Если в последней пустота и неказистость локаций оправдана концептуально, то тут она ощущается халтурой.
В отношении Hello Neighbor, к сожалению, вяще хочется говорить о технической реализации, чем о всяких геймплейных особенностях. Игровой процесс пестрит различными шероховатостями, угловатостями и недоработками. Сумасшедшая физика, созданная Dynamic Pixels, попросту непозволительна: то положенный на землю мяч катится до края уровня, то персонаж вдруг «оттолкнётся» от земли вешалкой и свершит десятиметровый прыжок. Стулья застревают в стенах, тарелки — в мячах, сосед — в чём угодно.
Пространственное совмещение двух физических объектов сопровождается противным дребезжанием. В игре может исчезнуть звук, случиться «краш» или произойти ещё какое-нибудь неожиданное событие, какое можно было бы назвать весёлым, если бы перед нами не была финальная версия.
«Бета» заметила множественные баги. И даже их разработчики не потрудились исправить. «Верная» последовательность решения головоломок легко обходится во многих пунктах: например, герой может достать предмет из-за решётки, используя корявую физиологическую модель, или в определённых местах пройти сквозь стену.
Ненастоящий интеллект единственного в игре противника сделан неплохо, но не немало того. Да, наш соседушка способен на многое: расставляет капканы под окнами, беспокоится о работе электричества, реагирует на источники шума. Завидев нас, начнёт погоню, во пора которой будет бросать в нас замедляющие главного героя объекты.
Однако обмануть мерзавца ничего не стоит. И нет необходимости использовать назначенные для этого разработчиками варианты вроде посиделок в шкафах. Приноровившись, можно позабыть про весь этот стелс с гусиной ходьбой и незаметным проникновением — наш оппонент зачастую выбирает вдали не идеальные траектории, преодолевать некоторые препятствия он в принципе не способен, а нередкие «застревания» болвана в текстурах вообще могут отнять прохождение уровня какой-либо опасности.
Кому нужны излишние анимации ног при подъёме на лестницу? Ходят — и на том спасибо.
***
Hello Neighbor — плод будет странной идеи создать сюрреалистический стелс-хоррор. Саму по себе её сложно наименовать удачной. Решение пазлов, не имеющих очевидных логических связей, придётся по душе лишь представителям весьма редкой интеллектуальной субкультуры. Это игра на любителя — любителя учить каждый пиксель уровня, разгадывать недоступные обычному человечьему уму загадки и радоваться неожиданным фокусам программного кода.
Плюсы: симпатичный визуальный стиль; иногда гонки с соседом вызывают эмоции.
Минусы: загадочный, философичный сюжет; сжатость кампании; скупой геймплей, копирующий штампы современных хорроров; обилие «квестов» из серии «Посмотри, что надо мастерить, на YouTube»; море багов.